Базовый курс английского языка - 2016 год
Интонация - ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС
Интонация английского языка отличается от интонации русского языка. Здесь стоит обратить внимание на несколько важных моментов (советуем изучать этот раздел по мере прохождения Основного курса).
I. Движение тона (мелодика)
В английском языке различаются два основных вида движения тона: нисходящий и восходящий. Нисходящий тон имеет общее значение утверждения, уверенности, решительности. Поэтому он преимущественно употребляется в утвердительных и отрицательных повествовательных предложениях со значением приказания, а также в повелительных предложениях и вопросительных предложениях, начинающихся с вопросительного слова.
Нисходящий тон обозначается знаком :
Не saw it. (Он увидел это.) It was a dark night. (Была темная ночь.) He did not know which way to go. (Он не знал, какой дорогой пойти.) 'Come here. (Иди сюда.) 'Open your books. (Откройте ваши книги.) 'Who is your teacher? (Кто ваш учитель?) 'Where do you live? (Где ты живешь?) 'When did he come? (Когда он пришел?) 'Why was he late? (Почему он опоздал?)
Восходящий тон выражает вопрос, ожидание, незаконченность. Поэтому он употребляется преимущественно в вопросительных предложениях общего характера, как правило, начинающихся с глагола (на такие вопросы может быть дан ответ в виде простого отрицания “нет” или утверждения — “да”. Тот же тон употребляется и в повелительных предложениях, выражающих просьбу.
Восходящий тон обозначается знаком :
'Do you know him? (Ты его знаешь?) 'Do you under stand me? (Ты меня понимаешь?) 'Is it too late? (Уже слишком поздно?) Trans'late it into Russian, please. (Переведите это на русский язык, пожалуйста.)
Кроме того, предложения тех типов, которые обычно имеют нисходящий тон, могут произноситься и с восходящим тоном, если требуется внести значение незаконченности, неуверенности и т. п.
Например:
He saw it? — Он видел это? (подъем тона на ударном saw). You know him? — Ты знаешь его? (подъем тона на ударном know).
II. Ритм
Для английского языка характерно такое чередование ударных и безударных слогов, при котором ударные слоги появляются через равные промежутки времени. Поэтому при большом числе безударных слогов их произношение ускоряется для того, чтобы сблизить ударные слоги, а при малом числе безударных слогов, в особенности при их отсутствии, наоборот, замедляется.
Например: A 'man 'rode a 'bicycle with 'no lamp (Мужчина ехал на велосипеде без фонаря). Здесь отрезок 'bicycle with (т. е. до следующего ударения — на nо) будет произноситься с наибольшей быстротой, так как ударное 'bi (bicycle) отделено от следующего ударного элемента 'no тремя слогами: -сус-, -le и with. Напротив, слова man и no будут произноситься наиболее замедленно, так как они не отделены от последующих ударных слов rode и lamp ни одним безударным слогом. Слово же 'rode, которое отделяется от ударного слога 'bi (в слове 'bicycle) лишь одним безударным а [ə], будет занимать промежуточное положение по темпу произнесения между рассмотренными выше случаями.
III. Фразовое ударение
В английском языке в связной речи не все слова оказываются под ударением. Ударными обычно выступают знаменательные слова: смысловые глаголы, существительные, прилагательные, числительные, наречия. Указательные и вопросительные местоимения также обычно стоят под ударением.
Вспомогательные и модальные глаголы, отрицательные частицы, притяжательные, неопределенные местоимения, предлоги, союзы не несут на себе ударения. Однако они могут оказаться под ударением, если говорящий придает им особую, подчеркнутую значимость. Так, например, приобретают ударение (ударные слова подчеркнуты):
1. Вспомогательные и модальные глаголы
в начале вопросительного предложения:
Did you read the book? — Ты читал эту книгу?
Can you do this? — Вы можете это сделать?
May I go out? — Я могу выйти?
в отрицательных предложениях перед отрицанием, особенно если отрицание выражено слабой формой:
I don't know him. — Я не знаю его.
He can't answer your question. — Он не может ответить на ваш вопрос.
This isn't easy. — Это не просто.
в тех случаях, когда они заменяют основной смысловой глагол:
Does he speak English? — Yes, he does. — Он говорит по-английски? Да, он говорит по-английски.
Can I call you? — Yes, you can. — Я могу тебе позвонить? Да, можешь.
в эмфатических (восклицательных) конструкциях:
He does know the truth! — Он точно знает правду!
Do come and see us! — Обязательно приходи к нам!
(Смысловой глагол не стоит под ударением, в то время как вспомогательный глагол не только стоит под ударением, но и произносится с нисходящим тоном)
2. Притяжательные местоимения в абсолютной форме
в роли существительного:
No doubt the book is his! — Без сомнения, эта книга его!
This is your suitcase, and that one is mine! — Это твой чемодан, а тот — мой!
3. Неопределенные местоимения (all, each, every, either, neither, both, some(со значением некоторые, несколько) much, many, little, few, no, none, other, another, any).
Например:
I don't know much about this. — Я не знаю много об этом.
Both of them came to the party. — Они оба пришли на вечеринку.
You made very few mistakes in this exercise. — Ты сделал очень мало ошибок в этом упражнении.
4. Указательные местоимения (когда они подчеркнуто указывают на что-либо)
Например:
This is your suitcase and that one is mine. — Это твой чемодан, а тот — мой.
These books are written in English. — Эти книги написаны на английском.
Когда эти местоимения (that, this, these, those) по функциям равны определенному артиклю, то они не имеют ударения.
Например: This exam was really difficult. — Этот экзамен был действительно трудным.
5. Предлоги
в конце предложения (двусложные, перед личным местоимением):
You should look after them. — Тебе следует присматривать за ними.
He divided it between them. — Он разделил это между ними.
в начале предложения (в этом случае ударение выполняет функцию смыслового выделения, так как такой порядок слов не является обычным):
In the desert he couldn't live. — Он не мог жить в пустыне.
Односложные предлоги, выносимые в конец предложения, не имеют ударения, хотя всегда произносятся в сильной форме:
What have you done this for? — Для чего ты это сделал?
What are you looking at? — На что ты смотришь?
6. Союзы
в начале предложения, если за союзом следует безударное слово:
If you call me, I'll come to see you. — Если ты позвонишь мне, я приду с тобой увидеться.
As you know, the winters here are very cold. — Как ты знаешь, зимы здесь очень холодные.
Логическое ударение
В английском языке строгий порядок слов в предложении. Например, по-английски нельзя сказать фразу “Маша любит Мишу” в другом порядке: Маша Мишу любит (любит, а не ненавидит). Мишу любит Маша (Маша, а не Катя). На первом месте всегда будет деятель (существительное, местоимение — подлежащее), потом действие (глагол — сказуемое), а затем указание предмета, образа действия, времени и места действия.
Однако часто в речи возникает необходимость выделить по смыслу одно или несколько слов. Такое слово является логическим центром высказывания и требует ударения, называемого логическим. Логическое ударение, как правило, сопровождается нисходящим тоном. Так, предложение John was in his father's study. (Джон был в кабинете своего отца.) может быть произнесено с логическим ударением на любом слове, каждый раз придавая новый смысл всему высказыванию:
John was in his father's study. Ударение на John значит, что именно Джон, а не Питер, например, был в кабинете отца.
John was in his father's study. Ударение на was означает, что Джона в кабинете сейчас уже нет.
John was in his father's study. Ударение на in значит, что Джон не находится ни в какой другой комнате.
John was in his father's study. Ударение на father's значит, что это было в кабинете не матери, а отца.
John was in his father's study. Ударение на study значит, что он был в кабинете, а не в другой комнате.
Следует обратить внимание на произношение артиклей в тех случаях, когда они произносятся с логическим ударением.
Неопределенный артикль a/an звучит как [eI]/[æn], определенный — как [δi:]:
Фраза It's the book and not a book означает что речь идет не о какой-то книге вообще, а о той, которая уже известна собеседникам.
Упражнение 2. Отработайте произношение с помощью традиционных английских скороговорок.
1. Percy was the first to learn that the early bird catches the worm.
(Перси первым узнал, что ранняя птичка находит червячка).
2. She sells sea-shells at the sea-shore, the shells she sells are the sea-shore shells, I'm sure.
(Она продает морские ракушки на берегу моря; ракушки, которые она продает, — морские ракушки, я в этом уверен).