География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В ОКЕАНЕ - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о многообразии видов движения воды и их роли в жизни океана, причинах поверхностных течений и их роли для климата и природы Земли; создать условия для формирования умений определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения океана, выявлять зависимость их направлений от направления господствующих ветров |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Движение воды в океане |
||
План урока |
1. Ветровые волны. 2. Приливы и отливы. 3. Цунами. 4. Океанические течения |
||
Основные понятия |
Зыбь, прибой, цунами, приливы и отливы, теплые и холодные течения |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся характеризовать виды движений воды в океане и их причины. Получат возможность научиться определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения океана, выявлять зависимость их направлений от направления господствующих ветров. Объяснять роль поверхностных течений для климата и природы Земли |
Познавательные: работают с текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определения понятий, составляют простой план, находят ответы на вопросы. Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Осознают потребность в географических знаниях |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Объяснение темы, совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|||
II. Актуализация знаний |
Беседа |
Организует беседу по вопросам: 1) Что такое гидросфера? Опишите части гидросферы. 2) Опишите схему мирового круговорота воды. 3) Сколько на Земле океанов? Назовите и покажите их на карте полушарий, сравните океаны по площади |
Отвечают на вопросы, показывают объекты на карте |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
||
Проверка выполнения домашнего задания |
Организует проверку выполнения домашнего задания 1, с. 78 |
Называют и показывают на карте объекты воображаемого путешествия |
Индивидуальная работа |
Устные ответы, показ на карте географических объектов |
|||
III. Изучение нового материала |
Работа с электронным приложением “Движение воды в океане” |
Организует просмотр материалов электронного приложения “Движение воды в океане”, комментирует и обсуждает с обучающимися новую информацию, анализирует рис. 50, 51, с. 79, рис. 53, с. 81 (Приложение 1) |
Обсуждают новую информацию, анализируют рисунки, проводят эксперимент, выполняют задания |
Фронтальная работа и индивидуальная работа |
Устные ответы |
||
Работа с текстом учебника |
Организует работу с текстом учебника “Цунами” (Приложение 2) |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
|||
Рассказ учителя с элементами практических заданий |
Рассказывает о причинах образования течений, организует выполнение практических заданий (Приложение 3) |
Слушают рассказ, выполняют задания |
Фронтальная работа и индивидуальная работа |
Устные ответы, задания на контурной карте |
|||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Выполнение заданий |
Организует выполнение заданий (Приложение 4) |
Отвечают на вопросы, используя новые знания. Выполняют задания на карте |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Устные ответы, задания на карте |
||
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
||
Домашнее задание |
§ 21, вопросы 6, 8, с. 83 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|||
Приложение 1
Комментарий к электронному приложению с элементами беседы по рисункам учебника
“Нигде не видно покоя, все в движении, и как наш корабль, то подымаясь, то опускаясь, ложится на сторону боком, так и все вокруг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на секунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны кажутся небольшими холмами, и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему кораблю, она становится больше и шире, - поднимается из воды, затем сразу появляется на ее вершине белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, взрывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо шипящую пену, другая половина быстро опускается вместе с волной. Где мы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднимается опять новая волна”.
- Так описывал поверхность Мирового океана пассажир корабля. Этот отрывок подтверждает, что поверхность океанов не бывает спокойной, она всегда в движении.
Эксперимент: учитель наливает воду в емкость (например, тарелку) и просит одного ученика подуть на нее. На поверхности воды образуются как бы небольшие волны, которые напоминают морские, только во много раз меньше их.
Вывод: в океане порывы ветра как будто вдавливают водную поверхность, образуя волны высотой в несколько метров. Особенно большие волны бывают во время шторма. На Черном море интенсивность давления при ударах волны может достигать 25 т на 1 м2. Не всякое сооружение выдержит такой напор. А ведь Кавказское побережье - это край знаменитых курортов и крупных портов. Так что защита его берегов приобретает особенно важное значение.
Работа с рисунком на доске “Ветровые волны” (или по учебнику рис. 50, с. 79).
Задание 1. Используя текст учебника на с. 78-79, ответьте на вопросы и допишите на рисунке (можно дописать на рисунке, вывешенном на доске, или в тетради):
- Какова обычная высота волн? (4 м.)
- Назовите максимальную высоту волн. (12 м.)
- Какой высоты достигают штормовые волны? (250 м.)
- Что такое “зыбь”? (Правильные ряды длинных пологих волн без пенистых гребней.)
- Как возникает прибой? (Близ берега вода получает поступательное движение, причем из-за большей скорости частиц воды вверху, где меньше трения, волны запрокидываются, образуется прибой.)
Задание 2. Самостоятельно составьте краткое описание приливов и отливов по рис. 53, с. 81.
Дополнительные вопросы:
1) Что влияет на образование приливов и отливов? (Движение Луны. Ее притяжение — гравитация - это главная сила, лишающая воду покоя.)
2) С какой периодичностью происходят они? (Дважды в сутки приходят и дважды уходят, причем в строго определенное время.)
3) Пользуясь картой океанов в атласе, определите, где на Земле регистрируются самые высокие приливы.
4) На берегах какого внутреннего российского моря приливы и отливы зрительно незаметны? (Черное море.)
- В приливах заключено большое количество энергии: примерно в три раза больше, чем во всех реках планеты. В нашей стране дает ток приливная электростанция (ПЭС), которая построена в одном из заливов Кольского полуострова. Залив этот перегорожен плотиной. Во время прилива уровень воды в заливе повышается на несколько метров. Во время отлива вода из залива устремляется в море и по пути вращает турбины приливной электростанции.
Приложение 2
Работа с текстом учебника “Цунами”
“...Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море, как будто для разбега, уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступающей тишине для островитянина - верный признак надвигающейся беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага.
Надвигается цунами!
Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения”.
Задание. Изучите текст учебника на с. 81 “Цунами” и ответьте на вопросы:
1) Назовите причины возникновения цунами. (Землетрясения, извержения подводных вулканов.)
2) С какой скоростью вода распространяется во все стороны? (700-800 км/ч.)
3) Какова длина и высота волны цунами в открытом море? (Высота -1 м, длина - 100-200 км.)
4) Какова высота волны у берегов? (До 40 м.)
5) Где безопаснее находиться во время шторма: в море или у берегов? (В открытом море.)
6) Опишите рисунок 52 на с. 80 “Последствия цунами”.
Приложение 3
Рассказ учителя с элементами практических заданий
- Вы узнали, что в водах Мирового океана возникают ветровые волны и цунами (результат подводных землетрясений, вулканов, оползней). Знаете ли вы, что такое течения?
- Это горизонтальные движения воды в океанах и морях, характеризующиеся определенным направлением и скоростью.
Их длина достигает нескольких тысяч километров, ширина-десятков, сотен километров, глубина - сотен метров.
Широко распространенное сравнение течений с реками не совсем удачное. Во-первых, в реках вода движется по уклону, а морские течения под действием ветров могут перемещаться вопреки уклону поверхности. Во-вторых, у морских течений меньше скорость течения, в среднем 1-3 км/ч. В-третьих, течения многоструйны и многослойны и по обе стороны от осевой зоны представляют собой систему вихрей.
Итак, одна из причин возникновения течений - постоянные ветры (запись в тетрадь). Сильные ветры приводят поверхность океана в движение. Теплые тропические ветры толкают воду с востока на запад. У полярных областей холодные ветры толкают воду с запада на восток.
По температурному признаку течения подразделяются на холодные и теплые. Эта классификация основана не на абсолютной, а на относительной температуре воды. Теплые течения имеют температуру воды выше, чем окружающая вода, холодные - наоборот. Теплые, как правило, направлены от экватора к полюсам, холодные - от полюса к экватору (запись в тетрадь).
Задание 1. Составьте по тексту параграфа рассказ о течении Западных Ветров и течении Гольфстрим.
Задание 2. Используя карту океанов, зарисуйте и подпишите течения (холодные и теплые) в контурной карте.
Приложение 4
Задание 1. Вставьте недостающие слова в тексте (текст на доске).
1) Воды Мирового океана находятся в постоянном... (движении).
2) Различают два вида движения: волнение и течение. Волнение - это волны. Главная причина волн - ... (ветер).
3) Колебательные движения водной поверхности - ... (ветровые волны).
4) Помимо ветровых волн, есть еще цунами, причиной их образования являются... (землетрясения и извержения вулканов).
5) Третий вид волнения вод - ... (приливно-отливные волны). Причины образования - притяжение... (Земли Луной и Солнцем).
Задание 2. Назовите причины образования течений. (Постоянные ветры, вращение Земли.)
Покажите на карте течения: Западных Ветров, Гольфстрим, Северо-Атлантическое.