Реки

География 6 класс - Поурочные планы

Реки

Цели урока: Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями, начать формирование у учащихся представления о реках их составе; продолжить формирование умения работать с географической картой; продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки. Продолжать учить говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной силы, высоты и тембра. Закреплять правильное произношение звуков. Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения. Воспитывать в них любознательность.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, схемы, картины, презентация «Реки».

Словарь: река, исток, устье, приток, русло.

Номенклатура: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Волга, Днепр, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш, Водопады: Анхель, Игуасу, Виктория, Ниагара.

Ход урока

I. Организационный момент

План урока

1. Проверка домашнего задания

2. Изучение нового материала

3. Работа с учебником.

4. Ответы на вопросы

5. Работа с картой

6. Работа с карточками.

7. Подведение итога урока

8. Домашнее задание.


II. Проверка домашнего задания

а) Фронтальный опрос:

1. Что такое водоносные слои?

2. Вставь пропущенные слова.

а) Если подземные воды находятся между двумя водоупорными слоями, то это … воды.

б) Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это …

3. Какие воды называют минеральными?

4. Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, прямой – водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.

5. Какие породы пропускают воду сильнее? Почему?

6. Где будете искать родник во время похода?

7. Какие воды чище: грунтовые или межпластовые?

8. Почему уровень воды в колодце летом меняется?

9. В какой сезон года копают колодцы?


III. Изучение нового материала

Отгадайте загадки.

Ответ этой загадки и будет темой урока. (показать ребятам на карточках загадки)


Течёт, течёт - не вытечет;

Бежит, бежит, - не выбежит.


Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Река)


- Вы уже поняли, что тема урока … (Река)

- Откройте тетради, запишите тему урока: Реки.

- Ребята, кто знает, что такое река?

- Откройте учебник на странице 87, найдите ответ.

(Река - водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле реки) (Прочитать вместе)

- Запишите определение в тетрадь.

- Река состоит из истока, русла, устья.

Составление схемы реки.

- Нарисуйте в тетради схему реки

(дети зарисовывают схему реки)

- Подпишите: исток, устье, приток, русло.

- Дайте определения терминов: приток, исток, устье, русло.

Исток – начало реки.

Устье – конец реки. Место, куда река впадает.

Приток - маленькая река впадает в главную (большую) реку.

Русло – углубление, по которому течёт река.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущей большое количество наносов.

Устье:

- дельта (Лена, Волга, Миссисипи);

- эстуарии ( Енисей, Темза, Св. Лаврентия).


Физкультминутка

• На раз - всем дружненько присесть.

• На два подняться – руки вверх.

• На три - носки свои достать.

• И за парты сесть опять.


Работа с картой из учебника на странице 89.

Если встать лицом по течению главной реки, то справа будут правые притоки, а слева – левые притоки.

- Откройте учебники на странице 89.

Здесь изображена река Лена.

По рисунку учебника определите исток, устье, левые притоки, правые притоки.

Учитель раздаёт заготовленные карточки, где нужно будет вписать ответы.

Задание: дополни предложение

Исток реки Лены находится в _________________

Река Лена впадает в __________________

Левые притоки реки Лены ________________________

Правые притоки реки Лены __________________________


Работа с физической картой полушарий.

Вместе с учителем найти самые длинные и крупные реки на карте полушарий.

Самые длинные реки на Земле:

1. Нил,

2. Миссисипи с Миссури

3. Амазонка.

Крупнейшая река в Европе - Волга,

Крупнейшая река в Евразии - Янцзы.

Разгадывание ребусов .


IV. Закрепление

Работа с карточками

Работа с контурной картой

В контурных картах подписать реки: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Волга, Днепр, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш.

Итог урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Какой был урок?

Что мы с вами делали на уроке?


Домашнее задание:

§ 30 пункт 1, работа с контурной картой, выучить новые термины, принести цветные карандаши.

Дополнительный материал (резерв времени)

Дополни предложения

1. В городе Магнитогорске протекает река ________

2. Основные части реки _____, ______, ________.

3. Исток – это __________ реки.

4. Истоком может служить ______, _______, ____, ______.

5. Маленькую речку, впадающую в большую реку , называют _________.

6. Устье – место, где река ____________.

7. Углубление по которому течёт река - ___________.






Для любых предложений по сайту: [email protected]