География конспекты уроков 6 класс
Итоговый урок по разделам «Атмосфера» и «Гидросфера» - Гидросфера - ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Цели урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по темам «Атмосфера» и «Гидросфера», обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
Оборудование урока: физическая карта полушарий, карта путешествия; магнитные настольные доски; фотографии объектов гидросферы; дидактические материалы, изготовленные учителем.
Ход урока
I. Оргмомент. Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова поэта А. Т. Твардовского: «Есть два разряда путешествий.
Один — пускаться с места вдаль.
Другой — сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
1. Найдите на карте Карибское море. Какие опасные атмосферные явления происходят в этом регионе Земли?
2. Закончите предложение: «Погода — это ...».
3. Закончите предложение: «Климат — это ...».
4. Перечислите климатообразующие факторы.
5. Сравните арктические и тропические воздушные массы. Какую погоду они несут?
6. Где климат более влажный в Санкт-Петербурге или в Москве? Как вы объясните свой ответ?
7. Как может влиять погода на здоровье людей?
8. Выберите правильные ответы. Элементами и явлениями погоды являются:
а) температура;
б) давление;
в) ветер;
г) соленость;
д) осадки.
9. Установите соответствие между элементами погоды и приборами, которыми они измеряются:
1) Температура воздуха
2) Определение количества осадков
3) Атмосферное давление
4) Влажность воздуха
5) Направление ветра
А) Барометр
Б) Термометр
В) Осадкомер
Г) Флюгер
Д) Гигрометр
10. Прослушайте сводку погоды на сегодняшний день. Чем она отличается от погоды вчерашнего дня? Как вы будете одеваться в школу? Что вы посоветуете своим родным и близким, если резко снизится давление или обещают штормовой ветер?
11. Как вы думаете, с чем связана привычка англичан постоянно говорить о погоде? Можно ли объяснить, почему такой обычай не распространился, например, на экваторе, или в пустынях, или в полярных областях? О чем, например, могли бы в этом случае говорить кочевники Сахары?
12. Строки из “Капитанской дочки” А. С. Пушкина – пример точной и яркой метеорологической зарисовки:
“Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем… Все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным”.
Каким предшественником бурана руководствовался ямщик, когда предложил Гриневу возвратится на постоялый двор?
13. Мы часто слышим в повседневной жизни: «Солнце встает на востоке и заходит на западе». Так ли это? Объясните, какие особенности природного явления образно подмечены в ней.
14. Прочитайте стихотворение Пушкина А. С. «Зимнее утро», Проанализируйте, какой атмосферный процесс очень точно описан поэтом.
1) Рассмотрите, что происходило в атмосфере накануне: «Вечор, ты помнишь,..»
2) Как изменилась погода зимним утром: «А нынче, погляди в окно...»?
3) Что явилось причиной установившегося «...дня чудесного»?
15. Проанализируйте знакомую ситуацию.
Пошёл сильный дождь. «Как легко дышать, как свеж и прозрачен стал воздух после дождя», нередко говорят в таких случаях. О каком воздухе идёт речь?
Учитель: Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки... Узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных и что вы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?
А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие. Капитаном корабля буду я, а вы — юнгами. На палубе нашего корабля пять кают, располагайтесь удобнее.
Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений.
А теперь, юные искатели приключений, в путь!
II. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
Учитель. Пока я вам все объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и ...карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте.
Задание 1. Лото
Учащиеся получают карточки с фрагментами контурных карт и написанные на листочках названия географических объектов. Необходимо правильно разместить таблички на карточке (названий дается больше, чем объектов).
На карточке размещены контуры следующих объектов: Черное море, пролив Дрейка, Каспийское море-озеро, река Амазонка, Северный Ледовитый океан, озеро Байкал, Бенгальский залив, о. Мадагаскар.
Названия: Байкал, Черное, Каспийское, Северный Ледовитый, Амазонка, Дрейка, Бенгальский, Мадагаскар, Гибралтарский, Волга, Гренландия, Мексиканский, Средиземное.
Для проверки выполнения задания вывешивается лист с правильными названиями. Успешно справившиеся команды награждаются «орденом Врунгеля», не выполнившие получают спасательный круг. Награждение проходит после каждого задания.
Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, а он называется берег Связистов.
Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей-связистов накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту Юнги, за работу!
Задание 2. «Почта»
Каждая команда получает по два «почтовых ящичка» и по 10 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. (На «ящичках» написано «Мировой океан» и «Воды суши». «Письма» — это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов. Необходимо правильно определить принадлежность объекта.)
«Письма» — Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.
Для проверки вывешиваются правильные ответы.
Учитель. Поиски клада продолжаются, и вот мы уже вошли в залив Художников. Я думаю, что именно здесь, на берегу залива, мы сможем приобрести сувениры в память о путешествии. Так и есть — мы попали на выставку великолепных картин, которые можно купить. Приобрести сможете любую, если узнаете объект гидросферы, который изображен на картине, и дадите определение этого объекта.
Задание 3. «Выставка картин»
Вывешиваются фотографии объектов гидросферы. Учащимся необходимо узнать, что изображено на фотографиях, и дать определение этих объектов. На «продажу» выставлены «картины»: «Сибирские болота» (болото), «Закат на озере» (озеро)
«Речные пороги» (пороги); «Речка Тихоня» (река); «Горное чудо» (водопад).
За правильные ответы учащиеся поощряются «орденами Врунгеля».
Учитель. Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест юного моряка.
Квалификационный тест юного моряка
Фамилия, имя________________________________________________ Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком. 1. Главная причина возникновения поверхностных течений в Мировом океане: а) приливы и отливы; б) постоянные ветры; в) рельеф морского дна. 2. К бассейну какого океана относится Средиземное море? а) Индийского; б) Атлантического; в) Тихого; г) Северного Ледовитого. 3. Реальное соотношение суши и воды на поверхности Земли показано на диаграмме: а) 4. Цунами — это: а) волны, вызванные морскими приливами; б) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях; в) волны, вызванные ветром. 5. Более низкую температуру воды имеет залив (Северная Америка): а) Гудзонов; б) Мексиканский. 6. Что является причинами загрязнения вод Мирового океана: а) исследования океана; б) добыча нефти со дна океана и ее перевозка; в) неограниченный лов рыбы в океане; г) захоронение радиоактивных веществ на дне океана. 7. Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает: а) весной; б) летом; в) осенью. 8. Если подземные воды находятся на верхнем водоупорном слое, то это воды: а) межпластовые; б) грунтовые. 9. Какие виды вод суши встречаются в нашей местности: а) реки; б) озера; в) ледники; г) болота; д) водохранилища. |
Учитель. Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт «Речной». Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем им разобраться с картой. Пираты тоже ищут клад, но не беспокойтесь — другой. Ориентиром для них служит река, но они не знают, где устье, где исток, где какой приток...
Для нашего спасения придется потрудиться.
Задание 4. «Река»
Команды получают настольные магнитные доски со схемами «Части речной системы» и «Части речной долины», а также наборы магнитных знаков, на которых написано: русло, пойма, речная долина, исток, устье, дельта, правый приток, левый приток, главная река, стрелка (направление течения реки). Необходимо правильно разместить знаки на схемах.
Для проверки вывешивается схема с подписями.
Учитель. Мы свободны и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Литературный. Но на каком из островов капитан Врунгель спрятал клад?
А вот, кажется, подсказка (учитель достает бутылку, в которой лежит свиток). Юнги, это послание капитана. Здесь написано (разворачивает свиток по мере прочтения строчек): Архипелаг Литературный впереди.
Попробуй остров Врунгеля найти.
Названье острова откроется тому,
Кто знает: что, зачем, когда и почему?
Литературную загадку отгадай
И к кладу свой корабль направляй.
Узнать название сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток волшебный — он разворачивается, только если разгадывать литературные загадки все поочередно. Попробуем, юнги?
Задание 5. «Литературные загадки»
(учитель продолжает чтение свитка)
1. Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?
Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам........... весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой,
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Некрасов. Дед Мазай и зайцы
2. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?
Спросил на днях Малыш-сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
- Откуда ты? Вода в ответ:
- Издалека, Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? - Спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, Дружок, Из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
А. Дитрих
3. Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?
Байкал как зеркало лежит.
Гора и него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нем писали: «Чаша вод».
Да. Но какая «чаша»!
Как море чаша глубока.
Прозрачная водица!
А вся могла б напиться.
И. Ландо
4. Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А. С. Пушкиным на поверхности моря?
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...
Прощай же, море!
Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
«К морю»
5. Почему оба поэта изобразили Терек диким и необузданным? В чем причина?
Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят.
М. Ю.Лермонтов
Меж горных рек несется Терек, Волнами точит дикий берег, Клокочет вкруг огромных скал... А. С. Пушкин
(Каждый, кто правильно отвечает на вопрос, награждается «орденом Врунгеля».)
Задание 6 “Небылицы”
Текст содержит 5 ошибок и 5 понятий, следовательно, за этот конкурс команда может заработать 10 баллов.
Рассказ №1.
«История о черепашках».
Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которых называют красивым именем – морена. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря. Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.
Рассказ № 2
«История о черепашках».
Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Танганьика. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки в горах выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.
Ошибки в тексте № 1:
1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;
2) морена – не название черепах, а ледниковые отложения;
3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;
4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;
5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана.
Ошибки в тексте № 2:
1) Танганьика не море, а озеро;
2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;
3) выше снеговой линии всегда есть снег и лёд;
4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;
5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.
В конце свитка крупно написано название острова: ПОБЕДА.
Учитель. Юнги, теперь мы знаем название острова и можем найти клад.
III. Подведение итогов занятия.
Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившие наибольшее количество «орденов капитана Врунгеля», и самые активные учащиеся.
IV. Домашнее задание: § 43 .