География 6 класс - Поурочные планы
Градусная сеть на глобусе и картах
Цели урока: дать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей; развить умение работы с картами; сформировать представление о параллелях и меридианах; обобщить материалы изученные в ходе прошлых уроков; развить интерес изучаемого предмета.
Оборудование: атласы, физ. карта мира и России.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка ранее изученного
Фронтальный опрос:
- Что такое географическая карта?
- Объясните существенные признаки этого понятия.
- Какое значение имеют план и карта в практической деятельности человека?
- На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10 000?
- Объясните свою точку зрения, исходя из определения понятия «масштаб».
Остальным учащимся предлагается задание по отгадыванию кроссворда «Глобус и географическая карта».
1 |
||||||||
2 |
I |
|||||||
3 |
4 |
|||||||
5 |
I |
|||||||
По вертикали:
1. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств.
2. Окружность, условно проводимая по поверхности Земли параллельно экватору.
4. Параллель, проводимая на земном шаре на одинаковых расстояниях от обоих полюсов.
По горизонтали:
3. Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли.
Одна трехсотшестидесятая часть окружности.
5. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая экватор под прямым углом.
III. Изучение нового материала.
1. В отличие от плана местности карта покрыта сетью тонки- линий: меридианами и параллелями.
Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому.
От Северного полюса до Южного
Проходят линии все равные - окружности.
Меридианы прочертили этот круг
И направленье указали: север—юг.
Параллелями называют линии, условно проведенные по: поверхности Земли параллельно экватору.
Уменьшаясь к северу и югу,
Форму круга сохранить сумели.
Параллельны все они друг другу,
Потому зовутся параллелями.
Самую большую звать экватор,
Маленькая - это точка полюс.
Все с востока тянутся на запад,
И по ним к широтам ведут поиск.
2. Проанализировать карту полушарий и ответить вопросы:
- Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?
- В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название" (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют рис. 17).
- Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления?
С.П. С.П.
Ю.П. Ю.П.
3. Определение направлений по меридианам и параллелям.
Параллель как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т. е. запад-восток (рис. 22). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта.
Градусная сетка на глобусе и картах.
На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.
IV. Закрепление.
1) Устно заполняем таблицу 1 на стр. 39.
2) Можно ли, выйдя на местность, увидеть на поверхности Земли меридиан и параллель?
3) В классе при включенных лампах (лампы освещения) определите местонахождение условленного севера и юга.
V. Домашнее задание. Параграф 11, выучить определения, задание 4.