География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Поиски Южной земли продолжаются - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Цель
Формирование представлений об освоении и изучении Земли в XVII веке.
Задачи урока
1. Рассмотреть причины и следствия экспедиций, направленных на освоение просторов Тихого океана и Антарктики.
2. Рассмотреть причины путешествий Джеймса Кука.
3. Познакомить обучающихся с ходом экспедиций Джеймса Кука.
4. Раскрыть практическое значение экспедиций Джеймса Кука.
5. Сформировать представление об общечеловеческом значении экспедиций Джеймса Кука.
6. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Периодизация и значение путешествий Джеймса Кука.
2. Причины, по которым не состоялось открытие Джеймсом Куком Антарктиды.
3. Особенности путешествий Джеймса Кука по просторам Тихого океана.
Опорные знания
1. Особенности жизни и деятельности Джеймса Кука.
2. Последовательность открытия материков Земли.
Проблемный вопрос
Мог ли Джеймс Кук открыть Антарктиду?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Какую цель ставил Джеймс Кук во время второй экспедиции?
2. В какие годы проходило второе кругосветное плавание Дж. Кука?
3. Почему Дж. Кук не совершил четвертого кругосветного плавания?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. С какими трудностями сталкивались моряки во времена Джеймса Кука?
2. Что помешало кораблям Дж. Кука пройти сквозь льды?
3. Как называется материк, который так и не нашел Дж. Кук?
4. В какой части Тихого океана расположены Гавайские острова?
Практические задания на закрепление теоретических знаний
1. Сравнение протяженности плаваний Дж. Кука вдоль берегов Антарктиды и вдоль Южного тропика.
2. Обозначение на контурной карте названий океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.
• Использовать текстовый и картографический источники географической информации для анализа тематического содержания.
• Описывать по картам маршруты путешествий.
• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.
• Приводить примеры географических объектов, показывать и обозначать их на карте.
• Проводить простейшую классификацию географических объектов.
• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.
• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.
Географическая номенклатура
Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан.
Персоналии
Джеймс Кук.
Рекомендации к проведению урока
1. Тематическое содержание урока целесообразно начинать с повторения библиографической справки о Джеймсе Куке.
2. Важным моментом при рассмотрении попытки открытия Антарктиды Джеймсом Куком является описание природы прилегающих к ней водных пространств. Через описание природы и особенности технического оснащения экспедиции обучающиеся должны выйти на формулирование вывода о причинах неудач Джеймса Кука по поиску Антарктиды. Для текущей работы можно использовать иллюстрации учебника (рис. 45 и 46).
3. Для формирования целостностного образа деятельности Джеймса Кука необходимо рассмотреть его путешествия по всей акватории Тихого океана с выделением географических объектов, открытых или описанных им.
4. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.
5. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.
Рекомендации к выполнению практического задания
1. Для выполнения задания используется физическая карта мира и глобус. Обучающимся необходимо найти линию Южного тропика и береговую линию Антарктиды. Определить визуально протяженность путешествия по заданным линиям. По результатам работы необходимо сформулировать вывод о протяженности путешествий по заданным линиям с учетом изображения параллелей и меридианов на карте и глобусе.
2. Работа на контурной карте осуществляется только карандашами. Названия географических объектов одного вида наносятся одинаковым по размеру и цвету шрифтом. Маршрут путешествия обозначается линией, указывающей направление движения. Над линией маршрута указывается дата. Названия географических объектов не должны выходить за их контуры. При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта используется цифровое обозначение, которое расшифровывается в легенде карты. Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются. На контурной карте должны быть обозначены объекты, указанные в задании. Работа выполняется на основе анализа физической карты мира и карты важнейших географических открытий и путешествий.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
|||
1 |
Б |
1 |
В |
|
2 |
Б |
2 |
А |
|
3 |
В |
3 |
Б |
|
4 |
Б |
4 |
А |
|
5 |
Б |
5 |
А |
|
6 |
А |
6 |
Б |
|
7 |
Б |
7 |
А |
|
8 |
Б |
8 |
Б |
|
9 |
БАБ |
9 |
Б |
|
10 |
АГ |