Поурочные разработки по географии - География Материки, океаны, народы и страны - Страноведение 7 класс И. В. Душина
Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых - Главные особенности природы Земли
Дата …..
День ….
Цели урока: установить закономерности размещения крупных форм рельефа; сформировать представление о разнообразии рельефа Земли как результата краткого и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов; раскрыть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в земной коре.
Средства обучения: карты мира (атлас): физическая, строения земной коры, полезных ископаемых; образцы основных полезных ископаемых; учебные картины (слайды, видеофильмы) о способах добычи полезных ископаемых.
Основные представления и понятия: разнообразие форм рельефа и их различия по размерам, происхождению, возрасту; причины этого разнообразия; щиты и плиты платформ; основные виды полезных ископаемых; закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Номенклатура: наиболее значимые месторождения полезных ископаемых.
Межпредметные связи: выветривание горных пород, виды выветривания, работа текучих вод, ветра, ледников; полезные ископаемые и их группы (природоведение, естествознание). Сила тяжести, энергия (физика).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Закономерности размещения крупнейших форм рельефа Земли
Беседа. Как ученые объясняют размещение выступов материков и океанических впадин?
Практическая работа. Анализ и сопоставление физической карты мира с картой строения земной коры с целью выявления закономерностей размещения крупных равнин и складчатых горных поясов на каждом из материков.
2. Полезные ископаемые
Актуализация знаний. Виды полезных ископаемых; определение их по образцам из коллекции. Какие ископаемые используют как топливо, какие – в качестве строительных материалов?
Объяснение учителя. Образование магматических (в том числе, метаморфических) и осадочных полезных ископаемых; способы добычи полезных ископаемых из их месторождений.
3. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых
Объяснение учителя. Связь месторождений со строением земной коры и с формами рельефа.
Практическая работ. Анализ карты строения земной коры, карты полезных ископаемых и физической карты мира, установление закономерностей размещения месторождений. Нанесение на контурную карту значков месторождений полезных ископаемых, о которых упомянуто в тексте учебника (§ 9, стр. 38-40)
Закрепление изученного
Каковы закономерности расположения крупных равнин и складчатых горных поясов?
Как на материках расположены относительно друг друга крупные равнины и горы? Каковы особенности размещения крупных форм рельефа в Евразии? Чем объясняются эти особенности?
Что называют полезными ископаемыми? По каким признакам их различают?
Где, как правило, размещаются месторождения магматических полезных ископаемых?
Как образуются осадочные ископаемые и где размещаются их месторождения?
Что называют закономерностью? Какие из них вам уже известны?
Какие части материков богаты месторождениями магматических, какие – месторождениями осадочных полезных ископаемых? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку