География конспекты уроков 6 класс
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера - Гидросфера - ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Цели: ученики должны иметь представление о гидросфере как оболочке Земли, частях гидросферы: море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг.
Ученики должны уметь: работать с картами атласа
Оборудование: таблицы «Гидросфера», «Круговорот воды в природе», список географической номенклатуры. Картины: океана, моря, реки, озера, болота, ледника. Карты: физическая карта мира, контурные карты, атласы.
Ход урока
I. Оргмомент. Добрый день, ребята!
Вода — самое привычное, но при этом самое удивительное вещество на Земле. Она легко переходит из одного состояния в другое: испаряется, замерзает, плавится. Поэтому вода — вечный путешественник. В составе водной оболочки Земли выделяют Мировой океан, воды суши и воды атмосферы. Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой оболочки Земли: гидросферы
Вводная беседа с учащимися.
· Какие оболочки существуют у Земли? (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).
· Какую оболочку мы изучили? (литосферу).
· Что такое литосфера?
· Какое строение имеет эта оболочка?
· Какие формы рельефа встречаются на литосфере?
· Под действием каких сил формируется рельеф Земли?
· Ребята, посмотрите на физическую карту мира, какой цвет преобладает на Земле? (голубой, синий)
· Что означает этот цвет на карте? (водные пространства).
Гидросфера пронизывает все оболочки планеты.
II. Изучение нового материала.
Мы все живем на суше. На твердой земной поверхности растут леса и колосится хлеб на полях, построены города и села, проложены дороги и трубопроводы. Но если бы инопланетянин увидел Землю из космоса, он мог бы назвать нашу планету «Вода». Посмотрите на карту полушарий в атласе. Основная часть карты синего цвета — цвета воды. Это Мировой океан, занимающий почти 3/4 площади поверхности Земли. А сколько еще на карте синих «ленточек» и «пятен»! Это большие и малые реки, озера, водохранилища. Россыпь синих точек на белом фоне — гигантские материковые ледники полярных широт (Антарктический и Гренландский).
Вспомните, что вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. Объем воды в гидросфере составляет колоссальную величину — около 1,4 млрд. км3. Эта тончайшая оболочка необходима Земле, так как именно она делает Землю живой. Не случайно греческий ученый Фалес Милетский рассматривал воду как источник жизни.
· Из чего состоит гидросфера?
Гидросфера включает в себя соленые воды океанов и морей, пресные или соленые воды суши и воду, содержащуюся в атмосфере и в живых организмах. К водам суши относят поверхностные воды (реки, озера, болота), ледники и подземные воды.
Рассмотрите рисунок на доске. Вы видите, что 96,5% воды в гидросфере — это вода океанов и морей. Остальное приходится в основном на воды суши. Среди вод суши наибольшую массу имеют не поверхностные, жидкие воды, а ледники и подземные воды — 1,75% и 1,7% от массы гидросферы. Представьте, что реки, озера и болота, иногда огромные по площади, все вместе — это менее 0,03% от массы воды в гидросфере. В атмосфере и в живых организмах содержится менее 0,02% всей воды гидросферы, но роль ее огромна.
Подавляющая часть воды в гидросфере содержится в жидком виде — более 98%. Твердая вода (лед или снег) составляет около 2% массы гидросферы, а газообразная (водяные пары) всего доли процента. Основная масса воды — соленая, т. е. в ней растворены различные химические соединения. Менее 3% жидкой воды на Земле — пресная вода, в которой почти нет растворенных веществ (менее 1 г на 1 л воды).
РИСУНОК НА ДОСКЕ
океаны и моря ледники 1, 75%
подземные воды 1,7%
реки, озера, болота атмосфера и живые организмы 0,002%
Вода встречается в природе в трех состояниях. Чаще всего мы имеем дело с жидкой водой. Твердая вода — это снег и лед. Водяной пар в воздухе — это газообразная вода.
В природе все взаимосвязано. Между земными оболочками происходит постоянный обмен веществами и теплом. Вода проникает в литосферу и образует подземные воды. В атмосфере содержатся водяные пары, капельки и льдинки в облаках. В океанах, озерах и реках много твердых или растворенных веществ различного химического состава. Океан во многих областях богат живыми организмами. В биосфере вода — основная составляющая массы многих живых организмов. Например, около 2/3 массы человеческого тела составляет именно вода. Человек не может прожить без воды больше недели. Удивительные свойства воды делают ее связующим звеном между земными оболочками. Благодаря превращениям жидкой воды то в лед, то в пар и обратно в природе происходит круговорот воды.
Важные свойства воды:
— медленно нагревается и медленно остывает;
— при замерзании увеличивается в объеме;
— растворяет многие вещества.
Мировой круговорот воды в природе — процесс постоянного водообмена между различными звеньями гидросферы.
- По рисунку 116 в учебнике на стр. 130, объясните, как происходит мировой круговорот воды?
Вода испаряется с огромной поверхности Мирового океана. Легкие водяные пары поднимаются вверх, охлаждаются и формируют облака. Одна часть воды из облаков с атмосферными осадками возвращается в Океан. Другую часть вместе с облаками воздушные потоки переносят в области над континентами. На сушу выпадают осадки в виде дождя или снега. Часть воды, испаряясь, возвращается в атмосферу, часть просачивается в грунт. Остальная вода пополняет реки, озера, ледники. Наконец, вместе с речным и подземным стоком вода возвращается обратно в Океан. В мировом круговороте воды участвуют и живые организмы, и человек.
В разных частях гидросферы вода проходит круговорот, «обновляется», с различной скоростью. Медленнее всего этот процесс идет в подземных водах и материковых ледниках полярных широт тысячи и десятки тысяч лет, в глубоких подземных водах — до нескольких миллионов лет. Вода океанов проходит круговорот примерно за 3 тысячи лет, вода болот и горных ледников — за несколько сотен лет, вода озер — за десятки и сотни лет. Гораздо быстрее самоочищаются реки — от недель до нескольких месяцев. Вода в атмосфере «оборачивается» за 7—9 дней, а в живых организмах — обычно за несколько часов.
МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБОЛОЧЕК ЗЕМЛИ, ПОДДЕРЖИВАЕТ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ.
- Почему мы заботимся о качестве воды?
Все мы дома пользуемся водой. Колоссальное ее количество потребляют фабрики и заводы по всему миру, вода орошает тысячи гектаров полей. Вся эта использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в мировой круговорот. Морские и океанские суда точно так же, как и автомобили на суше, могут попасть в аварию. Если при этом из танкера выливается много нефти, происходит экологическая катастрофа. Вы, наверное, видели по телевизору ее последствия — погибшие рыбы и птицы, выброшенные на берег.
Только на суше сейчас загрязнена почти пятая часть всех поверхностных водоемов, а ведь эту воду мы пьем! Врачи считают, что 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Конечно, существуют станции очистки воды, особенно в городах. На предприятиях есть свои очистительные системы. Только все эти сооружения очень дорогие, а чистой воды требуется все больше. Поэтому охрана гидросферы — общая забота всех людей. Мы должны задуматься об экономичном использовании воды.
III. Закрепление.
1. Вода покрывает почти 3/4 поверхности нашей планеты. Используя атлас, докажите этот общеизвестный факт. Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте?
2. По карте выясните, равномерно ли распределена вода по суше. В каких районах воды недостаточно?
3. Что такое гидросфера? Пользуясь рисунком 117 на стр. 131, дайте описание гидросферы.
4. Каково значение круговорота воды в природе?
5. Гидросфера состоит из:
а) поверхностных вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере, подземных вод, ледников;
б) вод суши и вод Мирового океана;
в) вод рек, морей, озер, болот, прудов.
6. Воды океанов и морей составляют от всего объема гидросферы: а) 2,6%; б) 96,5%; в) 1,7%.
7. Как проявляется загрязнение воды продуктами хозяйственной деятельности человека в мировом круговороте воды?
8. Какие воды суши находятся в той местности, где вы живете? Что означают их названия?
IV. Домашнее задание: § 33.
1. Проведите маленькое исследование. Предложите своим родным, друзьям, знакомым закончить предложение: «Вода для меня — это...». Запишите и свой вариант ответа. Проанализируйте полученные результаты. Выясните, какие наиболее распространенные ответы давали участники вашего исследования, какие ответы вас заинтересовали. Поделитесь своими результатами с родителями и одноклассниками.
2. Выявите основные способы экономии воды каждым человеком. Что вы уже делаете в этом направлении или намерены предпринять в будущем? Обсудите свои идеи с родителями и друзьями. Результаты оформите в виде таблицы.
Выполняя это задание, в первую очередь ответьте самому себе на вопрос: для чего необходимо экономить воду?
3. Воду называют сокровищем природы. Подберите высказывания поэтов, писателей, ученых о воде. Какие из них и почему вам особенно понравились?
4. Выясните, как можно наблюдать мировой круговорот воды в том месте, где вы живете.