Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Царства живой природы
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; анализировать роль отдельных организмов в биосфере; сформулировать вывод о роли растений в природе; описывать царства живой природы.
На метапредметном уровне
Познавательные. Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Личностные. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики царств живой природы.
Решаемая учебная проблема
Какое царство самое главное?
Основные понятия
Биосфера, царство бактерий, царство растений, царство животных, царство грибов, флора, фауна, природный круговорот веществ.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Вспомните
1. Что такое живая природа?
2. Чем отличается живая природа от неживой?
3. Что такое биосфера?
Вы узнаете
1. О разнообразии жизни на Земле.
2. Из каких царств состоит живая природа.
3. В чём особенности каждого царства природы.
II. Изучение нового материала
Живые организмы на Земле очень многочисленны и разнообразны, их насчитывается несколько миллионов видов, но при этом все они относятся всего к четырём царствам живой природы.
— Попробуем вспомнить и назвать эти царства.
Задание 1. Используя текст учебника, с. 166, дайте характеристику царств природы по предложенному плану. Работа выполняется по вариантам (каждому варианту предлагается заполнить по две графы таблицы).
Пункты сравнения |
Бактерии |
Грибы |
Растения |
Животные |
1. Число видов |
||||
2. Особенности строения |
||||
3. Значение в природе |
— По окончании работы проводится самопроверка, в ходе которой заполняются все графы таблицы.
Задание 2. Используя слайды с изображением живых организмов, соотнесите представителей живой природы с тем царством, к которому они относятся. Названия живых организмов выпишите в соответствующую графу таблицы (работа в тетради).
По окончании работы производится самопроверка.
Задание 3. Соотнесите перечисленные характерные особенности живых организмов с царствами живой природы. Знак “+” впишите в соответствующую графу таблицы.
Утверждения
1. Они являются опылителями растений.
2. Питаются готовым органическим веществом, бывают одноклеточными и многоклеточными.
3. Очищают воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
4. В их клетках нет ядра.
5. Только они, используя энергию солнца, образуют органические вещества.
6. Имеют микроскопические размеры и высокую жизнеспособность.
7. Ведут неподвижный образ жизни, разлагают остатки животных и растений.
8. Представителей данного царства обобщённо называют “фауна”.
Пример выполнения задания
Утверждения Царства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Бактерии |
+ |
+ |
||||||
Грибы |
+ |
+ |
||||||
Растения |
+ |
+ |
||||||
Животные |
+ |
+ |
Задание 4. В ходе прослушивания сообщения по теме “Круговорот веществ в природе” (опережающее задание) составить схему круговорота в тетради.
III. Закрепление изученного материала
А теперь давайте повторим главное...
Итак, сегодня мы познакомились с особенностями царств живой природы. Давайте попробуем применить новые знания для решения главной проблемы, которая была поставлена в начале урока (для решения проблемы используются наводящие вопросы):
— Представителей какого царства мы чаще всего встречаем в природе?
— Какие организмы образуют органические вещества, которыми питаются представители всех царств?
— Кто поставляет кислород для дыхания всех живых организмов?
Вывод. Каждое царство выполняет свою определённую роль, но царство растений особенно важно для природы. Оцениваются устные ответы учащихся.
IV. Домашнее задание
§ 25, составить кроссворд на тему “Представители царств живой природы”, работа с терминологическим словарём (с. 169 учебника).