Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Пояса освещённости - ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять географические следствия движений Земли; объяснять неравномерное распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли, влияние космоса на Землю и жизнь людей; составлять характеристики природных объектов и явлений; обозначать и показывать на картах географические объекты по тематике урока.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Земля как планета”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики освещённости поверхности Земли.
Решаемая учебная проблема
Как изменилось бы градусное значение географической широты тропиков и полярных кругов при изменении угла наклона земной оси?
Основные понятия, изучаемые на уроке
Пояс освещённости, Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.
Оборудование
Глобус, физическая карта полушарий, контурные карты.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Вопросы
1. Сколько раз в году солнце стоит в зените на экваторе?
2. В какие дни наблюдается зенитальное положение солнца на экваторе?
3. На какой географической широте солнце наблюдается в зените 22 июня?
4. На какой географической широте солнце наблюдается в зените 22 декабря?
5. Какое полушарие лучше освещено 22 июня?
6. Какое полушарие лучше освещено 22 декабря?
7. Почему на Земле происходит смена времён года?
8. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?
9. Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
II. Актуализация знаний
Давайте вспомним
1. В чём состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?
2. Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света, а какие — наименьшее?
3. Какие особенные дни, связанные с разным уровнем освещённости Земли, есть в календаре?
III. Изучение нового материала
Постановка проблемы
Как изменилось бы градусное значение географической широты тропиков и полярных кругов при изменении угла наклона земной оси?
А для начала давайте найдём эти “особые” линии на карте и на глобусе, они проведены пунктиром. Как вы думаете, для чего?
Рассмотрите рисунок 15 в учебнике, с. 25. Вас ничего не смущает на этом рисунке? (Нет тени.) Такое явление можно наблюдать только на широте тропиков. На них в дни солнцестояний солнце в полдень находится в зените, то есть точно над головой. При таком положении солнечные лучи падают на земную поверхность строго вертикально. В день летнего солнцестояния солнце находится точно над Северным тропиком, а в день зимнего солнцестояния — над Южным.
Рассмотрим рисунок 17 учебника, с. 27. Широты, где можно наблюдать солнце в зените, расположены в жарком поясе освещённости. Он находится между Северным и Южным тропиками. Области, где наблюдаются полярный день и полярная ночь, называются полярными поясами. Их два: северный полярный пояс расположен севернее Северного полярного круга, а южный полярный пояс соответственно лежит южнее Южного полярного круга. Пояса между тропиками и полярными кругами называются северным умеренным и южным умеренным. В них наблюдаются самые значительные различия в высоте солнца над горизонтом зимой и летом, а следовательно, ярко выражены четыре сезона года.
Запись в тетрадях
• Северный тропик — 23,5° с.ш.
• Южный тропик — 23,5° ю.ш.
• Северный полярный круг — 66,5° с.ш.
• Южный полярный круг — 66,5° ю.ш.
— Что обозначают эти цифры? Ответ найдите в учебнике.
Границами тропического пояса освещённости служат Северный и Южный тропики (соответственно параллели 23,5° с.ш. и 23,5° ю.ш.). В тропическом поясе можно наблюдать солнце в зените, то есть точно над головой наблюдателя. В этот момент не бывает тени от предметов. Границы пояса — тропики — обозначаются на всех картах — физических, политических, картах природных зон и т.п. Следовательно, обучающиеся могут установить территории, в том числе страны мира, где можно наблюдать солнце в зените, и, наоборот, территории, где это явление наблюдать невозможно.
В тропическом поясе освещённости солнце бывает в зените, следовательно, эти части поверхности Земли сильнее всего нагреваются солнцем, то есть это самые жаркие территории нашей планеты. Средняя годовая температура воздуха здесь не опускается ниже 20 °С, поэтому в тропическом поясе плодоносят пальмы, а в морях развиваются кораллы.
Самыми холодными на Земле являются северный и южный полярные пояса, а для умеренных поясов характерны чётко выраженные сезонные различия.
Итак, давайте выявим закономерность: разные широты Земли освещаются и нагреваются по-разному — чем ближе к экватору, тем сильнее нагрев и тем больше тепла и света получает земная поверхность. Чем ближе к полюсам, тем меньше света и тепла. Пояса освещённости сменяют друг друга от экватора к полюсам.
Работа в тетради
Заполнение таблицы “Пояса освещённости”.
Название пояса |
Характеристика пояса |
Границы между поясами |
Северный полярный |
Наблюдается полярная ночь и полярный день |
66,5° с.ш. — Северный полярный круг. 23,5° с.ш. — Северный тропик. 23,5° ю.ш. — Южный тропик. 66,5° ю.ш. — Южный полярный круг |
Северный умеренный |
Не бывает полярных дня и ночи, солнце никогда не стоит в зените |
|
Тропический |
Солнце бывает в зените два раза в году на любой широте и один раз на широте тропиков |
|
Южный умеренный |
Не бывает полярных дня и ночи, солнце никогда не стоит в зените |
|
Южный полярный |
Наблюдается полярная ночь и полярный день |
Работа с таблицей
“Изменение продолжительности дня на различных широтах в течение года в Северном полушарии” (в ч и мин). Таблица выводится на экран.
Широта |
0° |
10° |
20° |
30° |
40° |
50° |
60° |
66,5° |
Самый длинный день |
12,00 |
12,35 |
13,13 |
13,56 |
14,51 |
16,09 |
18,30 |
24,00 |
Самый короткий день |
12,00 |
11,25 |
10,47 |
10,04 |
9,08 |
7,51 |
5,30 |
0,00 |
— Что такое полярная ночь?
— Что такое полярный день?
Проанализируйте таблицу
“Продолжительность полярного дня и полярной ночи на разных широтах Северного полушария” (сутки).
Широта |
Продолжительность полярного дня |
Продолжительность полярной ночи |
66,5° |
1 |
1 |
70° |
64 |
60 |
80° |
133 |
126 |
90° |
186 |
179 |
IV. Закрепление
— Что имел в виду А.С. Пушкин, написав эти строки?
...Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы
а) В чём состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?
б) Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света? Наименьшее количество?
в) Какие особенные дни, связанные с разным уровнем освещённости Земли, есть в календаре?
А теперь более сложные вопросы
1. Какова минимальная продолжительность полярной ночи?
2. При каком угле наклона земной оси в вашем населённом пункте можно было бы наблюдать полярные ночь и день?
Практические задания
1. Составьте характеристику природных условий, характерных для разных поясов освещённости.
2. Обозначьте на контурной карте линии, являющиеся границами поясов освещённости. Подпишите названия линий и поясов.
V. Домашнее задание
§ 4, вопросы и задания после параграфа.