Климат - АТМОСФЕРА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Климат - АТМОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов; различать процессы адаптации к разнообразным климатическим условиям; устанавливать взаимосвязь между погодой и климатом; описывать климаты отдельных территорий.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Атмосфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание закономерностей формирования климата, его влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения количественных климатических характеристик; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере.

Решаемая учебная проблема

Остаётся ли климат территории неизменным с течением длительного времени?

Основные понятия

Климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руал Амундсен.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Вспомните

Что такое погода? Чем она характеризуется?

Назовите главное свойство погоды?

От чего зависит изменчивость погоды?

Что такое воздушные массы и какими свойствами они обладают?

Какова главная особенность воздушной массы?

Что является главной причиной изменения погоды? Назовите науку, изучающую погоду.

Какое значение для человека имеет прогноз погоды? Приведите примеры из своей жизни, когда вам прогноз погоды очень пригодился.

II. Изучение нового материала

Слово “климат” произошло от греческого слова klima (klimatos) — “наклон”. Древние греки считали, что главное, от чего зависит климат, — это наклон солнечных лучей к поверхности Земли. Как мы теперь знаем, они были правы: этот наклон (разный на разных широтах) — главная причина различий в температуре, а она, в свою очередь, во многом определяет значения других элементов погоды.

Погода может быть очень переменчивой. Особенно это характерно для приморских районов. Например, в самой западной части России — Калининградской области — в ходу выражение: “Если вам не нравится погода, подождите 10 минут”. Действительно, погода там очень часто меняется. Но бывает и по-другому. Так, на экваторе дождь идёт каждый день, почти по часам. Здесь погода очень устойчива.

Главные особенности климата, в отличие от погоды, — его устойчивость и постоянство. Можно сказать, что погода меняется, а климат остаётся одним и тем же в течение многих десятилетий. Его главными элементами являются температура и влажность воздуха.

Как изображают климатические особенности территории на картах? Погода каждого года в точности не повторяет погоду предыдущих лет. Поэтому климат местности характеризуют с помощью средних многолетних показателей. Их рассчитывают не менее чем за 30—40 лет. Используя данные многолетних наблюдений, составляют климатические карты (атлас, с. 22). Однако реальные показатели погоды могут сильно отличаться от средних многолетних величин.

Например, средняя многолетняя температура января в Москве -8 °С. Но в 1882 г. она составила -3 °С, а в 1883 г. -22 °С. В отдельные дни января 1942 г. температура опускалась до -42 °С. Поэтому климат на климатических картах характеризуют не только средними значениями показателей, но и приводят сведения о самых высоких и самых низких температурах, самом большом и самом малом количестве осадков за все время наблюдений.

Работа с климатической картой мира

По климатическим картам видно, что в пределах материков климат неоднороден. Ещё более разнообразен он на Земле в целом.

По особенностям климата всю земную поверхность разделяют на климатические пояса (демонстрация карты климатических поясов).

— Прочитайте по карте названия климатических поясов. Каким способом на карте они показаны? Как распознать климатические пояса?

Сформулируем определение понятия климат.

Определение


Что такое


Существенные признаки

Климат

=

режим погоды

+

• повторяется из года в год

• характерен для данной местности

Климат — это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Главный фактор, от которого зависит климат, — это географическая широта местности. От неё зависит количество солнечного тепла, поступающего на земную поверхность.

Другие факторы — удалённость от океанов и господствующий тип воздушных масс. Например, метеорологам известно, что погода над Европейской Россией “делается” в Атлантике: общее господствующее направление движения воздушных масс в умеренном поясе — с запада на восток. Поэтому чем дальше на восток, тем более холодные зимы, более жаркое лето, более сухой климат. Другими словами, климат становится более континентальным.

Важные факторы климата — высота над уровнем моря и положение по отношению к горным склонам. Как вы уже знаете, чем выше в горы, тем холоднее. А для влажности воздуха и осадков ещё важнее, на каком склоне расположена местность. Если на наветренном склоне, то осадков много, если на подветренном — мало. Так, западные склоны Уральских гор получают много осадков, а восточные — мало. Причина в том, что Западный Урал находится на пути движения воздуха с Атлантического океана, на них и выпадают осадки.

На климат побережий существенно влияют и морские течения. Там, где проходят тёплые течения, климат более тёплый и влажный (воздух поднимается вверх и даёт осадки). Холодные течения способствуют охлаждению и иссушению климата.

Работа с климатической картой (атлас, с. 21-23).

— Рассмотрите легенду карты. Что показывают условные знаки?

— Какие климатические показатели отражены на климатической карте?

— Что такое изотерма?

— Почему изотермы июля в Северном и Южном полушариях показаны разными цветами?

— Перечислите материки Северного полушария, через которые проходит январская изотерма +16 °С. Почему она имеет положительное значение?

— Назовите самую высокую и самую низкую температуру воздуха Северного полушария. На каких материках, в каких городах они зафиксированы?

— Как показано на карте распределение атмосферных осадков?

— На каких материках расположены самые влажные и самые засушливые территории?

— Какие климатообразующие факторы повлияли на формирование пустыни Сахары в северной части Африки?

Практическая работа

1. Используя климатическую карту, заполните таблицу (перечень объектов можно подобрать на основе используемого атласа).

№ п/п

Географический объект

Температура в июле, °С

Температура в январе, °С

1

г. Мехико (Северная Америка)

+24

+16

2

г. Вашингтон (Северная Америка)

+20

0

3

г. Мурманск (Россия)

+12

-18

4

Острова Новая Земля

+8

-16

Вывод. Как изменяется температура воздуха при движении с юга на север (от экватора к полюсам)? С чем это связано?

2. Используя климатическую карту, заполните таблицу.

№ п/п

Географический объект

Количество осадков, мм

1

г. Москва


2

г. Иркутск


3

г. Якутск


4

г. Владивосток


Вывод. Как изменяется количество осадков при движении с запада на восток? С чем это связано?

Описание климата по климатической диаграмме

Для выполнения этого задания необходимо познакомиться с правилами работы с климатической диаграммой. Климатограмма представлена в атласе на с. 23. Необходимо разобрать все элементы диаграммы и описать климат г. Владивостока по плану:

1. Средняя температура января.

2. Средняя температура июля.

3. Амплитуда колебания температуры.

4. Годовое количество осадков.

5. Режим выпадения осадков.

6. Определить тип климата.

С чем связано неравномерное распределение осадков во Владивостоке в летнее и зимнее время?

Климатическая диаграмма Владивостока

Работа с текстом учебника “Адаптация человека к климатическим условиям”

— Выделите основную характеристику понятия “адаптация”.

— Определите особенности адаптации к условиям природной среды коренных жителей Австралии и Гренландии.

— Какая главная мысль заложена в словах Руала Амундсена “Человек может привыкнуть ко всему”? Как Амундсен готовил себя к путешествиям в полярные области Земли?

III. Закрепление изученного материала

Для разрядки поиграем,

Тест любимый разгадаем.

Этот тест графический. Если утверждение верное, на графике вы рисуете полукруг вверх. Если утверждение неверное — полукруг вниз.

Тест

1. Климат — это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

2. Температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей.

3. Годовое количество осадков и их распределение зависят от географического положения местности, отношения к океану или морю, от преобладающих ветров.

4. Погода — это изменение влажности в течение суток.

5. Оба полушария всегда освещены по-разному,

6. Климат, характеризующийся очень высокой амплитудой колебаний температур и очень маленьким количеством осадков, называется морским.

Ответ:

Географическая задача

Рассмотрите климатическую диаграмму и ответьте на вопросы.

1. Определите верное утверждение о климате пункта А

1. Среднемесячные температуры воздуха в апреле и в октябре примерно одинаковые.

2. В декабре атмосферных осадков выпадает больше, чем в апреле.

3. Среднемесячные температуры воздуха имеют только положительные значения.

4. Среднегодовое количество атмосферных осадков превышает 800 мм.

2. Используя данные климатограммы, определите годовую амплитуду температуры воздуха для пункта А. Ответ запишите в виде числа.

IV. Домашнее задание

§ 21, ответить на вопросы на с. 141—142.






Для любых предложений по сайту: [email protected]