География конспекты уроков 6 класс
План местности. Условные знаки, масштаб - ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ
Цель урока: сформировать у обучающихся умения пользоваться планом местности.
Задачи:
· систематизировать умения по работе с планом местности;
· научить самостоятельно анализировать план местности;
· воспитать чувство ответственности за принимаемые решения:
· показать практическое значение знаний по теме.
Основные положения.
План местности. Ориентирование по плану: определение азимута и расстояний по плану. Чтение условных обозначений.
Оборудование.
План пришкольного участка, компас, планшет, линейка, карандаш.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы и задачи урока. Определение видов работ.
- Что называют масштабом?
- Назовите виды масштаба.
- Какие виды масштаба на карте атласа на стр. 14?
- Используя масштаб, определите расстояние от Москвы до Волгограда.
II. Изучение новой темы
- Для чего необходимо уметь ориентироваться на местности?
В нашей повседневной жизни очень часто бывает необходимо определить свое местоположение и правильное направление движения. Как найти нужную улицу в незнакомом районе? Как выйти к железнодорожной станции во время похода? Как не заблудиться в лесу и найти обратную дорогу? Иногда нам на помощь приходят хорошо запоминающиеся предметы-ориентиры - отличающийся от других дом, вывеска, дорожный знак, колодец, мост или природный объект — овраг, озеро, раскидистое дерево. В других случаях нам, как и древним мореходам и путешественникам, поможет знание сторон горизонта и положение Солнца и звезд на небе. Во всех случаях мы должны уметь ориентироваться.
- Ориентирование - умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и других объектов.
Ориентир на восток известен с древности. На востоке восходит Солнце. Позднее главными ориентирами стали направления север-юг и запад-восток. Без знания сторон горизонта человек не смог бы освоить окружающую территорию, проложить дороги, построить мосты, управлять кораблями и самолетами. У каждого человека в течение жизни в голове складывается образ пространства, мысленный рисунок определенной территории. Чем больше мы ходим и ездим, чем больше видим, тем ярче образ, тем точнее рисунок. Так складывается наше представление о географической картине мира.
УМЕТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Как ориентироваться по компасу?
Для ориентирования на местности полезно знать, что такое азимут.
Азимут позволяет определить направление на объект по отношению к северу. Его измеряют в градусах — от 0 до 360° от направления на север по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0°, на восток — 90°, на юг - 180°, на запад - 270°. Приблизительно азимут можно измерить с помощью компаса. Намагниченная стрелка компаса окрашенным (синим) концом всегда направлена в сторону севера. Если встать лицом к северу, сзади будет юг, справа — восток, а слева — запад.
Рассмотрите рисунок. Вы видите, что азимут на дерево — 40°, азимут на нефтяную вышку — 150°, азимут на плотину — 250°.
Мельница
Плотина Нефтяная вышка
Азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
Компас используют военные, геодезисты, геологи, моряки. Интересно, что в наши до сих пор сохранились голландские названия сторон горизонта: норд, зюйд, вест (север, юг, восток, запад).
ОКРАШЕННЫЙ (СИНИЙ) КОНЕЦ СТРЕЛКИ КОМПАСА НАПРАВЛЕН НА СЕВЕР.
Как определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам?
В ясный, солнечный день можно определить свое положение по Солнцу. Оно примерно в 13 ч зимой, а в 14 ч летом находится на юге. Этот способ применим в северных и умеренных широтах. Определить направление на север можно по полуденной тени, которая падает от любого объекта — здания, дерева, человека и т. д. Ночью направление на север можно определить по созвездиям Малой и Большой Медведицы. Вы знаете, что семь звезд Большой Медведицы напоминают ковш с длинной изогнутой ручкой. Мысленно соедините две звезды, расположенные на краю ковша, прямой линией, затем продолжите ее на величину пяти расстояний между этими звездами. Полученное расстояние закончится в созвездии Малой Медведицы — там, где находится Полярная звезда, указывающая направление на север. В пасмурный день следует внимательно присмотреться к растениям. Мхи и лишайники предпочитают тень, поэтому они селятся на северной стороне деревьев, скал. С северной стороны обычно кора деревьев грубее. Муравьи сооружают муравейники обычно к югу от ближайших деревьев, пней. Причем южная сторона муравейника более пологая, чем северная.
В лесу можно ориентироваться по просекам, которые прорубают обычно по линиям север—юг, запад—восток.
Как работать с компасом
1. Положите компас на ровную поверхность.
2. Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или темная полоса) не совпадет с темным концом магнитной стрелки.
3. В этом положении стрелка компаса показывает направление север—юг.
Закрепление
1. Назовите все основные и промежуточные стороны горизонта.
2. Что означает умение ориентироваться?
3. Что называется азимутом?
4. Азимут может изменяться:
а) от 0 до 45°;
б) от 0 до 90°;
в) от 0 до 180°;
г) от 0 до 360°.
5. На Северном полюсе любое из направлений будет: а) северным; б) южным; в) западным; г) восточным.
6. Как ориентироваться по компасу?
7. Как найти направление север—юг по созвездию Большой Медведицы?
8. Как ориентироваться по Солнцу?
III. Практическая работа
Дети выходят на участок и делятся на группы по 4 человека.
Задания:
- От заданной точки определить азимут дерева, входной двери и т. д.
- Сосчитать количество шагов до объекта.
- Игра «Кладоискатели»: каждой группе выдаётся задание (азимут 108 -10 шагов, азимут 300 -5 шагов, азимут 900 -5 шагов – клад.) Кто найдёт клад первым?
IV. Подведение итогов урока.
- Чему научились на уроке?
- Что называется азимутом?
- Что понравилось на уроке?
V. Домашнее задание: § 10, итоговые вопросы и задания на стр. 36.
Составить задание движения по азимуту для другой группы.
Письменный зачет по теме:
План местности
1 вариант
1. Первое кругосветное путешествие совершил:
а) Колумб
б) Лазарев
в) Магеллан
г) Беллинсгаузен
2. В каком веке голландцы открыли Австралию?
а) 15 век
б) 17 век
в) 19 век
г) 20 век
3. Что показывает во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности?
а) условные знаки
б) масштаб
в) горизонт
г) азимут
4. Найти соответствие численному масштабу 1 : 100000:
а) в 1 см. – 100 м.
б) в 1 см. – 1 км.
в) в 1 см. – 100000 км.
г) в 1 см. – 10 км.
5. Направление на север на плане находится:
а) слева
б) справа
в) снизу
г) сверху
6. Назовите направление противоположное ЮЗ:
а) ВС
б) ЮВ
в) СЗ
г) СВ
7. Все неровности земной поверхности называются:
а) азимутом
б) рельефом
в) горизонтом
г) планом
8. Короткие чёрточки у горизонталей для указания направления :
а) бергштрих
б) отметка высоты
в) азимут
г) планшет
9. Съемку местности с одной точки называют:
а) маршрутной
б) горизонтальной
в) полярной
г) инструментальной
10. Нивелир используют для измерения:
а) абсолютной высоты
б) относительной высоты
в) азимута
г) рельефа
2 вариант
1. Кто создал первый глобус?
а) Колумб
б) Магеллан
в) Эратосфен
г) Бехайм
2. Как называется путь, который Земля проходит вокруг Солнца?
а) орбита
б) вращение
в) горизонт
г) азимут
3. Какой масштаб наиболее крупный?
а) 1 : 10000
б) 1 : 25000
в) 1 : 50000
г) 1 : 50000
4. Как называется масштаб в таком виде в 1 см – 100 м?
а) именованный
б) численный
в) линейный
г) величина масштаба
5. Назовите основные стороны горизонта?
а) ЮВ, СВ.
б) Ю, С
в) Ю, СВ.
г) В, ЮЗ
6. Какое действие является главным при ориентировании?
а) определение юга
б) определение севера
в) начертить план
г) определить азимут
7. Превышение точки земной поверхности над другой точкой земной поверхности называется:
а) относительной высотой
б) абсолютной высотой
в) рельефом
г) отметкой высоты
8. Склон холма крутой, если расстояния между горизонталями на плане:
а) уменьшаются
б) увеличиваются
в) не изменяются
г) заштрихованы
9. Съемка участка вытянутого в длину, называется:
а) инструментальной
б) полярной
в) маршрутной
г) экскурсионной
10. Можно ли использовать план местности для определения абсолютной высоты точек?
а) нет
б) да
в) да, с помощью линейки
г) да, с помощью нивелира
3 вариант
1. Кто дал название науке - географии?
а) Магеллан
б) Колумб
в) Бехайм
г) Эратосфен
2. Когда было совершено первое кругосветное путешествие?
а) 1821
б) 1492
в) 1522
г) 1700 лет назад
3. Какой масштаб численный?
а) 1 : 100000
б) в 1 см – 1 км
в) в 1 см – 1000 м
г) в 1 см – 100000 см
4. Как называется расстояние на местности соответствующее 1 см. на плане?
а) масштаб
б) линейный масштаб
в) величина масштаба
г) численный масштаб
5. Азимут – это...
а) направление на север
б) угол между направлением на север и на предмет
в) небольшой чертёж местности
г) направление пути
6. В каком направлении вы возвращаетесь из школы, если школа расположена на северо-западе от вашего дома?
а) ЮВ
б) СЗ
в) ЮЗ
г) СВ
7. Превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.
а) относительная высота
б) абсолютная высота
в) рельеф
г) отметка высоты
8. Горизонталь – условная линия на плане соединяющая точки
а) с одинаковой абсолютной высотой
б) с одинаковой относительной высотой
в) с одинаковым рельефом
г) с отметками высот
9. Маршрутной называют съёмку...
а) с одной точки
б) на экскурсии
в) длинного участка
г) с машины
10. Что показывает отметка высоты на плане?
а) направление на север
б) относительную высоту точки
в) абсолютную высоту точки
г) масштаб
Вариант 4
1. Материк Антарктида открыл...
а) Беллинсгаузен
б) Магеллан
в) Веспуччи
г) Эратосфен
2. В каком году Колумб открыл Америку?
а) 1519
б) 1522
в) 1492
г) 1821
3. Какой масштаб мельче?
а) 1 : 40000
б) 1 : 400000
в) 1 : 100
г) 1 : 25000
4. Чертеж, который изображает небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде называется
а) масштабом
б) азимутом
в) планом
г) величиной масштаба
5. Угол между направлением на север и направлением на определенный предмет...
а) масштаб
б) план
в) горизонт
г) азимут
6. Как называется часть леса, которая находится к югу от центра?
а) северной
б) южной
в) восточной
г) центральной
7. Точка на плане с числом метров высоты над уровнем моря называется...
а) горизонталью
б) относительной высотой
в) абсолютной высотой
г) отметкой высоты
8. Условная линия на плане, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой...
а) горизонталь
б) относительная высота
в) горизонт
г) отметка высоты
9. Полярной называется съемка местности...
а) на полюсе
б) длинного участка
в) с одной точки
г) с космоса
10. Чем можно измерить относительную высоту холма?
а) нивелиром
б) горизонталью
в) бергштрихом
г) рулеткой
Дополнительная часть
Вариант 1.
1. Определите масштабы планов, если на них улица длиной 700 м имеет длину 7 см.
2. Изобразить склон горизонталями. Высота холма 19 м. Северный склон крутой, южный пологий, горизонтали проводите через 3 м.
3. До озера дети шли по азимуту 270. Назовите направление их движения, изобразите их путь схематически.
4. На экскурсию в лес учащиеся шли сначала на СВ, потом на Ю, далее на ЮЗ. В каком направлении им надо возвращаться.
Вариант 2.
1. Определите масштабы планов, если на них улица длиной 1000 м имеет длину 10 см.
2. Изобразить склон горизонталями. Высота холма 21 м. Восточный склон крутой, западный пологий, горизонтали проводите через 5 м.
3. До озера дети шли по азимуту 225. Назовите направление их движения, изобразите их путь схематически.
4. На экскурсию в лес учащиеся шли сначала на СВ, потом на С, далее на ЮЗ. В каком направлении им надо возвращаться?
Вариант 3
1. Определите масштабы планов, если на них улица длиной 2000 м имеет длину 20 см.
2. Изобразить склон горизонталями. Высота холма 30 м. Северный склон пологий, южный крутой, горизонтали проводите через 6 м.
3. До озера дети шли по азимуту 180. Назовите направление их движения, изобразите их путь схематически.
4. На экскурсию в лес учащиеся шли сначала на Ю, потом на ЮЗ, далее на С. В каком направлении им надо возвращаться?
Вариант 4
1. Определите масштабы планов, если на них улица длиной 200 м имеет длину 1 см.
2. Изобразить склон горизонталями. Высота холма 15 м. Восточный склон пологий, западный крутой, проводите горизонтали через 4 м.
3. До озера дети шли по азимуту 90. Назовите направление их движения, изобразите их путь схематически.
4. На экскурсию в лес учащиеся шли сначала на С, потом на ЮЗ, далее на Ю. В каком направлении им надо возвращаться?