Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Итоговый урок по теме Литосфера - ЛИТОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
См. предметные результаты по теме раздела “Литосфера”.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Литосфера”.
На личностном уровне
См. личностные результаты по теме раздела “Литосфера”.
Форма проведения урока
Групповая игра.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Подготовительный этап
Обучающиеся делятся на 4 команды (команды могут быть сформированы по желанию учеников или учителем с учётом уровня усвоения учебного материала обучающимися). Формирование команд можно провести на подготовительном этапе. Командам предлагается придумать себе название, которое должно быть связано с изучаемой темой “Литосфера”.
В состав жюри могут быть приглашены ученики старших классов, а могут быть выбраны ученики того же класса, в котором проводится урок.
II. Рабочий этап
— Ребята, сегодня мы проведём необычный, очень интересный урок в игровой форме. Будьте очень внимательными, так как и вопросы будут задаваться в стихотворной форме.
Есть на всё в программе мера.
Наша тема “Литосфера”
Завершилась, как ни жаль,
И теперь зовёт нас вдаль
Атмосфера — оболочка,
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче нам на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть Затейник.
Я сегодня Коробейник.
У меня товар по теме,
На покупку будет время.
(В лотке из картона, обклеенном картинками с изображениями, лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке. Они написаны на карточках с изображением минералов.)
— Все готовы отвечать?
1. Ну, с чего бы мне начать?
Объясните, для примера,
Что такое литосфера?
И чем сложена она?
Ответ: твёрдая каменистая оболочка Земли, состоящая из горных пород.
2. Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А ещё нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы.
(Ученики определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение.)
Ах, гранит, красавец он,
Сколько ж минералов в нём?
Ответ: состоит из 3 минералов (слюда, полевой шпат, кварц).
3. Учащимся предлагается из предложенных географических объектов найти лишнее и обосновать свой ответ.
КАРТОЧКА № 1 Аппалачи Анды Алтай Этна |
КАРТОЧКА № 2 Гималаи Кавказ Уральские Кордильеры |
КАРТОЧКА № 3 Амазонская Прикаспийская Западно-Сибирская Месопотамская |
КАРТОЧКА № 4 Килиманджаро Фудзияма Орисаба Джомолунгма |
Критерий оценки: 2 балла за правильный ответ + 3 балла за обоснование выбора.
4. Указать, что обозначают цифры на карточке.
КАРТОЧКА № 1 От 1000 до 2000 м 40° ю.ш. 38° в.д. 8848 м |
КАРТОЧКА № 2 От 0 до 200 м 40° с.ш. 15° в.д. 5642 м |
КАРТОЧКА № 3 От 200 до 500 м 55° с.ш. 15° в.д. 11022м |
КАРТОЧКА № 4 Более 2000 м 38° с.ш. 72° в.д. -27м |
Критерий оценки: 1 балл за верное определение.
5. Установите соответствие и выявите признак, по которому систематизируются объекты.
КАРТОЧКА № 1 |
КАРТОЧКА № 2 |
||
1. Кавказ 2. Алтай 3. Урал |
A. Белуха Б. Эльбрус B. Народная |
1. Амазонская низменность 2. Аравийское плоскогорье 3. Великие равнины |
A. Евразия Б. Северная Америка B. Южная Америка |
КАРТОЧКА № 3 |
КАРТОЧКА № 4 |
||
1. Анды 2. Гималаи 3. Кордильеры |
A. Евразия Б. Южная Америка B. Северная Америка |
1. Эверест 2. Эльбрус 3. Мак-Кинли |
A. 5642 м Б. 6194 м B. 8848 м |
Критерий оценки: 1 балл за каждое правильное соответствие + 2 балла за правильно названный признак.
6. Учитель, показывая на карту, говорит:
Неровная поверхность
Нашей планеты:
Здесь материк,
А здесь впадина, дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?
Ответ: и на материке, и в океане есть равнины и горы.
7. Командам необходимо найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определить лишнее слово.
Над словами на столе
Вы задумайтесь вполне.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
1) Ядро, мантия, впадина, земная кора — строение Земли. (Впадина.)
2) Вершина, дюны, барханы, овраг — формы рельефа, образованные под воздействием внешних сил. (Вершина.)
3) Подошва, склон, вершина, отмель — гора. (Отмель.)
4) Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер — землетрясение. (Кратер.)
5) Низменность, перевал, гребень, хребет — горная страна. (Низменность.)
8. Вывешиваются картины гор.
Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?
Ответ: горы, внешние силы Земли.
9. С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Нам расставить их по росту?
Ответ: низкие — до 1000 м, средние — 1000 — 2000 м, высокие — более 2000 м.
10. А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.
Ответ: низменности — до 2000 м и ниже (зелёный цвет), возвышенности — от 200 до 500 м (жёлтый цвет), плоскогорья — более 500 м (коричневый цвет), впадины — ниже уровня моря. Называются основные низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.
11. И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может, верное решенье Нам подскажет их строенье?
По цветным фотографиям ученики определяют, что это вулканы, и рассказывают о строении вулканических гор.
Ответ: вулкан, строение: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
12. А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне “бывал не раз”,
Дайте образный рассказ.
Ответ: есть, больше, чем на поверхности Земли (лист с профилем рельефа дна).
13. Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках Гор вершины в облаках.
На доске даны координаты. Необходимо определить географические объекты (по физической карте полушарий).
1) 63°с.ш. 151° з.д. — Мак-Кинли
2) 31° ю.ш. 70° з.д. — Аконкагуа
3) 3° ю.ш. 38° в.д. — Килиманджаро
4) 29° с.ш. 87° в.д. — Джомолунгма
5) 78° ю.ш. 170° з.д. — Эребус
14. Дополнительное задание — кроссворд.
1) Высочайшая вершина Кавказских гор. (Эльбрус.)
2) Обширные участки суши. (Материк.)
3) Внутренняя часть Земли. (Мантия.)
4) Крупная равнина России, расположенная к востоку от Уральских гор. (Западно-Сибирская.)
5) Равнина высотой над уровнем океана более 500 м. (Плоскогорье.)
6) Выветривание под действием колебаний температуры. (Физическое.)
7) Горячий фонтанирующий источник, бьющий из-под земли. (Гейзер.)
8) Группа гор, расположенных в ряд на многие километры. (Хребет.)
9) Расплавленная каменная масса в недрах Земли. (Магма.)
III. Заключительный этап
— Подсчёт результатов работы каждой команды;
— подведение итогов урока;
— выставление отметок, награждение.
IV. Домашнее задание
Разгадать кроссворд.