Зачет по теме «Природные ресурсы»

География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.

Зачет по теме «Природные ресурсы»

Цели: закрепить знания по теме «Природные ресурсы»; проверить уровень знаний и умений по теме «Природные ресурсы».

Оборудование: карта «Природные ресурсы», тесты, контурные карты, атласы.

Ход урока

I. Обсуждение вопросов учебника (с. 48)

Для выполнения данного задания учителю необходимо организовать работу по группам.

В группе, состоящей из четырех человек назначается консультант. Каждая группа обсуждает вопросы 1-ой части «Как вы объясните», а консультант на листочках отмечает «+» и «—» — верные и неверные ответы напротив фамилий каждого ученика. Если учащийся на свой вопрос не знает ответа, то отвечать может любой член группы, знающий ответ на вопрос. После обсуждения вопросов «Как вы объясните», обсуждаются вопросы второй части «Как вы думаете».

Вопросы, которые оказались трудными, и ответа на них группа не нашла, обсуждаются в классе. Во время работы групп учитель проходит по кабинету и слушает ответы учащихся, при необходимости делая поправки.

Каждый ученик зарабатывает баллы (на листках) за ответы на вопросы при работе в группе.

Ответы на вопросы необходимо структурировать. Так в ответе на первый вопрос «Как вы объясните, в чем заключается сходство и различие между понятиями “природа” и “географическая среда”?» Учащийся должен сказать, что понятия «природа» и «географическая среда» сходные, но понятие «природа» более широкое (+1). Географическая среда — та часть природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует (+2). Она представлена антропогенными ландшафтами - полями, городами, дорогами, каналами и т. д. (+3). За полный ответ ученик может получить 3 балла.

Вопрос № 1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

Ответ: Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования (+1). Она выражается количеством лет, на которые должно хватить ресурса (+2) или запасами из расчета надушу населения (+3). Следовательно, о ресурсообеспеченности можно судить, учитывая величину запасов и величину их добычи (чем больше объем добычи, тем на меньшее количество лет хватит ресурса), или численность населения в стране (чем больше численность населения, тем меньше душевой показатель). Всего за вопрос — 3 балла.

Вопрос № 2. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

Ответ: Постоянно расширяется площадь пашни (+1), сокращается площадь лесов (+2). С другой стороны — эрозия, опустынивание, городская застройка «съедает» почвы (+3). За полный ответ — 3 балла.


II. Тестирование

Листы с вопросами теста на два варианта лежат на столах. Учащиеся отвечают в течение 10 минут на вопросы и сдают на проверку.

Вариант 1.

1. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:

а) природные ресурсы; б) ресурсообеспеченность; в) географическая среда.

2. Большая часть запасов нефти сосредоточена:

а) в развитых странах; б) в развивающихся странах; в) в странах ОПЕК.

3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят:

а) ФРГ, Китай, Россия; б) США, Китай, Россия; в) Австралия, ЮАР, Индия.

4. В первую тройку стран по запасам нефти входят:

а) ОАЭ, Россия, США; б) Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ; в) Россия, Мексика, США.

5. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят:

а) Россия, Иран, Катар; б) Саудовская Аравия, США, Нигерия; в) ОАЭ, США, Россия.

6. В структуре мирового земельного фонда лидируют:

а) пашни; б) пастбища и луга; в) леса.

7. Более половины площади земельного фонда распахано:

а) в Индии; б) В США; в) В Канаде; г) в Китае.

8. Самая высокая обеспеченность пахотными землями (надушу населения):

а) в Китае; б) в Канаде; в) в Австралии; г) в Египте.

9. В первую тройку стран, наиболее богатых пресной водой на душу населения, входят:

а) Индия, Китай, Венесуэла; б) Канада, Венесуэла, Бразилия; в) Китай, Индия, Россия.

10. В первую тройку стран по размерам лесной площади входят:

а) Россия, Канада, Бразилия; б) Конго, США, Австралия, в) Перу, Боливия, Канада.


Вариант 2.

1. К неисчерпаемым ресурсам относятся:

а) биологические; б) энергия приливов и отливов; в) земельные.

2. В первую тройку стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, входят:

а) Австралия; б) Китай; в) Аргентина; г) Индия.

3. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны:

а) экваториального пояса; б) тропического пояса; в) арктического пояса.

4. Выберите вариант, в котором правильно указана тенденция изменения структуры земельного фонда планеты:

а) увеличивается площадь лесов; б) уменьшается площадь пашни; в) увеличивается площадь пашни; г) не изменяется структура земельного фонда планеты.

5. Наиболее обеспечены лесными ресурсами страны:

а) США, Египет; б) Россия, Китай; в) Канада, Финляндия.

6. Главным потребителем пресной воды является:

а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) транспорт; г) коммунально-бытовое хозяйство.

7. Выберите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Китай, Россия, США; б) Конго, Египет, Мали; в) ФРГ, Бразилия, Великобритания.

8. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают страны:

а) Италия, Испания, Франция; б) Турция, Кипр, Греция; в) Канада, Россия, Египет.

9. К морям наиболее загрязненным отходами относятся:

а) Средиземное, Северное; б) Красное, Тасманово; в) Карское, Охотское.

10. Причиной развития парникового эффекта на Земле являются:

а) выбросы углекислого газа; б) выбросы фреонов; в) радиоактивное загрязнение.


Ответы:

Вариант I: 1 — б); 2 — в); 3 — б); 4 — б); 5 — а); 6 — в): 7 — а); в), б); 9 - б); 10 - а).

Вариант II: 1 - б); 2 - а), б), в); 3 - а); 4 - в); 5 - в); 6 - б); 7 - а); 8 - а); 9 - а); 10 - а).






Для любых предложений по сайту: [email protected]