Английский язык - Книга для учителя 9 класс - В. П. Кузовлев - 2017 год
РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 9 КЛАССЕ
Развивающий аспект ИК в 9 классе основной школы направлен на достижение личностных и метапредметных результатов освоения образовательной дисциплины “Иностранный язык”. Содержание развивающего аспекта в 9 классе включает в себя:
1. Дальнейшее формирование положительного отношения к учебному предмету и более устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.
В 9 классе развиваются три вида мотивации: познавательная, ситуативно-коммуникативная и мотивация успеха.
Для развития познавательной мотивации предусмотрены такие средства, как стратегия “культура через язык, язык через культуру”, в рамках которой ученик не просто знакомится с фактом культуры, а глубже познаёт его, осознаёт своё отношение к нему, встраивает в систему собственных ценностей; полиаспектные упражнения,
18
в которых реализуются все четыре аспекта иноязычной культуры; экспозиции к упражнениям, позволяющие мотивировать учащихся к выполнению задания; лингвострановедческий справочник, дающий возможность развивать у учащихся УУД, необходимые для работы со справочной литературой; дополнительные материалы для развития познавательного интереса, представленные на сайте интернет-поддержки к линии УМК “Английский язык” (2—11 классы) (www.prosv.ru/umk/english-we).
Средствами развития ситуативно-коммуникативной мотивации служит личностная индивидуализация, обеспечивающая мотивацию посредством учёта свойств личности учащихся, “питающих” их речевую деятельность (контекст деятельности, личный опыт, сферы желаний, интересов и способностей (сферы ЖИС), эмоционально-чувственная сфера, мировоззрение, статус личности и др.).
Для развития мотивации успеха используются такие средства, как дозированная подача коммуникативно-ценного речевого материала и организация доступного темпа его усвоения всеми учащимися класса; повторяемость речевого материала, когда многократное повторение какого-либо речевого действия ведёт к автоматизированности и, как следствие, к лёгкости его выполнения при соблюдении принципа новизны; дополнительные упражнения и задания повышенной сложности для учеников со слабыми способностями и низким уровнем обученности и для сильных учащихся — для того, чтобы не терять время, когда учитель работает с менее подготовленными учениками.
Для компенсации недостаточно хорошо развитых способностей и низкого уровня обученности в УМК “Английский язык” (5—9 классы) используются следующие средства: комплексный подход к овладению речевым материалом, позволяющий компенсировать недостающие способности благодаря работе всех анализаторов; различные виды опор (логико-синтаксические схемы, грамматические схемы (таблицы), лексические таблицы, иллюстративная наглядность и т. д.); альтернативные варианты выполнения упражнений, необходимость в которых возникает, когда упражнение из учебника приходится использовать в классе с учениками разного уровня обученности и с разными способностями; правило отсроченного результата, которое допускает индивидуальные сроки овладения материалом учащимися с разными способностями; дополнительные упражнения и задания повышенной сложности, необходимость в которых возникает чаще всего в двух случаях: ученикам со слабыми способностями и низким уровнем обученности они нужны для того, чтобы усвоить программный материал, сильным учащимся — для того, чтобы не терять время, когда учитель работает с менее подготовленными учениками; итоговые творческие проектные задания, которые предоставляют возможность каждому ученику, даже самому слабому в языковом отношении и менее активному в психологическом плане, участвовать самостоятельно или совместно с другими учащимися в работе по выполнению проекта, продемонстрировать свои успехи и проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность.
2. Развитие языковых и речемыслительных способностей, психических функций и процессов.
Интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения ИК в 9 классе. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Большинство упражнений ориентированы на зону ближайшего развития учащихся и направлены на развитие УУД и СУУ.
В УМК “Английский язык” для 9 класса продолжается работа над развитием у учащихся языковых способностей к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению; психических процессов и функций восприятия, мышления (словесно-логическое мышление), таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация, и таких качеств ума, как любознательность, логичность, доказательность, критичность, самостоятельность; памяти: словесно-логической, произвольной и непроизвольной, кратковременной, долговременной и оперативной, над такими свойствами памяти, как объём, точность; внимания: произвольного и непроизвольного, его объёмом, устойчивостью и распределением, творческими способностями и воображением; способностей к решению речемыслительных задач по формулированию выводов, выстраиванию логической/хронологической последовательности, структурной и смысловой антиципации, дополнению, перефразированию, резюмированию и т. д.
Для развития языковых, речемыслительных способностей, психических функций и процессов используются специальные и неспециальные упражнения. В книге для учителя определены цели развивающего аспекта ИК к каждому уроку и даны рекомендации по использованию средств для их реализации.
3. Развитие УУД и СУУ.
В 9 классе продолжается совершенствование УУД и СУУ, работа над которыми началась ранее, а также происходит развитие новых. В плане достижения метапредметных результатов в 9 классе учащиеся овладевают следующими УУД:
регулятивные:
— самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, уметь выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
— владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
— использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
— пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
— работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
— строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
— решать проблемы творческого и поискового характера;
— осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;
— осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
— самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
коммуникативные:
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
— планировать своё речевое и неречевое поведение;
— работать индивидуально, в парах и группе;
— быть готовым и способным осуществлять межкультурное общение на АЯ:
— выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
— вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
— с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
— проявлять уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
— адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Также учащиеся овладевают следующими СУУ:
— читать и понимать на слух информацию с разными стратегиями;
— кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста;
— работать с различными опорами;
— догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту;
— организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта;
— находить в словаре нужное значение многозначных слов/фразовых глаголов;
— пользоваться содержательными опорами для построения диалога;
— иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;
— использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия;
— использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;
— осуществлять самоконтроль и самооценку;
— выполнять тестовые задания различных форматов;
— работать с англо-русским словарём: находить значение многозначных слов, фразовых глаголов;
— пользоваться лингвострановедческим справочником;
— переводить с русского языка на английский.
В качестве средств развития УУД и СУУ используются различные виды упражнений и памяток (“Learning to Learn Notes”). Памятка как специальное средство развития УУД и СУУ представляет собой вербальную модель приёма учебной деятельности, т. е. словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие наиболее рациональным способом.
Список памяток для развития УУД и СУУ в 9 классе даётся в Приложении 2 книги для учителя.
Развивающее обучение достигается в УМК за счёт личностной вовлечённости школьников в учебную деятельность. Для развития личностной активности, переноса усвоенного материала на личность обучаемого в УМК выделена рубрика “In Your Culture”.
Необходимо помнить, что резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствует благоприятный психологический климат на уроке, который возможен только тогда, когда учитель выступает в роли речевого партнёра и помощника.