География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Значение Мирового океана для природы и человека - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Цель
Формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека.
Задачи урока
1. Рассмотреть особенности условий обитания в Мировом океане.
2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира Мирового океана.
3. Раскрыть особенности использования Мирового океана человеком, значение Мирового океана для природы и человека.
4. Сформировать представление о взаимном влиянии Мирового океана и человека друг на друга.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Обитатели Мирового океана.
2. Отличительные черты организмов, населяющих Мировой океан.
3. Использование человеком Мирового океана.
4. Значение Мирового океана для природы и человека.
Опорные знания
1. Что такое Мировой океан.
2. Состав Мирового океана.
3. Свойства вод Мирового океана.
Проблемный вопрос
Может ли прожить человек без Мирового океана?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Почему наиболее плотно заселены верхние слои вод Мирового океана?
2. На какие группы можно разделить всех обитателей Мирового океана?
3. В чем состоит значение Мирового океана для человека и природы Земли?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Почему живой мир Мирового океана разнообразен?
2. Почему необходимо охранять воды Мирового океана?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
Объяснение значения фразы: “Океан — кормилец человечества”.
Практическая работа на формирование учебных действий
Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию
• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
• Находить закономерности распределения организмов в Мировом океане.
• Описывать условия обитания организмов в Мировом океане.
• Объяснять особенности условий обитания организмов, взаимного влияния Мирового океана и человека друг на друга.
• Приводить примеры взаимного влияния Мирового океана и человека друг на друга.
• Проводить простейшую классификацию организмов.
• Различать и сравнивать значение Мирового океана для природы и человека.
• Составлять описания условий обитания организмов и влияния Мирового океана на природу и человека.
• Формулировать закономерности протекания явлений.
Понятия и термины
Условия обитания, живой мир.
Рекомендации к проведению урока
1. Данный урок имеет важное воспитательное значение. Содержание урока направлено в первую очередь на формирование экологической грамотности школьников.
2. На первом этапе урока можно совершить воображаемое “погружение” на дно Марианской впадины, в ходе которого выявить изменения в условиях обитания при увеличении глубины. В ходе беседы учащиеся могут самостоятельно определить черты приспособления живых организмов к водной среде обитания. Учителю необходимо подобрать иллюстративный материал для конкретизации суждений и познакомить обучающихся с типичными представителями живой природы океана. Один из вариантов проведения данного этапа — просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением.
3. На втором этапе урока целесообразно познакомить обучающихся с основными экологическими нишами морских обитателей: планктон, нектон, бентос — и указать на их приспособления к условиям обитания. В качестве закрепления можно провести географический диктант, в ходе которого обучающиеся устанавливают соответствие между видом организма и условиями его жизни.
4. На третьем этапе урока, работая с текстом учебника, можно составить план “Хозяйственное освоение океана”, конкретизируя каждый пункт характерными примерами. Здесь же необходимо остановиться на проблеме загрязнения воды и истощения ресурсной базы Мирового океана. Для этого целесообразно привести статистические сведения и кадры негативного влияния человека на состояние Мирового океана. В то же время учителю необходимо раскачать “маятник” от негативного восприятия проблемы к позитивным эмоциям своих учеников: совместными усилиями предложить пути решения проблем.
5. В заключение урока подводится итог с ответом на ключевой вопрос: “Какое значение имеет Мировой океан для природы и для человека?”
6. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
7. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практического задания
Объяснение значения фразы “Океан — кормилец человечества” должно проходить по двум направлениям. Первое — почему человек обратил свой взор в сторону Мирового океана, второе — что дает Мировой океан человеку. При выполнении задания возможно деление класса на рабочие группы с целью получения информации на основе использования различных источников информации. Каждая из групп должна ответить на оба вопроса, используя кто-то учебник, кто-то атлас, кто-то научно-популярные журналы и т.д.
Рекомендации к выполнению практической работы
Обозначение на контурной карте материков и океанов осуществляется с использованием физической карты мира или физической карты полушарий. Обучающиеся обозначают объекты путем нанесения их названий. Важным при выполнении работы является оформление легенды карты. У обучающихся должно сформироваться устойчивое убеждение, что чтение карты возможно только при наличии у нее легенды.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
А |
1 |
Б |
2 |
Б |
2 |
В |
3 |
Б |
3 |
БВ |
4 |
Г |
4 |
АБГ |
5 |
А |
5 |
ВАБГ |
6 |
Б |
6 |
1 В 2 А 3 Б |
7 |
В |
7 |
1 Б 2 В 3 А |
8 |
А |
||
9 |
1 В 2 БГ 3 АДЕ |