Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Формы рельефа земной коры. Горы - ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЗЕМНОЙ КОРЫ - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать мировоззренческое представление о взаимодействии двух процессов (внутренних и внешних), влияющих на создание рельефа; учить определять географическое положение гор; сформировать представление о горном хребте, горной долине, горной системе; показать разнообразие гор по высоте; закрепить умение определять координаты точек.
Оборудование: физическая карта полушарий, картины с изображением гор, макет горной системы, видеофильм «Горы мира», горные породы: осадочные и магматические.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Взаимоопрос
Один ученик рассказывает об образовании вулканов, их строении. Второй показывает вулканы, рассказывает о гейзерах и горячих источниках. (В рассказе не менее 10-12 предложений.)
2. Тест
1. Что из перечисленного не относится к вулкану?
а) очаг;
б) лава;
в) эпицентр;
г) конус.
2. На вершине вулкана находится:
а) жерло;
б) конус;
в) кратер.
3. Фонтанирующий горячий источник называется:
а) родник;
б) фонтан;
в) гейзер.
4. На берегах какого океана больше всего вулканов?
а) Атлантического;
б) Индийского;
в) Тихого;
г) Северного Ледовитого.
5. Если вулкан извергался в I в. до н. э., то он считается:
а) потухшим;
б) спящим;
в) действующим.
6. Какая гора не является вулканом?
а) Килиманджаро;
б) Джомолунгма;
в) Гекла.
7. Наибольшую высоту имеет вулкан, который:
а) имеет жидкую лаву;
б) имеет густую лаву;
в) часто извергается.
8. Чем реже гейзер выбрасывает фонтан воды и пара, тем:
а) фонтан выше;
б) вода горячее.
9. Что образуется при вертикальном движении участка земной коры?
а) грабен;
б) горст;
в) складчатые горы;
г) вулкан.
Ответы: 1 — в; 2 — в; 3 — в; 4 — в; 5 — в; 6 — б; 7 — б, в; 8 — а; 9 - а, б.
III. Изучение нового материала
— Что такое рельеф? Какие крупные формы рельефа вы знаете? (Рельеф — это неровности поверхности Земли. Крупные формы рельефа на суше — это равнины и горы.)
— На какой форме рельефа мы живем? Какие мелкие формы рельефа вы знаете?
Сегодня мы познакомимся с основными видами гор и строением горной системы. Научимся отмечать горы на контурной карте и определять географическое положение гор, т. е. их адрес на карте.
(По ходу объяснения учитель чертит схему на доске, а учащиеся в тетрадях.)
Рельеф Земли формируется при одновременном воздействии двух сил: внутренних и внешних.
Внутренние процессы — это движение земной коры и вулканизм. При воздействии внутренних процессов происходит образование складчатых и глыбовых гор (горстов), гор-вулканов. Образуются крупные неровности. Внешние процессы — ветер, выветривание — разрушают горные породы, сглаживая крупные неровности. Эти процессы действуют постоянно. Рельеф Земли постоянно меняется.
— В песне В. Высоцкого есть слова: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Чем же влекут к себе горы? (Горы красивые, разные, высокие, с горы далеко видно и т. д.)
— Прочитайте текст на с. 53. Что мы узнали о горах? (В горах — пропасти, не хватает воздуха, внезапно меняется погода, чем выше, тем холоднее, могут быть лавины, камнепады, много опасностей.)
Но в горах синее небо, яркие звезды, голубой снег, под ногами облака.
Что же такое гора? Это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над местностью на высоту более 200 м.
У каждой горы есть вершина, склон, подошва.
— Нарисуйте гору и укажите эти части горы.
У глыбовых гор (горстов) и старых гор вершины плоские, а у складчатых, молодых гор — остроконечные, пикообразные (рис. 35 на с. 54 и 36 на с. 55).
(Работа с макетом горной системы.)
Горы чаще образуют скопления, вытянутые в ряд, — это горные хребты. Между соседними хребтами находятся понижения — горные долины. Скопление горных хребтов, долин образует горную систему.
Нагорье - это обширное поднятие. Состоит нагорье из горных хребтов. Долины в нагорье находятся на значительной высоте над уровнем моря, например нагорье Тибет.
— Как определить высоту гор на карте? (По шкале высот, по отметкам высот отдельных гор.)
— Найдите на карте самые высокие горы — Гималаи.
Высшая вершина в Гималаях и на Земле — Джомолунгма (или гора Эверест).
Самые длинные горы на Земле — Анды (в переводе с языка инков — медные горы).
— Найдите самую высокую гору в Андах — Аконкагуа, ее высота 6960 м.
— Покажите самые высокие горы Северной Америки — Кордильеры.
Самая высокая вершина этих гор — Мак-Кинли, ее высота 6194 м.
Самые длинные горы России — Уральские, высшая вершина — гора Народная, 1895 м. Между Черным и Каспийским морями находятся Кавказские горы, высшая их вершина — гора Эльбрус. Это потухший вулкан. Ее высота 5642 м.
— На физической карте России найдите:
1) горные хребты;
2) нагорье;
3) горную систему.
(Практическая работа.)
1. Используя таблицу 2 на с. 56 учебника, определите географическое положение гор.
В первой колонке таблицы дан план описания географического положения, а во второй колонке указаны действия, которые необходимо произвести, чтобы выполнить пункты плана.
Описание географического положения Уральских гор. Уральские горы средней высоты. Высшая вершина — гора Народная, 1895 м. Горы находятся на севере Евразии, вдоль 60° в. д. Уральские горы — это условная граница между Европой и Азией. Горы протянулись в направлении север - юг от 68° с. ш. до 52° с. ш., т. е. на 16° (68 — 52 = 16); 111 км х 16 = 1776 км. К западу от Уральских гор находится Восточно-Европейская равнина, а к востоку — Западносибирская равнина.
2. Определите, о каких горах идет речь, по описанию их географического положения.
1) Горы расположены на юге Евразии, к северу от них находится нагорье Тибет, а к югу — Индо-Гангская низменность. (Гималаи.)
2) Горы расположены на западе материка Южная Америка, протянулись вдоль побережья Тихого океана. (Анды.)
3) Горы находятся на западе материка Северная Америка, протянулись вдоль побережья Тихого океана. (Кордильеры.)
4) Это самые высокие горы Европы. Находятся на западе Евразии, протянулись с запада на восток. (Альпы.)
5) Это старые низкие горы, расположены на северо-западе Евразии, на полуострове с одноименным названием. (Скандинавские.)
6) Горы высокие, расположены на юго-западе Евразии, между двумя морями: Каспийским и Черным. (Кавказские.)
Домашнее задание
§ 20, задание 6 (географическое положение Кавказских гор).
Творческое задание: подготовить стихи, песни о горах (можно выучить наизусть) или нарисовать горный пейзаж.
(Учитель показывает образец работы.)
Дополнительный материал
Правила обозначения гор на контурной карте
1. Определите географическое положение гор. Наложите друг на друга физическую карту и контурную.
2. Определите направление хребтов и отметьте одной линией направление хребта (карандашом).
3. Вдоль по линии подпишите название хребта печатными буквами.
4. Отметьте наивысшую вершину хребта точкой и подпишите название и высоту параллельно параллели.
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас и о небе» (М. Ю. Лермонтов).
Утро на Кавказе
Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там...
М. Лермонтов