Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Выветривание горных пород - ЛИТОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять причины разрушения горных пород и минералов; классифицировать процессы выветривания; определять районы преобладания отдельных сил выветривания; устанавливать взаимосвязь между действием сил выветривания и формированием рельефа.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Литосфера”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание роли сил выветривания в формировании рельефа, последствий землетрясений; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.
Решаемая учебная проблема
Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под воздействием природных сил?
Основные понятия
Выветривание, физическое выветривание, химическое выветривание, биогенное выветривание, техногенное (антропогенное) выветривание, бархан.
Оборудование
Учебник, географический атлас.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Вы узнаете
1. Что такое выветривание.
2. Какие бывают виды выветривания.
3. Каковы причины разрушения горных пород и минералов.
Вспомните
1. Что такое горные породы и минералы?
2. Чем отличаются горные породы и минералы?
3. Какие бывают виды горных пород и минералов?
Эпиграф к уроку
Способность видеть чудеса в обыкновенном — неизменный признак мудрости.
Ральф Эмерсон
Какие замечательные слова! А что для каждого из вас означают слова “чудо”, “чудеса”, “чудесное”? А “мудрость”?
В словаре С.И. Ожегова “чудо” — нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. “Мудрость” — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. А для меня чудо — это наша огромная планета, а чудеса — все природные процессы, которые на ней происходят. Об одном таком удивительном процессе я предлагаю вам сегодня поговорить. Но сначала давайте узнаем, что это за процесс.
“Много миллионов лет назад, когда по Земле ходили динозавры, жил красивый огромный великан. Дома у него не было, потому жил он под открытым небом. Днём нещадно палило солнце, ночью дул холодный пронизывающий ветер. Наступал новый день, и снова испепеляющее солнце. Иногда на солнце набегали тучи, и тогда великану приходилось очень туго, потому что каждый раз такая туча проливалась мощным ливнем. Так продолжалось день за днём, год за годом, что порядком подорвало здоровье великана. Тело его постепенно покрылось ранами, которые причиняли ему нестерпимые страдания, и он начал быстро стареть. Он становился всё меньше и меньше и таял буквально на глазах. Настал день, когда от великана не осталось ничего, кроме горсти песка...” (Учитель пропускает песок между ладонями.)
Кто этот великан? Почему он погиб? О каком природном процессе шла речь?
Что мы с вами уже знаем об этом процессе? Что бы хотели ещё узнать?
Совместная формулировка темы и целей урока.
II. Изучение нового материала
1. Работа с понятием “выветривание”.
Понятие |
Что такое |
Существенные признаки |
||
Выветривание |
= |
процесс разрушения горных пород |
+ |
• под воздействием солнца, воды, ветра, растений, животных |
Выветривание — процесс разрушения и изменения горных пород под влиянием внешних сил.
Работа с текстом учебника (с. 82).
Давайте запомним
Выветривание — процесс разрушения горных пород под влиянием физических, химических и биологических факторов. Различают физическое, химическое и биогенное выветривания.
2. Работа в группах.
1) Изучение темы по учебнику.
2) Деление учащихся класса на три группы.
3) Учащиеся знакомятся с содержанием текста и составляют план своего выступления по вопросу “Виды выветривания”.
Приём “Открытие нового”
1. Сообщения групп о результатах коллективной поисковой работы о факторах физического выветривания, факторах химического выветривания, факторах биогенного выветривания. Приводят примеры с опорой на рисунки учебника. Приводят свои примеры. Формулируют выводы.
Давайте запомним
• Физическое выветривание связано с действием движущейся воды, ветра, а также колебания температуры воздуха в течение суток (года). В результате физического выветривания образуются обломочные горные породы.
• Химическое выветривание — это разрушение водой растворимых горных пород.
• Биогенное выветривание — разрушение горных пород, связанное с деятельностью растений и животных.
2. Проблемный вопрос. Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под действием природных сил?
3. Техногенный процесс. Определение. Рисунок учебника (с. 86). Примеры техногенных (антропогенных) процессов из личных наблюдений.
III. Закрепление изученного материала
1. Составление схемы “Выветривание горных пород”.
2. Решение заданий рубрик “Проверим знания”, “Более сложные вопросы”.
3. О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять? Почему ты считаешь это значимым?
IV. Домашнее задание
§ 13.