География - Конспекты уроков 10 класс В. А. Ковалёв
Человек в эпоху НТР
ЦЕЛИ:
А) выявить роль человеческого фактора в эпоху НРТ,
Б) сформулировать новое понятие «индекс человеческого развития».
ЭПИГРАФ:
«Страна не способная развивать умения и знания своих людей и эффективно их использовать в национальной экономике будет не способная развивать что-либо другое». (Фредерик Харбисон)
ХОД УРОКА:
- Как вы понимаете смысл слов Ф. Харбисоном?
Невозможно представить нашу жизнь без скоростных поездов и автомобилей, без авиалайнеров и телефонной, телеграфной связи, без радиоприемников, телевизионных экранов, без домашних холодильников и электрического освещения. Немыслим прогресс и человечества без совершенных станков, автоматических линий, ЭВМ, прокатных станков, синтетических материалов, новых технологий…Именно таким стал мир на границе рубежей ХХ и ХХ I в. в.
Это все вехи научно-технической революции, с которой связаны технические и технологические символы эпохи.
- Почему в наши дни человечество не может обойтись без всего этого?
- Как вы считаете, в 21 веке в каких областях научных знаний человек достиг наибольших результатов?
- На какой базе зародилась научно-техническая революция?
Современная НТР родилась не на пустом месте. Она уходит корнями в те крупнейшие открытия конца XIX – начала XX в., которые совершили подлинный переворот в наших знаниях и природе.
- Почему качественный скачок в науке и технике произошел только во второй половине ХХ века?
Да, человечество и в прошлом знало революции в науке, технические перевороты. Но они происходили обособленно, слабо влияя друг на друга. Современные же открытия, совершенные в течение лишь нескольких десятилетий, породили новые научные направления и новые науки, вызвали к жизни новые отрасли производства, о которых раньше люди и не мечтали. На такой почве и пошла в рост научно-техническая революция.
- На какие процессы НТР оказывает наибольшее воздействие?
- Какова роль человека в развитии научной мысли?
Современная научно-техническая революция оказывает воздействие не только на технику, технологию. Она способствует бурному прогрессу производительных сил в целом, развитию главной производительной силы – человека, требует всестороннего и полного использования его способностей, чего невозможно добиться без совершенствования образования.
- Объясните смысл слов академика Р.В. Хохлова.
«Если человек, - писал академик Р.В. Хохлов, - мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть, сложа руки, под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко Ньютона», а научиться самоотверженно и системно работать».
- Существует ли какая либо закономерность между образованностью населения и развитием современного общества? Приведите примеры.
Ведущая роль образования в развитии современного общества нашла свое отражение во введенном ООН в 1990 году новом показателе оценки качества жизни, который называется «индекс человеческого развития» (ИЧР). ИЧР зависит от трех составляющих:
А) средней ожидаемой продолжительности жизни;
Б) уровня жизни, измеряемого реальным ВВП на душу населения с поправкой на стоимость жизни;
В) образованностью, определяемой грамотностью взрослого населения и средним количеством лет обучения.
Индекс человеческого развития рассматривается как альтернатива показателю ВНП на душу населения при оценке социально-экономического развития стран и регионов. ИЧР является как бы мерой пройденного той или иной страной (регионом) пути социально-экономического развития.
- В каких странах образованию уделяется внимание больше, чем другим отраслям непроизводственной сферы? Характерно ли это явление для России?
Особое внимание в промышленно развитых странах уделяется, как уже отмечалось, распространению компьютерной грамотности и компьютеризации всех сфер жизни. Умение пользоваться информационной сетью - один из важнейших показателей образованности в наши дни. По количеству компьютеров на душу населения Россия стоит на 34 месте в мире (7 компьютеров на 1000 человек), тогда как в США их 228 на 1000 жителей.
В наши дни существует мировое информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет – всемирная компьютерная телекоммуникационная система. В связи с быстрым наращиванием информационного потока, названным «информационным взрывом», возникла особая наука об управлении и информации – кибернетика.
Высокий образовательный уровень населения важен не только для обеспечения современного производства кадрами рабочих, но и для развития научных исследований, расширения опытно-конструкторских работ. Во всех развитых странах проблема эффективности инновационной деятельности лежит в основе научно-технической деятельности, так как именно нововведения являются средством укрепления тенденций на внутренних и внешних рынках, обеспечивают повышенную конкурентоспособность продукции. Недофинансирование науки и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) замедляет обновление и совершенствование производства. Поскольку результаты НИОКР не поддаются единой оценке, общим критерием их значимости является доля инновационных технологичных изделий в экспорте страны и в общем производстве промышленной продукции в стране.
- Приведите примеры влияние науки на размещение различных отраслей производства?
Масштабы научных исследований и размещение научно-конструкторских учреждений оказывают существенное влияние на территориальную структуру хозяйства стран и регионов мира. В наше время появилась целая сеть городов, для которых НИОКР являются ведущей функцией. Они могут называться по-разному, в зависимости от принятой в той или иной стране терминологии: научно-технические и научные исследовательские парки, инновационные центры, технологические парки, но наиболее часто – технополисы.
Технопарки – агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка – сокращение сроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают значительной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации), которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.
В США технопарки появились в конце 40-х годов, в начале 70-х годов – в Западной Европе (в Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Австрии, Бельгии, Финляндии, Италии).
Технополис - специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров.
- Смогут ли технополисы качественно изменить социально-экономические условия жизни людей?
Именно в них происходят территориальное соединение ранее разрозненных фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ, а также образовательных функций. В ряде стран создание сети технополисов осуществляется по заранее разработанным государственным программам. Это касается, прежде всего, Японии, где был принят специальный «Закон о технополисах», США, ФРГ, Франции, Великобритании и ряде других промышленно развитых стран. С 1988 года начала осуществляться научно-техническая программа «Факел» в Китае, центральное место в ней отводится созданию новых территориальных структур, связанных с деятельностью в новейших отраслях высшей технологии. Технополисы стали во многих странах мира своеобразными «полюсами роста», с ними связан процесс концентрации инновационных видов деятельности и зачастую формируются целые региональные инновационные комплексы, как это произошло в долине Санта-Клара или районе Цукубы.
- Какие условия необходимы для образования технополисов и технопарков?
Для образования технополиса или технопарка необходимо сочетание нескольких условий:
А) наличие престижного университета или другого крупного исследовательского центра,
Б) наличие высококвалифицированных кадров,
В) надежное финансирование, учитывающее возможный коммерческий риск,
Г) хорошо развитая инфраструктура,
Д) благоприятные природные условия жизни.
- В каких регионах России возможно размещение технопарков и технополисов?
- Сможет ли Россия с их появлением занять достойное место в мировом пространстве?
- Сможет ли наша страна использовать научный потенциал сегодняшних школьников через несколько лет?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
- Насколько ваше мнение о науке и научном потенциале изменились за этот урок?
- Повлияют ли данные выводов на выбор вашей профессии?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: