Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Атмосферные осадки - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать представление о видах атмосферных осадков и способах измерения их количества; научить читать диаграммы количества осадков.
Оборудование: осадкомер, физическая карта полушарий, диаграммы количества осадков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Взаимоопрос
Учащиеся работают в группах по подготовленным дома вопросам.
2. Географический диктант
1. Количество водяного пара, содержащееся в 1 куб. м воздуха. (Абсолютная влажность.)
2. Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к возможному содержанию водяного пара при данной температуре. (Относительная влажность.)
3. Если относительная влажность воздуха 100%, то такой воздух называют... (насыщенным).
4. Самые высокие облака. (Перистые.)
5. Если абсолютная влажность воздуха при температуре +20 °С равна 17 г, сможет ли такой воздух вместить еще какое-то количество водяного пара? (Нет.)
6. Различают несколько видов облаков: кучевые, перистые и... (слоистые).
7. Главная причина образования облаков. (Охлаждение воздуха.)
8. Прибор для измерения влажности воздуха. (Гигрометр.)
9. Какие облака образуются в теплое время года? (Кучевые.)
10. При соприкосновении насыщенного водяным паром воздуха с холодной земной поверхностью образуется... (туман).
(Самопроверка по образцу.)
III. Изучение нового материала
Комментарии. Учащиеся работают в группах по шесть человек. Каждая группа получает план работы. Каждый ученик в группе отвечает за свой вопрос. Во время объяснения учитель задает вопросы и дает несколько минут на их обсуждение в группах.
План
1. Виды осадков (с. 124). (Использовать словарь по физической географии.)
2. Почему осадки выпадают не из каждого облака (с. 125)?
3. Причина выпадения града (с. 125).
4. Как измерить атмосферные осадки (п. 2 на с. 125)?
5. Чтение диаграммы количества осадков.
6. Измерение высоты снежного покрова (с. 127).
7. Причины, влияющие на количество осадков (с. 127).
Однажды в пустыне Сахаре группа геологов попала в странную ситуацию. Стояла жара. Группа прошла большое расстояние. Воздух был очень пыльный. Язык, казалось, был похож на наждачную бумагу. Пот просолил одежду геологов. Все были измучены жарой, дорогой, пылью. На небе показалось облако. Оно быстро приближалось и темнело. Кто-то сказал: «Вот бы сейчас дождь пошел». Проводник покачал головой. Раздались раскаты грома. Был слышен шум дождя. Дождь шел, но люди стояли абсолютно сухие. Капли дождя не долетали до земли, они испарялись в воздухе. «Это сухой дождь», — сказал проводник.
В Испании однажды вместе с каплями дождя на землю падали апельсины. А в Исландии был селедочный дождь. Иногда с неба падают во время дождя лягушки.
Фантастика? Нет, это правда. И все эти загадочные явления связаны с атмосферными осадками, о которых мы сегодня и поговорим. Попробуйте разгадать эти загадки дождей.
Вся вода, которая выпадает из облаков или выделяется из приземного слоя воздуха, называется атмосферными осадками.
— Какие виды осадков вы знаете? (Дождь, снег, град, роса, иней и т. д.)
Все осадки можно разделить на две группы по способу их образования:
1) осадки, выпадающие из облаков, — снег, град, дождь, морось;
2) осадки, выпадающие из насыщенного водяным паром приземного слоя воздуха при соприкосновении его с охлажденными поверхностями, — иней, изморозь, роса, гололед.
— По какому еще признаку можно объединить осадки в две группы? (Твердые и жидкие.)
— При каком условии образуются твердые осадки? (Если температура воздуха ниже 0 °С.)
— Назовите осадки, выпадающие в твердом виде. (Снег, град, иней, изморозь, гололед.)
— Какие виды жидких осадков вы знаете? (Дождь, роса, морось.)
— Объясните, что такое морось, изморозь. (Примерный ответ. Морось — атмосферные осадки, выпадающие из слоистых облаков или тумана в виде мельчайших капелек дождя (диаметр менее 0,5 мм). Скорость их падения настолько мала, что они кажутся взвешенными в воздухе. Изморозь — рыхлые снегообразные мелкие кристаллы льда, нарастающие на ветвях деревьев, проводах и других предметах при замерзании капель переохлажденного тумана. Образуется зимой, чаще в тихую морозную погоду.)
(Два ученика выходят к доске и рисуют схемы классификации осадков по двум признакам.)
— Почему не из каждого облака выпадают осадки? (Примерный ответ. Капля воды, имеющая диаметр 0,01 мм, находится в облаке и не падает на землю, т. к. очень легкая. Но капли находятся в движении. Они сталкиваются друг с другом, сливаются и становятся большими и тяжелыми. Когда диаметр капель достигает 0,5—5 мм, они падают на землю.)
— Как образуется град? (Примерный ответ. Град образуется в кучево-дождевом облаке. Когда воздух поднимается от земли очень быстро, капельки то поднимаются потоками воздуха, то опускаются вниз. Капли попадают на высоту с температурой ниже 0 °С и там превращаются в льдинки. Льдинки опускаются вниз и обволакиваются водой, сталкиваясь с каплями, которые поднимаются навстречу. При неоднократном подъеме и спуске льдинка увеличивается, иногда достигая размеров куриного яйца и даже яблока.)
Град приносит огромный вред: пробивает крыши домов, побивает посевы на полях, ранит домашний скот и птицу.
— Как можно измерить количество выпавших осадков? (Примерный ответ. Количество выпавших осадков определяют с помощью осадкомера. Он похож на ведро, защищенное лепестками. Осадкомер устанавливают на столб высотой около 2 м. Для определения количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и определяют толщину слоя в миллиметрах. Если осадки выпали в твердом виде (снег, град), то ведро из осадкомера заносят в теплое помещение, там снег тает, и воду также выливают в мерный стакан. Измеряют количество осадков два раза в сутки: в 7 ч утра и в 19 ч вечера. Количество осадков, выпавших за месяц, равно сумме осадков, выпавших за все дни месяца. Сумма осадков, выпавших за все месяцы года, — годовое количество осадков. Подсчитывается также среднее многолетнее количество осадков.)
В разных районах Земли выпадает разное годовое количество осадков. В пустынях выпадает менее 100 мм осадков в течение года. Иногда за год не бывает ни одного дождя.
В пустыне наблюдается странное явление — сухие дожди.
На экваторе дождь идет почти каждый день. Это настоящие ливни. Дождь льет как из ведра, стеной. Из-за шума дождя невозможно услышать речь человека, находящегося рядом.
В нашей местности выпадает умеренное количество осадков — 600 мм.
— Как вам кажется, в какое время года выпадает большее количество осадков? (Как правило, ученики самым мокрым временем года называют осень, потому что осенью сыро, лужи долго не высыхают, часто идут дожди.)
— Многолетние наблюдения за количеством осадков показали, что осадков больше выпадает летом. Но кажется, что наиболее мокрое время года — осень. Почему? (Летом Солнце нагревает земную поверхность, воздух теплый, вода быстро испаряется.)
А сейчас мы научимся читать диаграммы количества осадков. Посмотрим на рис. 81, с. 126. На диаграммах две оси: вертикальная и горизонтальная. На вертикальной оси показано количество осадков в миллиметрах, на горизонтальной — начальные буквы месяцев. 12 столбиков разной высоты показывают количество осадков, выпадающих в каждом месяце года. Сумма осадков — годовое количество — показана цифрой над диаграммой, но ее можно подсчитать самим. Для этого нужно определить по столбикам количество осадков в каждом месяце и найти их сумму.
— Выполните задание к рис. 81 на с. 126. Найдите на карте город Владивосток. На берегу какого океана он находится?
— Какие ветры господствуют на берегу Тихого океана? (Муссоны.)
— Чем отличаются муссоны? (Муссоны — сезонные ветры, они меняют направление два раза в год. Летом дуют с океана, а зимой — с материка.)
— Какое количество осадков выпадает во Владивостоке за год? (685 мм.)
— Когда выпадает наибольшее количество осадков? (Летом, в августе.)
— В каком месяце выпадает меньше всего осадков? (В январе.)
Во Владивостоке лето влажное, а зима — малоснежная, сухая. Такой климат называется муссонным.
— Какие причины влияют на количество осадков? (1. Близость океана, потому что основной поставщик влаги — вода, испаряющаяся с поверхности океана. 2. Ветры. Если ветры дуют с океана, они приносят осадки.)
(Задание 1 на с. 127. Первый вариант анализирует диаграмму для города Адена, второй — для города Абердина.)
— Как измерить высоту снежного покрова? (Высоту снежного покрова измеряют с помощью снегомерной рейки. Это танка, разделенная на сантиметры. Рейку вертикально втыкают в снег так, чтобы она достала до земли.)
IV. Практическая работа
— По следующим данным постройте диаграмму среднегодового количества осадков.
Масштаб: в 1 см 10 мм.
Среднее количество осадков по месяцам в городе Ижевске:
январь — 31 мм;
февраль — 24 мм;
март — 28 мм;
апрель — 30 мм;
май — 46 мм;
июнь — 58 мм;
июль — 62 мм;
август — 56 мм;
сентябрь — 51 мм;
октябрь — 48 мм;
ноябрь — 38 мм;
декабрь — 36 мм.
V. Закрепление нового материала
— Почему самое мокрое место на Земле — Черрапунджи — находится у подножия южных склонов Гималаев?
— Почему на экваторе осадки выпадают равномерно в течение года, а в Индии — только летом?
— С помощью каких приборов можно измерить количество выпавших осадков?
— Почему в Великобритании выпадает много осадков?
— Почему на Аравийском полуострове осадков выпадает очень мало?
— Какие осадки могут выпасть из облака, если температура воздуха у поверхности Земли выше 0 °С?
Домашнее задание
§ 41.
Выполнить практическую работу: построить диаграмму количества осадков (см. этап IV урока).
Подумать над вопросом: почему иногда с неба падают апельсины, рыба, лягушки?