География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Открытие Америки - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Цель
Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки.
Задачи урока
1. Рассмотреть причины путешествия Христофора Колумба.
2. Познакомить обучающихся с ходом экспедиции Христофора Колумба.
3. Раскрыть практическое значение открытия Америки.
4. Сформировать представление об общечеловеческом значении открытия Америки.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Причины организации экспедиции Христофора Колумба.
2. Открытие Америки.
3. Роль Америго Веспуччи в изучении Америки.
4. Значение открытия Америки.
Опорные знания
1. Путешествия викингов.
2. Форма Земля.
3. Путешествие Марко Поло.
Проблемный вопрос
Мог ли Колумб не открыть Америку?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Куда плыл Колумб?
2. Почему португальский король не заинтересовался предложением Колумба о поиске западного маршрута в Индию?
3. В каком году Колумб достиг берегов Америки?
4. Сколько плаваний к берегам Америки совершил Колумб?
5. В чем заблуждался Христофор Колумб?
6. В чем состоит заслуга Америго Веспуччи?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Почему Колумб отправился к берегам Индии на запад, а не вокруг Африки?
2. Как связаны между собой путешествия Марко Поло и Христофора Колумба?
3. Почему путешественники назвали первый открытый остров Сан-Сальвадор (Спаситель)?
4. Как связаны между собой экспедиции Христофора Колумба и Васко да Гама?
5. Почему новая часть света, состоящая из двух материков, не получила имя Колумба?
6. Почему местных жителей открытых земель Колумб назвал индейцами?
7. Почему открытые Колумбом острова называют Вест-Индией?
Практические задания на закрепление теоретических знаний
1. Определение по картам атласа океана, который пересек Христофор Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути в Индию.
2. Нахождение географических объектов с использованием карт атласа, названных в честь Христофора Колумба.
Практические работы на формирование учебных действий
Обозначение на контурной карте маршрута первого путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.
• Использовать текстовый и картографический источники географической информации для анализа тематического содержания.
• Описывать по картам маршруты путешествий.
• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.
• Приводить примеры географических объектов, показывать и обозначать их на карте.
• Проводить простейшую классификацию географических объектов.
• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.
• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.
Понятия и термины
Новый Свет, индеец.
Географическая номенклатура
Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор.
Персоналии
Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи.
Рекомендации к проведению урока
1. В начале урока учитель обозначает проблемный вопрос и предлагает обучающимся в процессе проведения урока высказать гипотезы по его тематике. Для этого на классной доске или иной основе составляется таблица следующего вида:
Мог ли Колумб не открыть Америку? |
|
Доводы в пользу утверждения |
Доводы против утверждения |
В процессе проведения урока, на любом этапе обучения, обучающиеся могут самостоятельно заполнять таблицу, не прерывая хода занятия. В конце урока учитель возвращается к таблице, предлагая обучающимся обобщить все возможные приведенные доводы и сформулировать вывод по теме проблемного вопроса.
2. Изучение тематического материала следует начать с библиографической справки о Христофоре Колумбе. Целесообразно использовать опережающее домашнее задание и предоставить одному или группе обучающихся выступить на данную тему. Выступление обучающихся должно быть продемонстрировано иллюстративным материалом. С этой целью при выдаче задания на предыдущем учебном занятии оговаривается форма представления материала: компьютерная презентация, анимационный ролик, фрагмент документального фильма, театрализованная постановка и т.д.
3. Изучение самого путешествия Христофора Колумба следует начать с выделения причин, побудивших его совершить.
4. После рассмотрения причин необходимо вспомнить о доминирующих во времена Христофора Колумба представлениях о форме и размерах Земли.
5. На этапе рассмотрения хода путешествия в качестве основы используются карты из параграфа или атласа. В этом случае рассматривается вопрос о возможных маршрутах следования экспедиции. Вводится понятие Новый Свет с указанием территорий, в него входящих: Северная Америка, Южная Америка. Старый Свет: Европа, Азия. Спорные территории: Австралия, Антарктида.
6. Итоговым этапом может служить рассмотрение вопроса о значении путешествия для современного человека. В результате можно заполнить схему, в которую внести перечень растений, привезенных из Америки в Европу.
После составления списка в качестве задания можно предложить выбрать те растения, которые адаптировались и культивируются в России.
7. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.
8. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.
Рекомендации к выполнению практических заданий
1. При выполнении задания используется картографическая основа учебника и атласа. Обучающиеся самостоятельно определяют карту, отвечающую содержанию данного задания. Результаты работы имеют вид:
• название карты, необходимой для выполнения задания;
• название океана, который пересек Христофор Колумб во время своего путешествия;
• часть океана, через которую проходило путешествие Христофора Колумба;
• материки, омываемые океаном.
2. Выполнение задания осуществляется в несколько этапов:
• определение территорий, в пределах которых возможно наличие объектов, названных в честь Христофора Колумба;
• составление списка карт, необходимых для работы;
• составление перечня объектов, названных в честь Христофора Колумба;
• классификация объектов по видам.
Рекомендации к выполнению практической работы
Работа на контурной карте осуществляется только карандашами. Названия географических объектов одного вида наносятся одинаковым по размеру и цвету шрифтом. Маршрут путешествия обозначается линией, указывающей направление движения. Над линией маршрута указывается дата. Названия географических объектов не должны выходить за их контуры. При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта используется цифровое обозначение, которое расшифровывается в легенде карты. Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются. На контурной карте должны быть обозначены объекты, указанные в разделе “Географическая номенклатура” и относящиеся только к первому путешествию.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||||
1 |
Б |
1 |
Б |
||
2 |
А |
2 |
В |
||
3 |
В |
3 |
В |
||
4 |
А |
4 |
А |
||
5 |
Б |
5 |
В |
||
6 |
Б |
6 |
Б |
||
7 |
В |
7 |
В |
||
8 |
Б |
8 |
А |
||
9 |
БВ |
9 |
В |
||
10 |
Б |