География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.
Сельское хозяйство мира
Цели: сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленая революция», главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства.
Оборудование: карта «Сельское хозяйство мира», учебники, атласы.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Учитель. Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельского хозяйства мира. Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль, обеспечивая население продовольствием, а промышленность сырьем.
Вспомним структуру сельского хозяйства, которую вы изучали в 9 классе на примере России. (Таблица заполняется на доске.)
Сельское хозяйство |
|
Растениеводство |
Животноводство |
Зерновые культуры Кормовые культуры Технические культуры Корнеплоды Плодовые культуры |
Скотоводство Овцеводство Свиноводство Птицеводство |
Растениеводство
Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических, социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 тыс. лет назад, когда человек перешел от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. Так как в разных районах Земли были различные предпосылки для выращивания культурных растений, возникли очаги происхождения культурных растений. Н. Н. Вавилов выделял 8 основных районов:
Восточноазиатский: просо, соя, конопля;
Южноазиатский: чай, лимон, апельсин, огурец, сахарный тростник;
Среднеазиатский: дыня, горох, ячмень;
Переднеазиатский: мягкая пшеница, рожь, овес;
Средиземноморский: твердая пшеница, капуста, морковь, свекла, лук, репа;
Эфиопский: кофе, сорго, пшеница;
Центральноамериканский: подсолнечник, перец, фасоль, табак, тыква, какао;
Южноамериканский: картофель, томаты, хлопчатник, кукуруза.
Но за последние 10 тысяч лет произошли сильные изменения, так как некоторые культуры, будучи родом с одного материка, выращиваются в большем количестве на другом.
Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу.
Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур
Культура |
Центр происхождения |
Основные районы выращивания |
Какао Кофе Ваниль Картофель Сахарный тростник Натуральный каучук |
Мексиканское нагорье, Южная Америка Нагорья Эфиопии, Африка Южная Америка Азия Южная Америка |
Гвинейское побережье Африки Евразия Южная Америка Юго-Восточная Азия |
Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу: «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания».
Типы растениеводства |
Основные культуры |
Страны производители |
Зерновые культуры |
Пшеница |
Китай, США, Индия, Россия, Канада |
Рис |
Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш |
|
Кукуруза |
США, Китай, Бразилия, Франция, Мексика |
|
Кормовые культуры |
Корнеплоды (кормовая свекла); травы (люцерна, тимофеевка и т. д.) |
Страны молочного животноводства |
Технические культуры |
Волокнистые: |
Китай, США, Пакистан, Индия, Бразилия |
а) Хлопчатник |
||
б) Джут |
Бангладеш |
|
в) Лен |
Россия, Белоруссия |
|
Масличные: а) Соя |
США, Бразилия, Китай, Аргентина, Индия |
|
б) Арахис |
Индия |
|
в) Подсолнечник |
Россия, Украина, США, Аргентина, Китай |
|
г) Оливы |
Италия |
|
Сахароносы: а) Сахарный тростник |
Индия, Куба, Бразилия, Китай, Мексика |
|
б) Сахарная свекла |
Украина, Россия, Франция, США, ФРГ |
|
Тонизирующие: а) Кофе |
Бразилия, Колумбия, Котд, Ивуар, Уганда, Бурунди |
|
б) Чай |
Индия, Китай, Шри-Ланка, Кения, Индонезия |
|
в) Какао |
Гана, Нигерия, Котд, Ивуар |
|
г) Табак |
Китай, США, Индия, Бразилия, Турция |
|
Каучуконосы (гевея) |
Таиланд, Индонезия, Малайзия |
|
Клубнеплоды |
Картофель |
Китай, Россия, США, Польша |
Плодовые культуры |
Виноград |
Италия. США |
Бананы |
Эквадор, Коста-Рика, Панама, Индия |
После выполнения задания учащимися осуществляется его проверка.
Животноводство
На доске вычерчена схема «Структура животноводства мира». Учащиеся самостоятельно или совместно с учителем заполняют ее.
Вопрос: Как вы объясните такое распространение отдельных отраслей животноводства? (Распространение отдельных отраслей животноводства объясняется природными предпосылками, чаще всего климатом, наличием кормов и спецификой кормовой базы.)
Задание: Работа со статистическим материалом.
На доске вывешиваются таблицы: «Поголовье скота в мире и в отдельных регионах в середине 90-х гг.», «Первые десять стран по поголовью крупного рогатого скота в середине 90-х гг.» учащиеся двух вариантов предлагается проанализировать таблицы. Таблицы можно заменить раздаточным материалом, на котором, кроме таблицы, будут представлены еще и вопросы.
Вариант I. Проанализируйте таблицу «Поголовье скота в мире и в отдельных регионах в середине 90-х гг.». Какие регионы являются лидерами в выращивании отдельных видов животных? Почему именно эти регионы являются лидерами, а другие регионы не занимаются выращиванием данных видов животных?
Регионы |
Крупный рогатый скот |
Овцы и козы |
Свиньи |
Мировое поголовье |
1280 |
1700 |
870 |
СНГ |
110 |
100 |
55 |
Зарубежная Европа |
120 |
155 |
180 |
Зарубежная Азия |
380 |
700 |
465 |
Африка |
190 |
380 |
20 |
Северная Америка |
115 |
10 |
70 |
Латинская Америка |
330 |
150 |
75 |
Австралия |
35 |
200 |
5 |
Вариант II. Проанализируйте таблицу: «Первые десять стран по поголовью крупного рогатого скота в середине 90-х гг.».
Страна |
Поголовье, млн. голов |
Индия |
210 |
Бразилия |
165 |
Китай |
115 |
США |
100 |
Аргентина |
52 |
Россия |
36 |
Эфиопия |
30 |
Мексика |
27 |
Австралия |
26 |
Колумбия |
25 |
Какая страна занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота? (Индия.) Но эта страна не является лидером по получению мясной продукции. Почему? (Корова — священное животное в Индии.)
Какие направления животноводства представлены в этих странах?
Какие природные предпосылки имеются в этих странах?
Страны — экспортеры мяса
Говядина — Германия, Франция, США, Нидерланды, Венгрия, Дания, Новая Зеландия.
Свинина - Китай, Нидерланды, Бельгия, Дания, США, Канада, Венгрия.
Баранина — Новая Зеландия, Австралия, Великобритания
Мясо птицы - США, Франция, Нидерланды, Бразилия.
Учитель задает вопросы:
1. Какие страны (по социально-экономическому уровню) занимают первые места в мировой торговле мясной продукцией?
2. Почему по поголовью крупного рогатого скота лидируют развивающиеся страны, а в списке стран-экспортеров мяса представлены страны развитые?
3. Почему именно развитые страны выделяются в выращивании и экспорте мясной продукции?
Научно-технический прогресс сказывается не только на развитии промышленности, но и сельского хозяйства. Он сказывается как в прямом воздействии на сельское хозяйство (новые сорта, породы, гибриды и т. д.), так и в косвенном влиянии (новая техника, удобрения и т.д.)
Прогресс в сельском хозяйстве выражался в 30 гг. — тракторизацией, в 50 гг. — селекцией и химизацией, в 60 гг. — появилась сельскохозяйственная наука, результатом деятельности которой стала зеленая революция, а с 80 гг. развивается биотехнология, компьютеризация.
Задание: В тексте учебника найти определение термина «зеленая революция». Ответить на вопросы:
1. Определите основные направления «зеленой революции». (Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, ирригация, применение современной техники, удобрений, химикатов.)
2. Почему «зеленая революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? (В бедных потребительских сельских хозяйствах недостаточно средств на покупку техники удобрений и т.д.)
3. В чем заключается значение «зеленой революции»? (Некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в сельскохозяйственной продукции, так как стали использовать высокоурожайные сорта зерновых культур, некоторые скороспелые сорта дают несколько урожаев в год.)
4. Почему именно на зерновые культурах используются достижения «зеленой революции»? (Зерновые культуры являются главными продовольственными культурами.)
5. В каких странах и регионах «зеленая революция» дает достаточно высокие результаты? (В странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии.)
III. Закрепление изученного материала
На приведенных диаграммах показана доля крупных регионов мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка) в мировом производстве пшеницы, риса, кукурузы. Надпишите на диаграммах регионы, соответствующие цифровым показателям.
Мировое производство пшеницы
2,5 - Австралия и Океания,
Африка.
5 — Латинская Америка.
16,5 - СНГ.
17,5 — Северная Америка.
21 — Зарубежная Европа.
35 — Зарубежная Азия.
Мировое производство кукурузы
2 - Австралия и Океания.
3 - СНГ.
5 — Африка.
10 — Зарубежная Европа.
13 — Латинская Америка.
24 — Зарубежная Азия.
43 — Северная Америка.
IV. Домашнее задание
1. Раздел «Рыбоводство» изучить самостоятельно.
2. Вспомнить из курса 9 класса различные виды транспорта.