Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Земля и Вселенная - ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять планетарный её состав; называть возраст Земли; оценивать влияния Солнца и Луны на жизнь Земли; составлять и анализировать схему “Влияние космоса на Землю”; приводить примеры приспосабливаемости организмов к условиям освещённости; составлять прогноз развития жизни на Земле.
На метапредметном уровне
Познавательные. Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т. ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты.
Личностные. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т. ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; принятие правил работы в кабинете географии.
Решаемая учебная проблема
Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?
Основные понятия, термины
Солнечная система, Солнце, звезда, планета, Луна, прилив, отлив.
Оборудование
Глобус, физическая карта полушарий, контурные карты, таблица “Строение Солнечной системы”.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в космос, увидим нашу Землю! (На экране появляется изображение Земли из космоса.) Кто же это наследил на нашей планете?
Да это неутомимый капитан Флинт! Вместе с ним мы отправимся в путешествие! Он нам поможет найти ответы на многие вопросы, ведь это очень опытный капитан, прошедший тысячи миль под парусом. Но и ему, чтобы правильно ориентироваться на просторах нашей планеты, нужно очень много знать. Так что наше познание будет обоюдным. Чему-то нас научит уважаемый Флинт?
Вспомните
1. Что такое Вселенная?
2. Чем отличается планета от звезды?
3. Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
II. Изучение нового материала
Учитель. Земля — часть Вселенной. Из года в год, из века в век в ясную ночь люди видят над головой звёздное небо. Оно кажется нам безграничным, и это совершенно правильное впечатление. То, что может охватить человеческий глаз, — только небольшая часть Вселенной, или, как говорили древние греки, космоса.
Вселенная — это весь существующий мир. Она бесконечна во времени и пространстве.
Во Вселенной расположены огромные скопления звёзд — галактики, газовые и пылевые туманности, межзвёздное вещество. Число только наблюдаемых галактик составляет около 10 млрд. Каждая галактика, в свою очередь, состоит из миллиардов звёзд.
Флинт. Друзья, ну что вы всё о Земле да о Земле. Давайте сразу рванём в космос!
Учитель. Уважаемый капитан, чтобы покорять космос, вначале нам нужно как можно больше узнать о нашей планете. Ребята, давайте научим нашего всезнающего капитана ориентироваться по звёздам, ведь ему приходится так много плавать по океанам и морям. Для этого откройте ваши навигаторские документы (сегодня это наш учебник).
Земля — одна из планет, вращающихся вокруг Солнца (рис. 1 учебника на с. 8). Все планеты вместе с Солнцем и некоторыми другими космическими телами образуют Солнечную систему. Существует много мнений по поводу её образования. Они очень разные, но сходятся в одном: возраст нашей звёздной системы составляет несколько миллиардов лет.
Давайте запомним
Солнце — центр нашей звёздной системы. В состав Солнечной системы входят 8 планет. Возраст Земли составляет около 4,5 млрд лет.
Давайте повторим
Какие планеты образуют Солнечную систему? (Работа с рис. 1 учебника на с. 8.)
Ближе всех планет к Солнцу находится Меркурий. Это не только самая близкая к Солнцу планета, но ещё и одна из самых маленьких планет Солнечной системы. Она быстрее всех обращается вокруг Солнца. Год на Меркурии продолжается всего около трёх земных месяцев. За эту “торопливость” планета и получила своё название, ведь Меркурий — бог торговли у древних римлян. А торговцу нужно двигаться очень быстро. Увидеть Меркурий на небе трудно, ведь он всегда рядом с Солнцем и теряется в его лучах.
Вторая планета — Венера. Она, как и Меркурий, находится недалеко от Солнца, и поэтому её можно увидеть только сразу после заката или незадолго перед рассветом. Отсюда её прозвище — Утренняя звезда. У римлян Венера — богиня любви и красоты. С Земли эта планета действительно выглядит очень красиво, как яркая голубоватая звёздочка. Но если бы римляне побывали на поверхности Венеры, вряд ли бы им пришло на ум назвать её именем этой богини. Представьте себе: ядовитая атмосфера, температура около 400 °С, страшной силы ураганы. А в довершение этой картины — небо зловещего красно-оранжевого цвета.
Ну, о третьей от Солнца планете мы, пожалуй, сейчас говорить не будем. Ведь это наша планета — Земля. А Землю мы с вами будем изучать на уроках географии очень долго и подробно. До встречи, родная планета! Отправляемся дальше.
Следом идёт Марс. Поверхность этой планеты красноватая, а атмосфера Марса такая тонкая и прозрачная, что поверхность просвечивается сквозь неё. Поэтому Марс на ночном небе выглядит как красная звёздочка. Красный цвет — цвет крови. Отсюда и название планеты, ведь Марс считался у римлян богом войны. Из всех планет Солнечной системы Марс больше всего похож на Землю. На Марсе можно встретить пейзажи, почти неотличимые от земных. Вот только одеться нужно потеплее, ведь температура на Марсе даже летом редко поднимается до 0 °С, а уж зимой здесь значительно холоднее (-100 °С). Да и о запасе кислорода нужно позаботиться: атмосфера Марса для дыхания непригодна. Но, несмотря на эти неудобства, а также на то, что до Марса десятки миллионов километров, человечество готовится к экспедиции на красную планету. Правда, дело это непростое, и к тому времени, когда полёт человека на Марс состоится, вы уже закончите школу.
У всех названных планет либо совсем нет спутников, либо их немного.
Флинт. Я видел, что вокруг каждой из планет Солнечной системы, кроме Меркурия и Венеры, обращаются спутники. У нашей планеты один естественный спутник — Луна, у Марса их два — Деймос и Фобос, у Юпитера известно 67 спутников, есть спутники и у Сатурна, Урана, Нептуна.
Учитель. Замечательной особенностью планет-гигантов является наличие так называемых колец. Это скопление мелких частиц газа и пыли, обращающихся подобно спутникам вокруг планеты. Наиболее отчётливо видно кольцо Сатурна, оно самое большое и плотное. У других планет-гигантов газопылевые кольца более разрежены. В настоящее время планеты исследуют с помощью запусков к ним космических аппаратов, которые могут садиться на поверхность или оставаться на их орбите. В последнем случае они становятся искусственными спутниками данных планет.
Кроме больших планет, в Солнечной системе множество малых планет — астероидов. Самый крупный астероид — Церера — был открыт в 1801 г. и имеет диаметр чуть более 1000 км. Остальные астероиды имеют значительно меньшие размеры. Астероидов сейчас известно несколько тысяч, и астрономы постоянно открывают всё новые, меньшего размера. Большинство малых планет обращаются по орбитам, расположенным между орбитами Марса и Юпитера. Существует теория, что пояс астероидов — осколки ещё одной планеты Солнечной системы. Это предположение основывается на том, что разница в радиусах орбит Марса и Юпитера такова, что там вполне могла бы быть ещё одна планета.
По традиции все планеты названы в честь богов Древнего Рима и Древней Греции. В греческой мифологии Плутон — это бог подземного царства. Но планета названа не в его честь. Её открыл американский астроном Клайд Томбо. Не сумев решить, какое ей дать название, он обратился за советом к своей маленькой племяннице. И она попросила назвать планету в честь её любимого мультипликационного персонажа пса Плуто. Так её любимый дядя и назвал планету. Как вы понимаете, произошло это открытие не в эпоху Древнего мира, а в XX в., когда уже появились мультипликационные фильмы. Правда, кличка Плуто имеет самое прямое отношение к греческому богу Плутону.
Многие процессы, происходящие на нашей планете, жизнь всех её обитателей, в том числе и наша с вами, находятся под постоянным и непрерывным воздействием космических процессов и космических тел. Наибольшее влияние на Землю оказывают два небесных тела: Солнце — самая близкая к нам звезда и наш спутник Луна — самое близкое к нашей планете космическое тело.
Работа с рисунком 5 учебника на с. 10.
Давайте запомним
Луна оказывает на жизнь Земли большое влияние. Действие Луны проявляется в явлении морских приливов и отливов.
А как же влияет космос на нашу планету?
Комментированное чтение текста параграфа с заполнением таблицы в тетради.
Влияние космоса на Землю |
|
Солнце (звезда) |
Луна (спутник Земли) |
Смена дня и ночи |
Притяжение Луной вод океана: приливы (рис. 5, с. 10 учебника) и отливы |
Образ жизни животного мира |
|
Нагрев Земли |
|
Способствование выработке растениями кислорода |
Влияние на самочувствие человека (чувство тревоги, раздражительность) |
НО! Большое кол-во солнечных лучей — вред! |
Вывод. Солнце и Луна оказывают на жизнь Земли огромное влияние. Солнце является источником света и тепла на нашей планете. Действие Луны проявляется в явлении морских приливов и отливов.
III. Закрепление
Повторим главное
1. В состав Солнечной системы входят 8 планет.
2. Солнце и Луна оказывают на жизнь Земли огромное влияние. Солнце является единственным источником света и тепла на нашей планете. Действие Луны вызывает морские приливы и отливы.
В качестве материалов для первичной проверки усвоения тематического материала или закрепления используются тесты для текущего и итогового контроля или материалы рабочей тетради.
IV. Домашнее задание
§ 1, вопросы и задания после параграфа.