География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.
Население США
Цели: сформировать представление об общих особенностях населения США. этапах формирования американской нации.
Оборудование: модули, атласы, учебники, карты: физическая, политическая, карта плотности населения, карта народов мира.
Ход урока
I. Опрос
1. Какова площадь территории США?
2. Какое место по площади занимает США?
3. Какая форма правления в США?
4. Какова форма территориально-государственного устройства в США?
5. Сколько штатов входит в состав США?
6. Что означают звезды на государственном флаге США?
7. Каковы особенности ЭГП США?
II. Изучение нового материала
Размещение и этнический состав населения
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картами атласа.
Задание 1: В США население размещено неравномерно. Определите среднюю плотность населения (пользуясь картой).
Перечислите основные районы проживания американцев.
Задание 2: Формирование американской нации.
Кого называют:
1) американцами США;
2) переходными иммигрантами;
3) аборигенами;
4) афроамериканцами.
Назовите районы, где преимущественно проживают аборигены, афроамериканцы, почему именно здесь?
Волны миграции
Этнический состав волн миграции. (Анализ текста доклада или работа с источниками информации.)
Текст доклада:
США называют страной иммиграции, и это действительно так. США быстро наращивали площадь своей страны и поэтому нуждались в людях, которые будут осваивать новые земли. К тому же социально-экономическая обстановка в Европе, вспышки голода, религиозные гонения создавали условия для удовлетворения таких потребностей. Поэтому рос миграционный приток в США, этому способствовали также успехи в развитии судоходства. Но все-таки миграционный приток не всегда был одинаков. Принято выделять волны миграции.
На первом этапе основную массу мигрантов составляли выходцы из Великобритании, Ирландии. Они представляли собой две совершенно разные социальные ветви. Шотландцы и ирландцы в основной своей массе были крестьянами и ремесленниками, англичане в свою очередь представляли собой аристократическое сословие и являлись роялистами. Колонисты-англичане привозили с собой крестьян, которые должны были отработать свой проезд и бытовое устройство. Когда рабочей силы стало не хватать, начался завоз негров-рабов.
Первая партия негров прибыла в Джеймстаун в 1619 году. Уже в начале XVI II века на континенте было 10 тыс. рабов, в середине XVIII века — 100 тыс. рабов, в 1860 году - 4,5 млн. (25% населения страны).
В XIX веке стали прибывать выходцы из Германии и Ирландии. Причиной эмиграции из Ирландии был картофельный голод, а из Германии — тяжелое экономическое положение. Увеличились потоки и из скандинавских стран.
В начале XX века иммиграция в США снова стала возрастать в основном за счет стран Восточной и Южной Европы: Италия, Австро-Венгрия, Украина, Польша, Россия. Особенно возросла миграция из России, достигнув пика в 1900—1910 годах. Стоит заметить, что выезжали из России в основном поляки, евреи, литовцы, тогда как доля русских была невелика.
В период между двумя мировыми войнами миграция не имела такого массового характера, это объясняется как введением ограничительных квот, так и состоянием экономики страны. В этот период имеет место политическая миграция. В составе этой волны оказались представители дворянства, генералитета, временного правительства, многие представители научно-технической мысли, людей творческих профессий (С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский и т. д.)
Период после второй мировой войны оказался также неоднородным. В первую половину этой миграционной волны въезжали в страну выходцы из Европы (ФРГ, Нидерландов, Италии, Венгрии, Польши). При этом наряду с трудовой миграцией имела место и политическая миграция. К ней можно отнести людей, которые были вывезены фашистами из оккупированных территорий, а также часть военнопленных, не пожелавших возвращаться на родину. Значительную часть таких мигрантов составляли выходцы из СССР.
В 1965 году США приняли дополнительные меры по ограничению миграции. Теперь в страну могло было въезжать не более 290 тыс. человек в год (в том числе 170 тыс. из восточного и 120 тыс. человек из западного полушария). Но такой уровень миграции удержать не удалось, появились нелегальные мигранты.
В период после 70-х годов в доле мигрантов стала расти доля Латинской Америки - около 60%, Азия на втором месте — 22%, доля Европы снизилась до 7%. В основном наибольшую часть выходцев из Европы составляют жители СНГ. Некоторые из них подверглись принудительной эмиграции.
Предполагается, что в перспективе миграция будет составлять 1 млн. чел. в год. Представление о социальной структуре мигрантов могут дать следующие данные (тыс. чел. на 1992 год):
1) близкие родственники граждан, а также супруги и дети постоянно живущих в США - 520;
2) квалифицированные рабочие и члены их семей — 140;
3) граждане стран с небольшой иммиграцией в США — 40;
4) политические беженцы — 141,
5) в том числе из СНГ — 50;
6) нелегальные иммигранты — 200.
Иммиграция в США в 1820-1990 гг.
На доске чертится таблица (заранее).
Задание: Проанализируйте данные таблицы. Какие страны являются основными поставщиками иммигрантов в США?
Регионы и страны- поставщики иммигрантов |
Иммиграция в тыс. чел. |
Иммиграция в % |
Европа в целом |
36977 |
66,7 |
Германия |
7071 |
12,8 |
Италия |
5357 |
9,7 |
Великобритания |
5100 |
9,2 |
Ирландия |
4715 |
8,5 |
Россия, СССР |
3429 |
6,2 |
Швеция |
1245 |
2,2 |
Франция |
783 |
1,4 |
Норвегия |
753 |
1,4 |
Польша |
588 |
1,1 |
Азия в целом. |
5697 |
10,3 |
Филиппины |
955 |
1,7 |
Китай |
874 |
1,6 |
Корея |
611 |
1,1 |
Япония |
456 |
0,8 |
Вьетнам |
444 |
0,8 |
Индия |
427 |
0,8 |
Турция |
409 |
0,7 |
Америка в целом. |
12071 |
21,7 |
Канада |
4271 |
7 ,7 |
Мексика |
3208 |
5 ,8 |
Вест-Индия |
1168 |
2,1 |
Куба |
739 |
1 ,3 |
Африка |
301 |
0,5 |
Австралия и Новая Зеландия |
144 |
0,3 |
В чем особенности внутренней миграции в США? (Из северных штатов в южные штаты, из центра города в пригород.)
Этнический состав населения США (доклад)
Как указывали сами американцы в переписи 1980 года: 46 млн. указали английское происхождение, 49,2 - немецкое, 40,2 - ирландское, 12,9 — французское, 12,2 — итальянское, 8,2 — польское, 6,3 — голландское, 2,8 — русское. В целом получилось, что американцы европейского происхождения составляют примерно 80 % населения страны. Отмечается компактное проживание немцев в штатах северо-запада, итальянцы сосредоточены в Среднеатлантических штатах, французы живут в Луизиане и Техасе, голландцы в Мичигане, поляки в Иллинойсе, Висконсине, Мичигане.
Второе место занимают американцы африканского происхождения — 12%. До отмены рабства большинство негров жило на юге. После отмены рабства многие негры переселились на север. Сейчас на юге живет 53%, на Среднем Западе - 19, на Северо-востоке - 19, на западе - 9. Характерно, что 84% негров живет в городах. Самые «негритянские» города - Детройт (85% населения), Вашингтон, Чикаго, Нью-Йорк.
Третье место занимают американцы латиноамериканскою происхождения. Доля их особенно велика в населении штатов Техас, Калифорния, Нью-Мексико, Колорадо, Иллинойс.
Четвертое место занимают американцы азиатско-тихоокеанского происхождения (2,9%) немало их проживает в штатах Нью-Йорк, Иллинойс, Техас, Вашингтон.
На пятом месте индейцы, эскимосы, алеуты. В 1980 году они составляли 0,6% всего населения страны. Примерно половина индейцев живет в городах, половина в резервациях. Самые большие резервации находятся в штатах Аризона, Нью-Мексико, Южная Дакота, Юта, Вайоминг и Вашингтон.
Важным последствием современной миграции является то, что 14% населения страны не говорит на английском языке, который является государственным. В штате Калифорния 30% не владеет английским языком, в штате Нью-Йорк — 25%. Согласно долгосрочному прогнозу на 2040 год чернокожее население США будет составлять 30%, испаноязычное — 22%, а лица азиатского происхождения — 7%.
Урбанизация
Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните модуль (заранее написан на доске).
1) Определите процент городского населения в США _____________
2) Укажите количество городов миллионеров в США ______________
3) Назовите город с численностью более 10 млн. человек __________
4) Назовите города с численностью от 1 до 10 млн. человек (расставьте их по мере уменьшения количества населения) _______________________
5) Перечислите мегалополисы США и города, входящие в них:
а) ______________
б) ______________
в) ______________
6) Сравните мегалополисы США, указанные в учебнике.
а) что такое североамериканский тип города?
б) планировка — ______________
в) этажность — ______________
г) даунтаун — ______________
д) стрит, авеню ______________ .
7) Найдите в учебнике определение термина «субурбанизация».
8) В чем особенность сельского типа населенных пунктов в США?
9) Выполните творческое задание в учебнике.
10) Проанализируйте половозрастную пирамиду. Дайте характеристику, полового и возрастного состава населения США ______________
После заполнения модулей проводится проверка качества выполнения задания.
III. Закрепление изученного материала Задание: Ответьте на вопросы.
1. Вычеркните города, не лежащие в бассейне Миссисипи: Атланта, Делавер, Индианаполис, Канзас-Сити, Мемфис, Питтсбург, Сиэтл, Тампа, Филадельфия, Хьюстон.
2. Расскажите об изменениях ЭГП в истории США.
3. Почему мегалополисы США имеют приморское и приозерное положение? А где в России и почему?
4. Когда в США появились афроамериканцы? С чем это связано? Где находятся районы их наиболее концентрированного проживания?
5. Почему на западе США самый высокий процент испаноязычного населения?
IV. Домашнее задание
1. Блок контроля и самоконтроля.
2. Представьте себе, что вы посетили один из городов США. Опишите его.