Английский язык - Книга для учителя с поурочным планированием и ключами 6 класс
На каких концептуальных методических положениях строится курс “Enjoy English”
1. Личностно-ориентированный характер обучения, который проявляется в: постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям шестиклассников; отборе содержания, отвечающего интересам учащихся и уровню их психофизиологического развития; в понимании собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения; в осознании ими причастности к обсуждаемым явлениям и событиям; формировании умения высказать свою точку зрения; в развитии умения побуждать партнеров по общению к позитивным решениям и действиям.
Таким образом, личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования: цели и содержание обучения английскому языку, приемы / технологии обучения и на весь учебно-воспитательный процесс (взаимодействие учителя и учащихся, ученика и средств обучения и т. д.). Такой подход способствует созданию благоприятной для школьника образовательной среды, ориентированной как на общие возрастные, так и индивидуальные особенности школьника.
2. Деятельностный характер обучения, который проявляется в организации процесса обучения, направленного на овладение английским; на выражение своей личностной позиции по поводу обсуждаемых проблем, в том числе на формирование критического мышления школьников. Реализация данного принципа происходит через использование разных форм взаимодействия школьников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способов подготовки к условиям реального общения. Этому также способствует создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия: создание на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, выработка самостоятельности, умения работать с партнером / партнерами, умения быть членом команды при решении поставленных учебных и познавательных задач.
3. Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, понимаемый как направленность на достижение школьниками к концу 9-го класса обозначенного в ФГОС уровня коммуникативной компетенции — допорогового уровня владения английским языком (уровень А2 согласно общеевропейской шкале). Курс построен на коммуникативно ценном учебном материале (тексты, ситуации общения, темы, ролевой репертуар). Отбор тематики для устного и письменного общения и языкового материала осуществляется исходя из его коммуникативной ценности, воспитательной значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся согласно их возрасту. Коммуникативная направленность курса проявляется также в выборе приемов обучения и в организации речевой деятельности учащихся.
4. Сбалансированное и взаимосвязанное обучение устным и письменным формам общения, в том числе разным формам устно-речевого общения (монологическая, диалогическая речь), разным стратегиям чтения и аудирования (с пониманием основного содержания, с полным пониманием прочитанного / услышанного, с извлечением нужной или интересующей информации). Эта позиция базируется на научно-обоснованных данных о том, что наиболее прочное и гибкое владение речевым материалом достигается при взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности: в процессе чтения расширяется кругозор школьника, обогащается его словарный запас на английском языке, который затем используется в продуктивных видах речи (говорении и письменной речи). С другой стороны, в процессе устной речи активизируется усваиваемый речевой материал, варьируется контекст его употребления.
5. Линейно-концентрическое построение курса. Тематика общения для каждого года обучения отбирается с учетом четырех сфер, отражающих взаимоотношения ученика с окружающим его миром: „Я и природа", „Я и предметный мир", „Я и люди / социум", „Я и я“. Таким образом, создается возможность из года в год расширять круг обсуждаемых тем / проблем в пределах каждой сферы общения и повторять языковой и речевой материал в рамках каждой темы, одновременно наращивая его.
6. Дифференцированный подход к овладению языковым материалом (лексическим и грамматическим) с учетом того, как этот материал будет использоваться учащимися в дальнейшем: для создания собственных высказываний (продуктивно) или для понимания текстов при чтении или аудировании (рецептивно). Количество лексики, усваиваемой рецептивно, постепенно возрастает. Более того, осуществляется целенаправленная работа по расширению потенциального словарного запаса, то есть догадки о значении новых слов на основе знаний о словообразовании, на основе контекста. То же самое можно сказать о грамматических явлениях, которые учащиеся могут распознавать в тексте, но не будут активно употреблять в речи.
7. Аутентичность материала, используемого для обучения всем формам общения, как важнейший принцип для обеспечения реального общения. Этот принцип учитывается при отборе текстов для чтения и аудирования; ситуаций общения и ролей, проигрываемых учащимися; при отборе иллюстраций и аудиоматериалов; при создании компьютерных обучающих программ и других электронных материалов. Учебники содержат богатый текстовой материал разных жанров и стилей.
8. Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. Данный принцип тесно связан с предыдущим. В курсе широко используются лингвострановедческие материалы, включая иллюстративные, которые дают школьникам возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным. Курс насыщен ситуациями, обучающими общению со сверстниками на английском языке, и упражнениями, развивающими умения представлять свою страну и ее культуру на уровне, доступном обучающимся.
9. Учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся. Это подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и английского языка, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях: языковом, речевом, социокультурном. Например, в учебниках поощряется нахождение обучающимися опор и аналогий, поиск сходства в системах родного и английского языка, обобщение изученных грамматических явлений, систематизация накопленного лексического багажа и др. Все это помогает учащимся осознанно применять свои лингвистические знания в процессе общения на английском языке.
10. Использование эффективных современных педагогических технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и продуктивным: обучение в сотрудничестве, метод проектов, речевые и познавательные игры, лингвистические задачи, индивидуальные и групповые проекты, в том числе межпредметные, благоприятный психологический климат, располагающий к общению.
11. Привлечение современных обучающих средств и информационных ресурсов: соответствующего иллюстративного, аудио- и мультимедийного учебного материала, интерактивных обучающих компьютерных программ и в ряде случаев Интернета. Ценность данного принципа не только в использовании на уроках форм деятельности, вызывающих у школьников повышенный интерес к изучению английского языка, но и в создании возможности индивидуализировать учебный процесс с учетом темпа обучения каждого ученика за счет интерактивных заданий.
12. Создание условий для реализации индивидуального подхода к обучению школьников на разном уровне, с тем чтобы учащиеся, имеющие выраженный интерес и потребности в овладении английским языком на более высоком уровне, могли удовлетворить свои познавательные потребности через следующие инструменты:
1) выполнение заданий учебников и рабочей тетради в полном объёме, поскольку эти компоненты УМК содержат избыточное количество учебного материала (около 20%), позволяющее учителю проявлять вариативность в планировании учебного процесса. Часть заданий творческого характера, а также задания повышенной трудности (помеченные звездочкой), выполняются по желанию учащихся;
2) выполнение проектных заданий, предусматривающих возможность работы над проектом в разных режимах (индивидуально или в группе), при необходимости с использованием ресурсов Интернета и других источников информации;
3) работа с обучающими компьютерными программами (ОКП) и другими электронными материалами, которые позволяют школьникам работать в индивидуальном режиме, выполняя многочисленные дополнительные упражнения. Выполнение всех упражнений, предусмотренных ОКП, возможно либо при существенном увеличении количества учебных часов, либо в процессе самостоятельной работы дома.
Дифференциация заданий учебника, рабочей тетради, ОКП по характеру и по степени трудности позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и регулировать индивидуальную учебную нагрузку каждого ученика.