Английский язык - Книга для учителя 8 класс О. В. Афанасьева - 2015 год
Unit 1 (periods 1—20) - Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями УМК-VIII
Материал первого полугодия рассчитан на 80 учебных часов (periods) (в течение 16 недель по 5 часов английского языка в неделю). В течение 4 месяцев первого полугодия учащимся предлагаются для изучения 3 учебные ситуации: 1. Choosing a Career: The World of Jobs; 2. Education: The World of Learning; 3. Shopping: The World of Money. Предлагаемые учебные ситуации включают более ёмкий по сравнению с предыдущими годами обучения материал. Этим и объясняется уменьшение количества учебных ситуаций до трёх. На первую и вторую из них приходится по 26 учебных часов, на третью — 28. Изучение каждой учебной ситуации завершается написанием контрольной работы, а два дополнительных урока учитель использует по своему усмотрению. В рамках любой учебной ситуации предполагается проведение трёх уроков домашнего чтения. Согласно планированию эти уроки следует проводить единым блоком после написания контрольной работы. Однако возможен и другой вариант — учитель планирует проведение одного урока домашнего чтения каждые 2—3 недели, имея в виду, что подобных уроков у него в первом полугодии должно быть девять.
На работу с последней учебной ситуацией отводится на 2 часа больше. Один из них оставлен для написания финальной контрольной работы, а второй по усмотрению учителя может быть использован для подготовки к ней или для обсуждения её результатов.
Unit 1 (periods 1—20)
Данный блок посвящён учебной ситуации Choosing a Career: The World of Jobs. Следуя логике построения учебника, учащиеся последовательно проникают в различные миры: мир путешествий, мир науки и техники, мир средств массовой информации и т. д., первым из которых является мир различных видов профессиональной деятельности. С элементами данной учебной ситуации учащиеся сталкивались на предыдущих этапах обучения. К этому моменту им уже известны наименования самых разных профессий, однако в учебнике для восьмого класса основной акцент делается на обсуждение возможного выбора школьниками одной из них. После окончания основной школы некоторым её выпускникам придётся реально участвовать в процессе трудовой деятельности, так что разговор о будущей карьере представляется здесь весьма уместным.
В процессе повторения учащимся предоставляется возможность вспомнить целый ряд профессий, с которыми они знакомились на предыдущих этапах обучения. Сюда относятся многие названия видов деятельности, образованные при помощи аффиксации (модель N + -er/-or) или путём словосложения (police + man) (упр. 5, 6, 8). Эту же цель преследуют упражнения 7, 9, 10. Некоторые названия профессий, возможно, ещё не встречались учащимся (architect, customs officer, chemist, optician, etc.), однако это единичные случаи и учащиеся могут уточнить значение того или иного слова, пользуясь словарём. Заметим только, что имя существительное chemist может быть понято двояко: а) аптекарь (синонимично термину pharmacist) и б) химик (специалист в области химии).
В фокус внимания школьников в этой части блока попадает также различение синонимов a barber/a hairdresser, a tailor/a dressmaker, a shop assistant/a salesman (saleswoman).
Раздел повторения грамматики прежде всего ориентирован на то, чтобы учащиеся вспомнили основные случаи употребления сослагательного наклонения и смогли попрактиковаться в использовании соответствующих структур (упр. 11 —15).
Reading for Country Studies предлагает новый тип заданий для восьмиклассников. Выполнение упражнения предполагает прослушивание текста “Unusual Jobs: A Bodyguard” без зрительной опоры. Предварительно школьники должны прочитать девять положений, которые в тексте не упоминаются и которые изложены в упражнении 16А. Таким образом, получив соответствующую целевую установку, учащиеся должны вычленить в предлагаемом списке лишь то, что в самом тексте не упоминается. Имеющиеся в звучащем материале незнакомые словарные единицы не должны быть препятствием для его понимания и выполнения этого задания. Реально же чтение текста, как такового, предлагается в упражнениях 16В и 17. В последнем работа с текстом предполагает использование учащимися англо-русского или англо-английского словаря. Упражнения 18 и 19, следующие за текстом, предлагают более глубокое обсуждение проблемы на творческом уровне. Для любознательных учеников, возможно, следует прокомментировать употребление глагола does в качестве усилителя в начале шестого абзаца текста, однако позднее этому феномену языка будет уделено достаточно времени и тренировочных упражнений (см. Unit 4, рамка Focus перед упр. 57).
Следующий раздел учебной ситуации Reading for Information структурно уже знаком учащимся, так как встречался в учебнике для седьмого класса. При выполнении заданий этого раздела предполагается неоднократное обращение к читаемому тексту. Начинается работа с предтекстовых заданий (упр. 20). После первого знакомства с содержанием (а первое прочтение не предполагает использование учащимися словаря) ученикам предлагается ответить на пять вопросов (упр. 21В). В конце текста учащиеся встречаются с именем существительным Styrofoam(пенопласт), написанным с большой буквы. Данная орфография типична для названий товаров различных марок. На этот факт стоит обратить внимание школьников.
Просмотровое чтение сменяется чтением того же текста, но уже для получения более детальной информации (упр. 22). Заметим, что в упражнении 23 учащиеся сталкиваются со словосочетанием ability to see the beautiful, в котором они встречают субстантивированное прилагательное the beautiful. Подробно сведения о субстантивации будут предложены в четвёртом блоке (Unit 4). Здесь же остановиться на этом грамматическом явлении можно в том случае, если у учащихся возникнет непонимание или вопросы типа “Почему перед прилагательным beautifulупотребляется артикль the?”. Поясняя это явление, можно отметить, что субстантивацией прилагательных называется процесс их уподобления именам существительным. Это прежде всего проявляется в способности прилагательного принимать артикль (определённый и неопределённый), иметь единственное и множественное число, употребляться в притяжательном падеже и иметь при себе определения, выраженные прилагательными, указательными местоимениями и числительными. Если прилагательное имеет один или несколько подобных признаков, оно называется субстантивированным. Для английского языка типичной является частичная субстантивация. В четвёртом блоке учащиеся подробно знакомятся с группой прилагательных, которые при субстантивации всегда употребляются с определённым артиклем (the old, the rich, etc.). Здесь же достаточно лишь вскользь остановиться на значении единицы the beautiful (нечто красивое, красота).
Ни раздел Reading for Country Studies, ни следующий за ним раздел Reading for Information не предполагают детальную работу учащихся с вокабуляром этих текстов. Учитель, работающий с учениками, особо интересующимися языком, может столкнуться с вопросом, почему для описания тарелок, стоящих на столах в кукольном доме, используется глагол to sit (dishes sit on the tabletop). В этом случае можно объяснить, что аналогом русского глагола стоять в английском языке в подобных случаях часто выступает глагол to sit.
Раздел New Language структурирован по аналогии с соответствующим разделом учебника седьмого класса и предлагает новые сведения о грамматических и лексических явлениях, встречающихся в данной учебной ситуации.
В грамматической секции основное внимание следует уделить сослагательному наклонению. Здесь учащимся предлагаются ситуации, когда нереальные действия относятся к прошлому. Для того чтобы не усложнять работу по этой теме, по мнению авторов, достаточно сказать, что глагол по своей форме вполне сопоставим с глагольной структурой в past perfect (упр. 24, 25).
Таблица Present and Past Subjunctive in Comparison (I) предлагает сопоставление нереальных действий в настоящем/будущем времени, с одной стороны, и в прошедшем — с другой. Предложения из упражнения 26 дают возможность самим учащимся провести подобное сопоставление. Все последующие тренировочные упражнения грамматической секции направлены на закрепление этого грамматического материала. Начиная с упражнения 27 учащимся необходимо также указывать, при каком условии то или иное действие могло бы произойти в прошлом. Иллюстрацией данного явления может служить употребление предложений типа If we had been in Britain last summer, we would have seen Buckingham Palace. Структура, используемая во второй части предложения, в учебнике не даётся под термином Conditional Mood. Делается это намеренно, так как на современном этапе развития науки о языке данное явление получает различные наименования. Думается, что слишком большое количество специальной терминологии может в определённой степени усложнить учебник. Важно, чтобы учащиеся понимали, что по форме это would с перфектным инфинитивом.
Задание из упражнения 30 (Decide which caption belongs to which cartoon) встречается во всех блоках учебника и, как кажется авторам, позволяет оживить изучаемый материал (рисунки достаточно забавны), посмотреть, как на практике употребляются те или иные изученные языковые структуры (в данном случае Past Subjunctive). Помимо этого, во многих случаях подписи к рисункам отнюдь не прозрачны, смысл их далеко не всегда лежит на поверхности, что, безусловно, требует определённого напряжения мысли и способствует развитию чувства юмора.
Выполнение упражнения 31 учитель может предварить небольшим комментарием, акцентируя внимание учащихся на том, что в некоторых предложениях (например, 2, 3, 8 и т. д.) можно как бы продолжить ситуацию, показав, что на самом деле всё было иначе: (2) дядюшка Эндрю лётчиком не стал; (3) Люси жила в горах и плавать не научилась; (8) тётя не купила билеты в театр.
В рубрике Social English учащиеся знакомятся с различными, весьма употребительными способами сделать собеседнику то или иное предложение. Часть этих способов уже известна учащимся. Упражнение 32 сводит их все вместе, а последующие задания (упр. 33, 34) дают возможность попрактиковаться в употреблении этих структур.
Работа с новой лексикой фактически строится в том же ключе, что и в УМК-VII.
Работа с фразовыми глаголами является весьма значимой, так как готовит учащихся к выполнению соответствующих заданий на финальном этапе, завершая курс обучения в основной школе. В этом блоке отрабатываются фразовые глаголы с ядром to hand и послелогами (упр. 35, 36).
Рубрика New Words to Learn, так же как и раньше, предлагает слова для пассивного (упр. 37) и активного (упр. 38) использования. Относительно последних заметим, что в учебнике восьмого класса значительно чаще предлагаются полисемантические единицы. Для первой учебной ситуации это такие слова, как top, (to) mind, to fix, dumb, smart, advanced, (to) care, rotten, т. е. 50% из всех единиц, предлагаемых на активное усвоение.
При этом, как и в прежние годы, некоторые из этих единиц даются в сопоставлении. Учащиеся получают информацию о том, как меняется значение слова в зависимости от его использования с различными послелогами (to care about/to care for). Им также предлагаются разграничения синонимических единиц (stupid/dumb, silly/foolish) на основе того, как они представлены в словарных дефинициях.
Особо следует обратить внимание на упражнение 42. Персонажи, о которых учащимся предлагается поговорить, — это братья с библейскими именами Авель (Abel) и Каин (Cain). Вполне вероятно, что многие учащиеся не знакомы с библейскими сюжетами, и здесь некоторая просветительская миссия со стороны учителя представляется весьма уместной.
Упражнения 44 и 45 дают учащимся возможность попрактиковаться в использовании достаточно сложной структуры to have sth done. В таблице Focus (с. 27) она предлагается в оппозиции к хорошо знакомому учащимся глаголу to do. Если у школьников этот материал вызывает затруднения, учителю следует пояснить, что новая структура to have sth done употребляется только в том случае, когда действие выполняется не тем субъектом, референт которого в предложении является подлежащим. Сравните: Mary makes her tea herself (Мэри сама готовит себе чай), но Clarehas her tea made (Для Клэр готовят чай (кто-то делает это для неё). Данная структура весьма часто вызывает определённые трудности у русскоговорящих учащихся. Дело в том, что фраза я сделаю укол утром в русском языке может описывать две ситуации: 1) мне сделают укол (медсестра, врач и т. д.) и 2) я сам его себе сделаю. В русском языке фразы типа Анна шьёт платье(делает ремонт, строит дом и т. д.) отнюдь не однозначны. Говоря на английском, учащиеся должны чётко понимать, кто выполняет различные действия, и соответственно выбирать необходимые средства выражения для их описания.
Упражнение 46 раздела Listening Comprehension фактически построено по знакомому образцу. С одной стороны, оно развивает навыки аудирования, а с другой — помогает учащимся освоить новую для них лексику. Если учитель полагает, что проверка понимания текста, помимо предложенных в учебнике заданий, должна быть осуществлена при помощи ответов на вопросы, он может составить их сам или воспользоваться, например, следующими: 1) Who was in charge that Saturday? 2) What did Mum want her family to have for lunch? 3) What did the children think of the dish? 4) What were Mum’s orders when she was leaving for work? 5) How did the children spend the morning? 6) What did they have at 11 o’clock? They disobeyed their Mum, didn’t they? 7) What was the weather like at lunchtime? 8) Who did the children see in the kitchen when they came home? 9) What did the family have for lunch? 10) What was Mum going to make for supper?
Методика работы с текстом, нацеленным на последующее его обсуждение (Reading for Discussion), аналогична методике, используемой в УМК-VII, и, думается, не должна вызвать затруднений ни у учителя, ни у учащихся. Позволим себе тем не менее пояснить два момента.
В первом абзаце текста упражнения 47 учащимся встречается фраза One hundred out of one hundred for Maths, которая, как нам кажется, требует комментария со стороны учителя. Речь здесь явно идёт об оценке контрольного задания, где результат исчисляется по 100-балльной шкале, по которой именно 100 является наивысшим из возможных баллов.
Несколько слов, возможно, также придётся сказать и о последнем абзаце, в котором текст написан безграмотно, без учёта каких бы то ни было правил орфографии и отражает лишь то, что написано по принципу “что слышу, то и пишу”.
В этой учебной ситуации, как и во всех последующих, материал раздела Speaking даётся в двух секциях, первая из которых связана с обсуждением текста, а вторая — с обсуждением темы учебной ситуации в целом. Авторы рекомендуют не игнорировать задания, связанные с воспроизведением текста (например, упр. 56), так как они развивают языковую память учащихся и являются необходимой ступенью к неподготовленной речи. Заметим также, что учитель может расширить список заданий на обсуждение текста по своему усмотрению. Например, в этом конкретном случае вполне уместно поговорить о модели поведения в коллективе вообще, о проблеме лидерства в классе, о карьеризме на школьном уровне, об учёбе ради оценок и т. д.
При обсуждении темы учителю следует помнить, что, сколько бы заданий ни предлагал учебник, их всегда недостаточно. Поэтому при наличии времени учитель может попытаться предложить и дополнительные задания, которые предполагают употребление тематического вокабуляра. Тема Choosing a Career даёт в этом плане чрезвычайно широкие возможности.
Хочется также обратить внимание учителя на упражнение 69, которое предполагает самостоятельную работу учащихся, направленную на подготовку сообщения о профессиональной деятельности какого-либо человека. В первом случае (карьера известного лица) желательно, чтобы учащиеся при подготовке сообщения пользовались англоязычными источниками. Особенно это важно для слабых учеников, так как материалы на изучаемом языке смогут уберечь их от возможных ошибок. Учитель может предложить учащимся свои материалы или посоветовать им обратиться к интернет-ресурсам, воспользоваться справочной литературой, посетить библиотеку.
В первом блоке (Unit 1) целый ряд заданий готовит школьников к Государственной итоговой аттестации. Так, для тренировки в чтении и аудировании предназначены задания на распределение предложенных утверждений по трём категориям: верные и неверные утверждения, а также факты, не упомянутые в тексте (упр. 2 рабочей тетради). Сюда же относится задание на соотнесение абзацев текста с заглавиями (упр. 3 рабочей тетради) и задание на выбор правильного ответа на вопросы по тексту (упр. 16В учебника). Все они предлагаются в формате ОГЭ.
Также хочется обратить внимание учителей на задание 21А, в котором школьникам предстоит закончить текст с помощью отдельных словосочетаний. Такого рода задания характерны для Единого государственного экзамена, подготовка к которому начинается на более поздних этапах.
К сдаче экзамена по части говорения готовит, в частности, задание типа “Расскажи о ..., упомяни следующее: ...” (упр. 68).
К письменной части экзамена относятся задания лексико-грамматического характера. К ним принадлежат упражнения на словообразование и формообразование, а также на выбор подходящей лексемы (словосочетания) или нужной грамматической формы (упр. 9 учебника, упр. 6, 28, 29 рабочей тетради).