География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений об изменении освещения и нагрева поверхности Земли в течение года, зависимости климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров от океанических течений, высоты местности над уровнем моря и рельефа; создать условия для формирования умения называть и показывать пояса освещенности Земли, определять и характеризовать типы климатов |
||
План урока |
1. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. 2. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. 3. Зависимость климата от океанических течений. 4. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Северный и Южный тропики, Северный и Южный полярные круги, полярный день, полярная ночь, морской, умеренно континентальный, резко континентальный, континентальный, умеренный муссонный, высокогорный климаты |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть и показывать пояса освещенности Земли. Получат возможность научиться определять фенологические сроки начала времен года, описывать типы климатов |
Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты и явления по заданным критериям. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока, подготовка учащихся к усвоению знаний |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Проверочная работа |
Организует проверочную работу (Приложение 1) |
Выполняют задание |
Индивидуальная работа |
Письменные ответы |
Беседа |
Организует беседу по вопросам: 1) Как температура воздуха зависит от высоты солнца над горизонтом? 2) Как температура и влажность воздуха зависят от характера подстилающей поверхности? |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
III. Изучение нового материала |
Работа с текстом учебника по вопросам |
Организует работу с текстом учебника по вопросам, записанным на доске (Приложение 2) |
Обдумывают и обсуждают информацию |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы |
Работа с климатической картой, рисунком в атласе и контурной картой |
Организует работу учащихся с климатической картой, рисунком в атласе “Пояса солнечного освещения Земли”, контурной картой. Совместно с учащимися делает выводы о зависимости климата от географической широты (Приложение 3) |
Отвечают на вопросы, выполняют задания на контурной карте, делают выводы |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы, задания в контурной карте |
|
Работа по рисунку |
Организует работу по рисунку 87, с. 132, совместно с обучающимися делает выводы о зависимости климата от близости морей и океанов, направления ветров (Приложение 4) |
Анализируют рисунок, делают выводы |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
Рассказ учителя с элементами беседы |
В процессе рассказа и беседы совместно с учащимися делает выводы о влиянии на климат атмосферной циркуляции, высоты места расположения горных хребтов, океанических течений |
Обдумывают и обсуждают информацию, делают выводы |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Практическая работа в контурной карте |
Организует практическую работу. Задание: обозначьте в контурной карте основные факторы, влияющие на формирование климата своей местности |
Выполняют практическую работу |
Индивидуальная работа |
Задания в контурной карте |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Организует выполнение задания 6, с. 134, и контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 31, подготовиться к тестированию по теме “Атмосфера” |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение 1
Проверочная работа
Задание. Дополнить понятиями данные предложения, чтобы они стали верными. (Учитель может написать предложения на доске или читать вслух.)
1) Состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени называют ______________.
2) Характерные свойства погоды - ______________ и ______________.
3) Явления, происходящие в тропосфере и характеризующие погоду: ______________, ______________, ______________, ______________, ______________, и ______________.
4) Большие объемы воздуха, различающиеся по своим свойствам, - это ______________.
5) Воздух приобретает свои свойства в зависимости от того, над какой ______________ он находится.
6) Холодные, сухие и прозрачные воздушные массы образуются над ______________ и ______________.
7) В этих районах господствует погода одного-двух типов. У ______________ погода жаркая, а у ______________ морозная.
Ответы:
1) погода;
2) изменчивость и многообразие;
3) температура воздуха, давление, ветер, количество водяного пара, облачность, осадки;
4) воздушные массы;
5) поверхность;
6) Антарктида и Северный Ледовитый океан;
7) экватор, полюсы.
Приложение 2
Работа с текстом учебника по вопросам
(Поскольку орбитальное движение Земли вокруг Солнца уже рассматривалось на первых уроках, учащимся предлагается, самостоятельно прочитав текст учебника, ответить на вопросы.)
Вопросы на доске:
1) Сколько раз в году Солнце находится в зените на экваторе? (2 раза.)
2) В какие дни? (21.03 и 23.09.)
3) Где Солнце в зените 22 июня? (Северный тропик.)
4) Где Солнце в зените 22 декабря? (Южный тропик.)
5) 22 июня за Северным полярным кругом день или ночь? (День.)
6) 22 декабря за Северным полярным кругом день или ночь? (Ночь.)
7) Какое полушарие 21 марта освещено лучше? (Одинаково.)
8) Где Солнце в зените 21 марта? (На экваторе.)
9) Какое полушарие освещено лучше 22 декабря? (Южное.)
10) Что длиннее: ночь или день в Северном полушарии 22 июня? (День.)
11) На какой широте в течение суток наблюдается полярная ночь? (66,5° с. ш. и ю. ш.)
12) Какие параллели называют тропиками Северным и Южным? (23,5° с. ш., ю. ш.)
13) Где 5-6 месяцев длятся полярная ночь и день? (На полюсах.)
Приложение 3
Работа с климатической картой, рисунком “Пояса солнечного освещения Земли” в атласе и контурной карте
1. 3адание. Определите и назовите среднюю, максимальную, минимальную температуру в пределах двух тропиков, двух полярных кругов и двух полюсов. Записывайте данные в левый столбик.
Среди. t° - max t° - |
Тропический пояс освещенности |
min t° - |
|
Среди. t° - max t° - min t° - |
Северный и южный умеренный пояса освещенности |
Среди. t° - max t° - min t° - |
Северный и южный полярные пояса освещенности |
Вывод: Пояса освещенности различаются количеством света и тепла, получаемого от Солнца.
Вопросы по рисунку “Пояса освещенности” (атлас):
1) Сколько всего поясов освещенности?
2) Какой из поясов получает самое большое количество тепла и света, почему?
3) В каком поясе освещенности находится наша местность?
2. Задание. Отметьте в контурной карте пояса освещенности разными цветами, прочертите тропики, полярные круги и укажите географическую широту.
Приложение 4
Работа по рисунку
- Обычно климат по берегам морей и океанов отличается от климата внутри материка, поэтому различают морской и континентальный типы климатов.
Континентальный климат свойствен территориям, расположенным в глубине материков, где обычно большая разница температуры, осадки редки (присущ, например, Центральной и Восточной Сибири, центру Азии).
Морской климат свойствен территориям, расположенным вблизи океанов. Здесь разница температуры невелика, вероятность же осадков сильно увеличивается (присущ, например, островам Тихого океана).
Пример:
Морской |
Континентальный |
Лондон - июль +16 °С |
Новосибирск - июль +19 °С |
январь +8 °С |
январь -24 °С |
0-1500 мм |
0-400 мм |
Задания:
1. Рассмотрите рисунок 87, с. 132, и выполните задания к нему.
2. Сделайте вывод о зависимости климата местности от ее положения по отношению к океанам.
3. Какие ветры преобладают на Дальнем Востоке? (При необходимости можно вернуться к рассмотрению рисунка 75, с. 116.) Какой сезон года для умеренного муссонного климата характеризуется прохладной дождливой погодой? Почему? Какая погода преобладает зимой? Почему?
Приложение 5
Рассказ учителя с элементами беседы
Мы выяснили, что климат на всех территориях земного шара неодинаков. Каждой местности присущи свои особенности.
- Какие еще факторы влияют на изменение климата?
Атмосферная циркуляция - закономерное перемещение воздушных масс, в процессе которого осуществляется перенос тепла и влаги как между широтами, так и между материками и океанами.
Например: Ветер, дующий с океана, поднимается над горами Гавайских островов и приводит к образованию дождевых облаков. Поэтому на северо-восточном побережье Гавайских островов очень влажно, а вот на юго-западном побережье Гавайев сравнительно сухой климат, так как влажный воздух, спускаясь на другую сторону гор, нагревается и становится суше.
Абсолютная высота местности. В горах температура с высотой уменьшается примерно на 6 °С на каждый километр и на определенной высоте даже летом оказывается равной нулю; выше начинается царство снегов и льдов.
Важно также расположение гор по отношению к господствующим ветрам.
- Рассмотрите рисунок 88, с. 134. Расскажите, как влияют горные хребты на выпадение осадков.
Горы, особенно высокие, являются климатическим барьерами. На ветру склоны получают много осадков (например, южные склоны Гималаев), подветренные склоны сухие.
Влияние морских течений. Они переносят значительную часть тепла из низких широт в высокие. Побережья, омываемые теплыми течениями, теплые и влажные, холодные - холоднее и суше.
Так, например, несмотря на то что Британские острова расположены севернее о. Ньюфаундленд, то есть они ближе к Северному полярному кругу, климат Британских островов очень мягкий, а на о. Ньюфаундленд очень холодный, субарктический климат. Дело в том, что побережье Британии омывается теплыми водами Гольфстрима, а Ньюфаундленд - холодными водами Лабрадорского течения.
- Приведите примеры влияния течений на климат города - порта Мурманск, Скандинавского полуострова, пустыни Атакама в Южной Америке, используя как доказательство данные климатической карты.