География 6 класс - Поурочные планы
Погода. Причины ее изменения и предсказание
Цели урока:
Обучающие: сформировать понятие погода.
Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды.
Воспитывающие: воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Фронтальный опрос.
– Какую оболочку Земли вы изучаете?
– Перечислите элементы состояния атмосферы.
– Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется?
– Можно ли при помощи барометра-анероида определить высоту полета самолета? Как?
– Как и почему изменяется температура воздуха с высотой?
– Над Белым морем температура ниже, чем над Чамзинкой. Откуда дует ветер?
– Какой ветер более сильный? Почему?
Рис. 1
– Назовите время суток, если ветер дует с моря на сушу.
– Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку:
а) воздух поднимается вверх;
б) высокая температура;
в) образование облаков;
г) охлаждение воздуха.
– От каких причин зависит содержание водяного пара в атмосфере?
Задание: “Удивительное растение”.
В африканской пустыне Намиб есть растение – вельвичия. Похоже оно на цветок с огромными лепестками. Но это листья. Ими оно впитывает влагу из воздуха, собирая росу после холодной ночи. Откуда влага в воздухе или роса в пустыне?
Таким образом, характеристику тропосферы составляют четыре элемента: температура, атмосферное давление, ветер и осадки. Большую часть населения интересует погода. Попробуйте сказать, какая она сегодня? Действительно, сложно сразу ответить. Составим вместе план нашей работы. Помогите мне в этом. Во-первых, что такое погода? Во-вторых, отчего она зависит. В-третьих, вы попробуете себя в роли специалистов по предсказанию погоды. Для этого нужно потрудиться.
III. Объяснение нового материала.
– Многих известных поэтов интересовали явления в атмосфере, и они описывали их в своих произведениях. Послушайте отрывки из некоторых.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит....А.С. Пушкин
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом….
М. Рубцов
Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит…. .
К. Случевский
– Меня тоже посетила муза, и я написал четверостишие, но некоторые слова упустил. Вы в течение урока должны помочь восстановить их.
Скачет стрелка вверх и ______________ (вниз)
То __________ (погоды) лишь каприз,
Если медленно движение
Жди надолго _____________ (изменение).
– Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов? Значит погода – это состояние тропосферы. Достаточно знать только это? Например: сегодня в Краснодаре + 7°, а в Вологде +2°, т.е. в данном месте. А сейчас понятие полное? В течение прошлой недели погода была одинаковая? Знать в данное время (час, сутки). Скажите полное понятие. Запишем в тетрадь в виде опорной схемы: Погода – состояние тропосферы здесь! сейчас!
– Сейчас проведем небольшое исследование. Пользуясь данными календаря погоды на 17–21 марта 2010 года, сделайте вывод о состоянии погоды.
Состояние погоды |
17 марта |
18 марта |
19 марта |
20 марта |
21 марта |
Температура, °С |
-10 |
-11 |
-16 |
-3 |
-1 |
Ветер |
З |
З |
Ю |
ЮВ |
ЮЗ |
Облачность |
пасмурно |
пасмурно |
пасмурно |
пасмурно |
пасмурно |
Осадки |
Небольшой снег |
Небольшой снег |
Небольшой снег |
Небольшой снег |
Небольшой снег |
Атмосферное давление (мм. рт. ст.) |
739 |
746 |
740 |
742 |
738 |
– Погода изменялась, но есть и общее. Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему? Она изменяется. Выберите из перечисленного главную причину этих изменений:
1. Высота солнца над горизонтом.
2. Ветер.
3. Перемещение воздушных масс.
4. Атмосферное давление.
5. Температура воздуха.
– Это перемещение воздушных масс. Они характеризуются двумя свойствами: температурой и влажностью. Какие они бывают по температуре? По влажности? От чего зависит это? Кроме того, они могут быть морские или континентальные. В чем между ними разница?
Рассмотрим влияние воздушных масс на формирование погоды нашей местности. Общий вид схемы выглядит следующим образом.
– В зависимости от свойств, приходящей воздушной массы, устанавливается определенная погода.
Ответьте на вопросы:
1. Откуда приносят воздушные массы осадки в нашу местность?
2. Почему весной возможны заморозки?
3. При каком ветре может быть оттепель зимой?
– Таким образом, в воздушном океане происходит постоянно борьба между армиями неприятелей: холодных и теплых воздушных масс, которые, встречаясь, определяют погоду. Сейчас вернемся к четверостишью и впишем недостающие слова и дадим пояснения.
IV. Закрепление.
– Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда? Представим себя синоптиками и попробуем предсказать погоду по местным признакам.
Задание: Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды:
1. Ясное небо зимой.
2. Облачность возрастает.
3. Дым поднимается вверх.
4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
5. Сильный ветер днем, стихает ночью.
6. Давление высокое, не изменяется.
7. К ночи теплеет.
8. Солнце садится в тучи, закат красный.
9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
10. Небо безоблачно.
11. Сильная роса или иней ночью.
12. Кучевые облака после восхода солнца исчезают после захода.
13 Ветер меняет направление днем и ночью.
Задание: Запишите цифры устойчивой и неустойчивой погоды. (Выданы карточки-задания). Объясните пункты 4, 8, 13.
Учитель говорит ответы, взаимопроверка.
– Замечено давно, что растения и животные тоже могут точно предсказать погоду. Известен такой исторический факт. Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Как вы думаете, что было основанием для этого? Оказывается, от командующего армией поступило сообщение о том, что пауки начали энергично плести паутину. Так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно, после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже нечто не могло остановить французские полки.
Растения — предсказатели погоды
Человек давно заметил, что у многих растений перед изменением погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут улавливать то, что не подвластно нашим органам чувств. Такая способность объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света.
Одуванчик. Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Легкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать словно приклеены семена. А все потому, что, чувствуя изменение погоды, растение складывает свой пушистый шарик как зонтик.
Луговой клевер. Растение хорошо реагирует на тепло, влагу изменения атмосферного давления. К непогоде клевер складывает свои лепестки и наклоняет головку цветка, а перед стойкой хорошей погодой его стебель и листьев расправлены, соцветие поднято вверх.
Предсказатели погоды среди животных
Некоторые народы как живой барометр» используют рыбу голец. В ясную погоду он лежит на дне аквариума неподвижно, но вот, виляя длинным телом, он начинает сновать вдоль стенок аквариума, и через какое-то время небо затягивается тучами. А теперь голец уже бросается по аквариуму вверх — вниз, справа — налево, значит, вскоре забарабанят капли дождя.
Замечательные метеорологи — пауки. Известно, что они не переносят влажности, потому крайне редко выходят на охоту утром. Утром они появляются лишь тогда, когда нет росы, а отсутствие росы — один из признаков близкого ненастья. Жары пауки также боятся, поэтому, когда паук выходит на охоту в знойный полдень, это значит, что он чувствует сильный ветер или грозу, которая, порвав паутину, может лишить его еды. Вечером пауки охотно оставляют свое жилье, если не чувствуют приближение дождя. Увидев паука вечером, можно смело ожидать хорошей погоды на следующий день.
Давно известна способность пчел предчувствовать изменение погоды. Когда приближается гроза, они отовсюду слетаются к пасеке.
Блестящий «прогнозист» - лягушка. Она тонко реагирует на самые малые изменения в атмосфере. Люди издавна заметили: озерные лягушки взлезают на берег — к дождю.
Немало примет связаны с поведением вездесущих воробьев. В хорошую погоду они веселые, подвижные. Если же воробьи собираются стайками на земле, становятся вялыми, сидят затопорщив — к дождю.
Большой пестрый дятел сообщает об изменении погоды своей барабанной дробью на суках. Если дятел стучит клювом в ясный летний день, - значит, будет дождь.
В народе существует точная примета: ласточки летают высоко — к хорошей погоде, низко — к дождю.
В настоящее время за каждый срок наблюдений составляют “карты погоды” – синоптические – это основа для предсказания погоды. Для их составления используют космические снимки. (Показать некоторые).
V. Итог урока.
– Что сегодня на уроке было главным?
– Что было интересного?
– Что нового узнали?
VI. Домашнее задание. § 42
– Подобрать материалы по вопросам:
Удивительные и необычные явления погоды.
Влияет ли погода на здоровье человека?