WHAT ARE TEENS’ READING TASTES - Reading. Why not - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЦИКЛАМ УРОКОВ

Английский язык - Книга для учителя 9 класс - В. П. Кузовлев - 2017 год

WHAT ARE TEENS’ READING TASTES - Reading. Why not - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЦИКЛАМ УРОКОВ

Планируемые результаты (цели цикла по аспектам ИК):

личностные результаты (воспитательный и социокультурный аспекты):

воспитательный аспект — обеспечение духовно-нравственного развития учащихся; воспитание потребности в приобщении к культуре страны изучаемого языка через чтение художественной, публицистической и прагматической литературы и развитие познавательных потребностей; воспитание интереса и положительного отношения к чтению; воспитание уважительного отношения к другим культурам, к памятникам литературы и искусства; формирование способности осознать свою культуру через контекст культуры англоязычных стран; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, родной край; воспитание любознательности, желания расширять кругозор; воспитание потребности и способности представлять культуру родной страны, участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению; формирование умения вести обсуждения, дебаты; формирование потребности в понимании чужой точки зрения; воспитание чувства ответственности за совместную работу; формирование умения сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, работать в паре/группе; воспитание самостоятельности; формирование умения принимать свои собственные решения, способности адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности; воспитание стремления творчески выражать себя в учебной деятельности;

социокультурный аспект — знакомство с отношением зарубежных сверстников к чтению, с их литературными интересами и любимыми писателями, с великими и популярными современными писателями Великобритании (W. Shakespeare, Ch. Brontё, J. Austen, Ch. Dickens, A. Christie, J. R. R. Tolkien, C. S. Lewis, L. Carroll, R. L. Stevenson, R. Burns, W. Scott, A. Conan Doyle, Th. Hardy, S. Maugham, B. Potter, J. K. Jerome, G. B. Shaw, J. M. Barrie, E. Lear, D. Defoe, Ph. Pullman, J. K. Rowling, J. Wilson, R. Dahl, A. Horowitz, K. Brooks, C. S. Forester, R. Winston) и США (L. M. Alcott, R. D. Bradbury, J. D. Salinger, R. L. Stine, C. Paolini, I. Dinesen, R. Lardner, S. Coolidge, K. Hesse, B. MacDonald, M. B. Sendak, C. Keene), а также со знаменитыми русскими писателями (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Б. Акунин), с отрывками из художественных книг (The Catcher in the Rye by J. D. Salinger, Lucky Break by R. Dahl, Little Women by L. M. Alcott, The House at Shiraz by A. Christie, The Rocket Man by R. D. Bradbury), с отрывками из биографий известных писателей (W. Shakespeare, Ch. Dickens, A. Christie, J. Austen, P. Pullman, J. K. Rowling, K. Brooks, M. Lermontov, N. Gogol), со статьями и интервью из журналов (a book review Jane Eyre by Ch. Brontё from Teen Ink, an extract from J. Wilson’s interview to Jubilee Books magazine), со статьями из Интернета (Love Your Books? Then Set Them Free! Harry Potter Tour), со стихотворением The Library by Raisah A., с реалиями и фактами иноязычнойкультуры (Teen Read Week, Nestlé Family Monitor, Victorian England, the Victorian novel, the Astrid Lindgren Memorial Award, the British Tourist Authority (BTA), the National Gallery, the Branford Boase Award, Chepstow Castle, Children’s Book of the Year Awards, the Cotswolds, the Guardian Children’s Fiction Prize, the Knights of the Round Table, the Millennium Wheel, the National Birds of Prey Centre, the Nestle Smarties Book Prize, the Sheffield Children’s Book Awards, the Stonehenge, Bookcrossing), с городами (Oxford, London, Buckingham, Stratford-upon-Avon, Alloway, Edinburgh, Abbotsford, Somerset, Gloucester, Glastonbury), с интернет-сайтами www.bookcrossing.com, www.bookcrossing.ru; развитие умений узнавать наиболее известных литературных героев илитературные произведения, понимать, какие ценности материальной и духовной культуры широко известны и являются предметом национальной гордости, ориентироваться в аутентичныхтекстах различной функциональной направленности, решать и составлять культуроведческие викторины, кроссворды на материале культуры англоязычных стран, культуры России (овыдающихся писателях, литературных произведениях и героях этих произведений), выражать отношение к писателям и литературным произведениям и высказывать о них собственное мнение, находить сходство и различие в явлениях и событиях в родной культуре и культурах стран изучаемого языка, рассказывать о любимых писателях, литературных произведениях и литературныхгероях, представлять собственную культуру, передавать реалии родной культуры средствами АЯ;

метапредметные результаты (развивающий аспект):

регулятивные — умение самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность (в том числе при разработке проекта: проекты “Literary Quiz”, “Designing a Blurb”, “Literary Map of Your Region”), выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные — умения осуществлять информационный поиск (в том числе в интернет-источниках), пользоваться справочной литературой (словарём, грамматическим и лингвострановедческим справочниками, картой), работать с прослушанным/прочитанным текстом: прогнозировать содержание текста по ключевым словам, выделять основную мысль, выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию, определять тему, выделять главные факты, опуская второстепенные, догадываться о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам, по аналогии, контексту, иллюстративной наглядности, ориентироваться в тексте: устанавливать логическую последовательность, структурно-смысловые, причинно-следственные связи, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (в том числе из Интернета), пользоваться логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, строить логическое рассуждение, делать выводы, фиксировать содержание сообщений, использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач, самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;

коммуникативные — умения выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации, с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность), использовать исследовательские методы (анкетирование, интервьюирование, анализ полученных данных), вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интересоваться чужим мнением и высказывать своё, аргументировать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства для аргументации своей позиции, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;

предметные результаты (учебный аспект):

в чтении: лексические навыки распознавания в тексте 53 ЛЕ по теме “Досуг, увлечения. Чтение: знаменитые писатели и их произведения, литературные жанры, предпочтения подростков в чтении” и 8 ЛЕ из книги для чтения; грамматические навыки распознавания в тексте грамматических явлений (tenses: Present Simple Active, Present Simple Passive, Present Progressive, PresentPerfect, Present Perfect Passive, Present Perfect Progressive, Past Simple Active, Past Simple Passive, Past Progressive, Past Perfect; косвенная речь (reported speech: that-clauses); придаточные предложения подлежащие (wh-clauses); словообразование: приставки (non-), суффиксы прилагательных (-al, -able/-ible, -ary, -ed, -ful, -ing, -ous, -ive), суффиксы существительных (-tion, -ment, -ism, -ist, -er/-or), словосложение (birth + place = birthplace); умения читать тексты различных жанров (публицистические, художественные, прагматические) и типов (письменно зафиксированные высказывания, отрывки из художественных произведений, журнальные статьи, научно-популярные статьи, путеводители, информационные статьи для туристов, интервью, стихи, эссе (сочинения); работа над 3 видами чтения: с целью понимания основного содержания (reading for the main idea), с целью полного понимания текста (reading for detailedcomprehension), с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information); умения понимать главную идею (смысл) текста, предвосхищать/прогнозировать содержание прочитанного, догадываться о значении неизвестных слов (по словообразовательным элементам, контексту, аналогии с русским языком, иллюстративной наглядности), выбирать значение многозначного слова, подходящее по контексту, узнавать известные грамматические структуры в незнакомом тексте, выражать своё отношение к прочитанному, соотносить информацию в тексте с личным опытом, устанавливать соответствия, выписывать из текста запрашиваемую информацию, представлять информацию в форме, отличной от первоначальной, пользоваться словарём, переводить, выполнять задания в тестовых форматах;

в говорении: лексические навыки употребления в речи 45 ЛЕ по теме “Досуг, увлечения. Чтение: знаменитые писатели и их произведения, литературные жанры, предпочтения подростков в чтении”; грамматические навыки употребления в речи видовременных форм английского глагола (Present Simple Active, Present Simple Passive, Present Progressive, Present Perfect, PresentPerfect Passive, Present Perfect Progressive, Past Simple Active, Past Simple Passive, Past Progressive, Past Perfect), косвенной речи (reported speech: that-clauses); в диалогической речи: умения вести диалог-расспрос, запрашивать и сообщать фактическую информацию, выражать речевые функции запроса информации (asking for information), используя соответствующие речевые средства, вести диалог — обмен мнениями, выражать точку зрения и соглашаться или не соглашаться с ней, спрашивать мнение собеседника (asking for one’s opinion), выражать одобрение/ неодобрение; в монологической речи: умения сообщить, дать оценку, выразить и аргументировать своё отношение к прочитанному или услышанному, делать сообщения по результатам выполнения проектной работы, выполнять задания в тестовых форматах;

в аудировании: умения понимать аудиотексты различных жанров (прагматические, публицистические) и типов (сообщение, диалог, аудиоэкскурсии), понимать речь учителя и одноклассников, аудировать с целью понимания основного содержания (listening for the main idea), с целью полного понимания текста (listening for detailed comprehension), с целью извлечения конкретной информации (listening for specific information), выбирать главные факты, опуская второстепенные, фиксировать содержание сообщения, выполнять задания в тестовых форматах;

в письме: умения делать выписки из текста, написать письмо о своём отношении к чтению, написать статью в лингвострановедческий словарь, используя прочитанный текст в соответствии с поставленной задачей, составлять план, тезисы письменного сообщения, написать рецензию на прочитанную книгу, используя изученный лексический и грамматический материал в соответствии с поставленной задачей, находить и исправлять ошибки при окончательной редакции текста, делать перевод с русского языка на английский, выполнять письменные проекты, выполнять задания в тестовых форматах.

Lesson 1. WHAT ARE TEENS’ READING TASTES?

Планируемые результаты (цели урока по аспектам ИК):

личностные результаты (воспитательный и социокультурный аспекты):

воспитательный аспект — воспитание интереса и положительного отношения к чтению, потребности в приобщении к культуре страны изучаемого языка через чтение художественной и публицистической литературы; развитие познавательных потребностей; формирование потребности к пониманию чужой точки зрения; воспитание потребности и способности представлять культуру родной страны; формирование умения сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, работать в группе;

социокультурный аспект — знакомство с отношением зарубежных подростков к чтению, с их литературными интересами, с их любимыми писателями (A. Conan Doyle, J. Austen, K. Brooks, R. L. Stine), с отрывками из художественных книг и публицистических произведений (The House at Shiraz by A. Christie, The Rocket Man by R. D. Bradbury, It’s Interesting to Know Why, The Secret ofSuccess, J. Austen), с реалиями и фактами иноязычной культуры (Teen Read Week, Nestle Family Monitor); развитие умений ориентироваться в аутентичных текстах различной функциональной направленности, находить сходство и различие в явлениях и событиях в родной культуре и культурах стран изучаемого языка, передавать реалии родной культуры средствами АЯ, представлять культуру родной страны;

метапредметные результаты (развивающий аспект):

регулятивные — умение самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность (в том числе при разработке проекта: проекты “Literary Quiz”, “Designing a Blurb”, “Literary Map of Your Region”);

познавательные — умение работать с письменным/прослушанным текстом: извлекать и фиксировать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач, сравнивать, анализировать, обобщать статистические данные, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (в том числе из Интернета), догадываться о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам, по аналогии, по контексту, пользоваться справочной литературой (словарём, грамматическим и лингвострановедческим справочниками), определять тему, выделять главные факты, опуская второстепенные;

коммуникативные — умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации, с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность), использовать исследовательские методы (анкетирование, интервьюирование, анализ полученных данных), интересоваться чужим мнением и высказывать своё, аргументировать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;

предметные результаты (учебный аспект): формирование лексических навыков говорения;

сопутствующие задачи: совершенствование произносительных и грамматических навыков; развитие умения читать/понимать на слух с целью полного понимания текста и извлечения конкретной информации; развитие речевого умения (монологическая форма речи: сообщение); развитие умения делать перевод с русского языка на английский, выполнять задания в тестовых форматах (matching).

Речевой материал:

продуктивный: лексический — an autobiography, a biography, brilliant, educational, to encourage, fantasy, fiction, a genre, to improve, to influence, informative, a magazine, non-fiction, a novel, poetry, to recommend, a reference book, a romance, science fiction, to succeed, a thriller;

грамматический — для повторения: Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Present Perfect Progressive;

рецептивный: лексический — as long as; грамматический — словообразование: приставка non-, суффикс прилагательных -ible, суффикс существительных -or.

Ход урока

На первом уроке АЯ в новом учебном году желательно познакомить учащихся с новым УМК, рассказать из каких частей он состоит (учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, сборник контрольных заданий и аудиокурсы к учебнику и контрольным заданиям). Более подробно следует познакомить учащихся с содержанием учебника. Учащиеся могут прочитать оглавление и узнать, какие темы они будут обсуждать в этом году. Если в классе есть учащиеся, которые ранее изучали АЯ по учебникам других авторов, они должны обратить внимание на условные обозначения, принятые в данной серии учебников.

1. 1) В упражнении происходит презентация новых ЛЕ. Учащиеся слушают высказывания (по очереди) зарубежных сверстников со зрительной опорой, осознают значения новых слов, отрабатывают их произношение. Семантизация новых ЛЕ осуществляется на основе перевода на родной язык, по аналогии с родным языком. О значении слов, выделенных курсивом, учащиеся могут догадаться или по написанию, или по составляющим частям, или по звучанию. Следует каждый раз обращать внимание учащихся на слова, выделенные курсивом, и спрашивать их, как можно догадаться о значении этих слов.

Пояснения слов, отмеченных звёздочкой (*), даются в лингвострановедческом словаре в алфавитном порядке. Учащиеся должны прочитать пояснения к этим словам. Необходимо предупредить их, что проверка знания этой информации может быть включена в тест (“Cultural Awareness”).

1. 2) Упражнение предполагает обращение учащихся к тексту, нахождение и чтение ответа на каждый вопрос. Учащиеся читают вслух ответы на вопросы. Вопросы покрывают всё содержание текста и направлены на проверку его понимания. При этом следует обратить внимание на то, как учащиеся поняли значения новых слов, какова начальная форма глаголов. При необходимости отрабатывается произношение новых слов.

Следует обратить внимание учащихся на информацию под рубрикой “Mind!”, а именно на то, что существительные, обозначающие литературный жанр, являются неисчисляемыми и употребляются без артикля. В том случае если эти существительные обозначают отдельное произведение того или иного жанра, перед ними стоит артикль.

Например:

a fiction — художественное произведение (роман, повесть и т. п.)

fiction (branch of literature) — художественная литература

a romance — роман (героического, приключенческого, любовного и т. п. жанра)

romance — романтическая литература

1. 3) Перед выполнением упражнения необходимо повторить правила употребления видовременных форм глаголов, использующихся в этом упражнении. В случае необходимости, для получения дополнительной информации учащиеся обращаются к грамматическому справочнику.

Ключи: Present Simple: is, helps, improves, gives, love, like, enjoy, makes, has, encourage, prefer, are, like, think, have; Present Progressive: am reading; Present Perfect: have read, have influenced, have helped, have encouraged; Present Perfect Progressive: have been reading.

После этого упражнения рекомендуется выполнить упражнение 1 из рабочей тетради.

Ключи к упражнению 1 из рабочей тетради: (1) have written; (2) am writing; (3) have influenced; (4) have read; (5) has; (6) read; (7) Do you read; (8) read; (9) am writing; (10) try; (11) are you working; (12) am working.

2. 1) Упражнение подстановочного характера. Учащиеся самостоятельно знакомятся с результатами опроса британских школьников. Информация в “Fact File” служит содержательной основой для высказываний учащихся. Они используют ЛЕ урока и предложенный речевой образец. Учащиеся могут делать краткие записи в тетрадях. Дополнительную информацию об отношении к чтению американских подростков и подростков из других стран можно найти на сайтах www.literacytrust.org.uk, www.ala.org,www.smartgirl.org. Перед выполнением упражнения следует обратить внимание учащихся на памятку № 1 “Как находить и использовать информацию из Интернета”. Тип памятки — инструкция. Цель — научить методам информационного поиска с помощью компьютерных средств.

2. 2) Учащиеся слушают высказывание, делают пометки в “Fact File” и отвечают на поставленный вопрос. Запись может звучать дважды.

Текст для аудирования:

Reading plays an important role in my life. I was taught to read early and I love to read in my spare time. I think reading is enjoyable, relaxing and informative at the same time. I am interested in realistic teenage fiction, humorous stories and books about hobbies. Books have improved my life. They have helped me to decide the type of person I want to be. Books have encouraged me to learn more about new subjects, to try new hobbies and to use my imagination.

2. 3) Данное упражнение является дополнительным и выполняется при наличии достаточного времени на уроке. Перед выполнением упражнения следует обратить внимание учащихся на памятку № 2 “Как выполнять задания в группе”. Тип памятки — инструкция. Цель — учить работать в группе. Работа может быть организована в группах по 3—5 человек. Учащиеся самостоятельно составляют вопросы об отношении своих одноклассников к чтению, записывают их в первую колонку таблицы, а затем проверяют правильность составленных вопросов и отвечают на них.

Варианты работы:

1) в менее подготовленном классе работа организуется одновременно со всем классом;

2) в более подготовленном классе учащиеся в течение 3—4 минут перемещаются по классу и стараются задать одноклассникам как можно больше вопросов, записывая краткие ответы в таблицу. В конце упражнения каждая группа представляет результаты проведённого опроса и сравнивает их с результатами других групп. Можно попросить учащихся произвести расчёт результатов проведённого опроса в процентах и сравнить с результатами опроса британских сверстников, представленными на страницах учебника.

3. Учащиеся выражают своё отношение к чтению, используя ЛЕ урока и предложенный речевой образец, формулируют свои высказывания.

4. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 2; книга для чтения, упр. 1.

С этого урока начинается подготовка проекта, который учащиеся представляют в конце работы над циклом. Учащиеся выбирают тему проекта из предложенных (в уроке 8) или предлагают другую тему проекта, определяют цель работы и начинают собирать материал для проекта.

Ключи к упражнению 2 из рабочей тетради:

“Reading is a nice way to spend time. My favourite genre is fantasy, as long as it is good. But I also love poetry, historical, realistic and classic novels.”

“I have learnt to read early and books have influenced all my life. Books have helped me to succeed in school and to use my imagination. Books have encouraged me to learn and explore new things and to understand different people. I love reading non-fiction and reference books, biographies, and autobiographies. When I want to relax, I read crime fiction and science fiction. I have been reading Science Fiction by Boris Akunin this week. I enjoyed the book and I would recommend it to those who love really good fiction.”

Ключи к упражнению 1 из книги для чтения:

1.1) 1 — B; 2 — D; 3 — A; 4 — E; 5 — C; 6 — extra.

1.2) A — b; B — c; C — d; D — e; E — a.






Для любых предложений по сайту: [email protected]