ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В ОКЕАНЕ - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В ОКЕАНЕ - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о многообразии видов движения воды и их роли в жизни океана, причинах поверхностных течений и их роли для климата и природы Земли; создать условия для формирования умений определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения океана, выявлять зависимость их направлений от направления господствующих ветров

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Движение воды в океане

План урока

1. Ветровые волны.

2. Приливы и отливы.

3. Цунами.

4. Океанические течения

Основные понятия

Зыбь, прибой, цунами, приливы и отливы, теплые и холодные течения

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся характеризовать виды движений воды в океане и их причины.

Получат возможность научиться определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения океана, выявлять зависимость их направлений от направления господствующих ветров. Объяснять роль поверхностных течений для климата и природы Земли

Познавательные: работают с текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определения понятий, составляют простой план, находят ответы на вопросы.

Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Осознают потребность в географических знаниях





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы, совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

Беседа

Организует беседу по вопросам:

1) Что такое гидросфера? Опишите части гидросферы.

2) Опишите схему мирового круговорота воды.

3) Сколько на Земле океанов? Назовите и покажите их на карте полушарий, сравните океаны по площади

Отвечают на вопросы, показывают объекты на карте

Фронтальная работа

Устные ответы

Проверка выполнения домашнего задания

Организует проверку выполнения домашнего задания 1, с. 78

Называют и показывают на карте объекты воображаемого путешествия

Индивидуальная работа

Устные ответы, показ на карте географических объектов

III. Изучение нового материала

Работа с электронным приложением “Движение воды в океане”

Организует просмотр материалов электронного приложения “Движение воды в океане”, комментирует и обсуждает с обучающимися новую информацию, анализирует рис. 50, 51, с. 79, рис. 53, с. 81 (Приложение 1)

Обсуждают новую информацию, анализируют рисунки, проводят эксперимент, выполняют задания

Фронтальная работа и индивидуальная работа

Устные ответы

Работа с текстом учебника

Организует работу с текстом учебника “Цунами” (Приложение 2)

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Устные ответы

Рассказ учителя с элементами практических заданий

Рассказывает о причинах образования течений, организует выполнение практических заданий (Приложение 3)

Слушают рассказ, выполняют задания

Фронтальная работа и индивидуальная работа

Устные ответы, задания на контурной карте

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнение заданий

Организует выполнение заданий (Приложение 4)

Отвечают на вопросы, используя новые знания. Выполняют задания на карте

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы, задания на карте

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 21, вопросы 6, 8, с. 83

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа









Приложение 1

Комментарий к электронному приложению с элементами беседы по рисункам учебника

“Нигде не видно покоя, все в движении, и как наш корабль, то подымаясь, то опускаясь, ложится на сторону боком, так и все вокруг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на секунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны кажутся небольшими холмами, и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему кораблю, она становится больше и шире, - поднимается из воды, затем сразу появляется на ее вершине белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, взрывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо шипящую пену, другая половина быстро опускается вместе с волной. Где мы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднимается опять новая волна”.

- Так описывал поверхность Мирового океана пассажир корабля. Этот отрывок подтверждает, что поверхность океанов не бывает спокойной, она всегда в движении.

Эксперимент: учитель наливает воду в емкость (например, тарелку) и просит одного ученика подуть на нее. На поверхности воды образуются как бы небольшие волны, которые напоминают морские, только во много раз меньше их.

Вывод: в океане порывы ветра как будто вдавливают водную поверхность, образуя волны высотой в несколько метров. Особенно большие волны бывают во время шторма. На Черном море интенсивность давления при ударах волны может достигать 25 т на 1 м2. Не всякое сооружение выдержит такой напор. А ведь Кавказское побережье - это край знаменитых курортов и крупных портов. Так что защита его берегов приобретает особенно важное значение.

Работа с рисунком на доске “Ветровые волны” (или по учебнику рис. 50, с. 79).

Задание 1. Используя текст учебника на с. 78-79, ответьте на вопросы и допишите на рисунке (можно дописать на рисунке, вывешенном на доске, или в тетради):

- Какова обычная высота волн? (4 м.)

- Назовите максимальную высоту волн. (12 м.)

- Какой высоты достигают штормовые волны? (250 м.)

- Что такое “зыбь”? (Правильные ряды длинных пологих волн без пенистых гребней.)

- Как возникает прибой? (Близ берега вода получает поступательное движение, причем из-за большей скорости частиц воды вверху, где меньше трения, волны запрокидываются, образуется прибой.)

Задание 2. Самостоятельно составьте краткое описание приливов и отливов по рис. 53, с. 81.

Дополнительные вопросы:

1) Что влияет на образование приливов и отливов? (Движение Луны. Ее притяжение — гравитация - это главная сила, лишающая воду покоя.)

2) С какой периодичностью происходят они? (Дважды в сутки приходят и дважды уходят, причем в строго определенное время.)

3) Пользуясь картой океанов в атласе, определите, где на Земле регистрируются самые высокие приливы.

4) На берегах какого внутреннего российского моря приливы и отливы зрительно незаметны? (Черное море.)

- В приливах заключено большое количество энергии: примерно в три раза больше, чем во всех реках планеты. В нашей стране дает ток приливная электростанция (ПЭС), которая построена в одном из заливов Кольского полуострова. Залив этот перегорожен плотиной. Во время прилива уровень воды в заливе повышается на несколько метров. Во время отлива вода из залива устремляется в море и по пути вращает турбины приливной электростанции.

Приложение 2

Работа с текстом учебника “Цунами”

“...Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море, как будто для разбега, уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступающей тишине для островитянина - верный признак надвигающейся беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага.

Надвигается цунами!

Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения”.

Задание. Изучите текст учебника на с. 81 “Цунами” и ответьте на вопросы:

1) Назовите причины возникновения цунами. (Землетрясения, извержения подводных вулканов.)

2) С какой скоростью вода распространяется во все стороны? (700-800 км/ч.)

3) Какова длина и высота волны цунами в открытом море? (Высота -1 м, длина - 100-200 км.)

4) Какова высота волны у берегов? (До 40 м.)

5) Где безопаснее находиться во время шторма: в море или у берегов? (В открытом море.)

6) Опишите рисунок 52 на с. 80 “Последствия цунами”.

Приложение 3

Рассказ учителя с элементами практических заданий

- Вы узнали, что в водах Мирового океана возникают ветровые волны и цунами (результат подводных землетрясений, вулканов, оползней). Знаете ли вы, что такое течения?

- Это горизонтальные движения воды в океанах и морях, характеризующиеся определенным направлением и скоростью.

Их длина достигает нескольких тысяч километров, ширина-десятков, сотен километров, глубина - сотен метров.

Широко распространенное сравнение течений с реками не совсем удачное. Во-первых, в реках вода движется по уклону, а морские течения под действием ветров могут перемещаться вопреки уклону поверхности. Во-вторых, у морских течений меньше скорость течения, в среднем 1-3 км/ч. В-третьих, течения многоструйны и многослойны и по обе стороны от осевой зоны представляют собой систему вихрей.

Итак, одна из причин возникновения течений - постоянные ветры (запись в тетрадь). Сильные ветры приводят поверхность океана в движение. Теплые тропические ветры толкают воду с востока на запад. У полярных областей холодные ветры толкают воду с запада на восток.

По температурному признаку течения подразделяются на холодные и теплые. Эта классификация основана не на абсолютной, а на относительной температуре воды. Теплые течения имеют температуру воды выше, чем окружающая вода, холодные - наоборот. Теплые, как правило, направлены от экватора к полюсам, холодные - от полюса к экватору (запись в тетрадь).

Задание 1. Составьте по тексту параграфа рассказ о течении Западных Ветров и течении Гольфстрим.

Задание 2. Используя карту океанов, зарисуйте и подпишите течения (холодные и теплые) в контурной карте.

Приложение 4

Задание 1. Вставьте недостающие слова в тексте (текст на доске).

1) Воды Мирового океана находятся в постоянном... (движении).

2) Различают два вида движения: волнение и течение. Волнение - это волны. Главная причина волн - ... (ветер).

3) Колебательные движения водной поверхности - ... (ветровые волны).

4) Помимо ветровых волн, есть еще цунами, причиной их образования являются... (землетрясения и извержения вулканов).

5) Третий вид волнения вод - ... (приливно-отливные волны). Причины образования - притяжение... (Земли Луной и Солнцем).

Задание 2. Назовите причины образования течений. (Постоянные ветры, вращение Земли.)

Покажите на карте течения: Западных Ветров, Гольфстрим, Северо-Атлантическое.






Для любых предложений по сайту: [email protected]