Подгруппа углерода - Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса - Приложения

Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки

Подгруппа углерода - Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса - Приложения

1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам составлены следующие группы:

image100

Допишите по два примера к каждой группе.

2. В таблице 16 записаны порядковые номера и символы химических элементов четвертой группы главной подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения электроотрицательности.

Примечание. Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.


Таблица 16


50 Sn


14 Si


32 Ge


6 С


82 Pb


Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

3. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Нахождение углерода в природе», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанных в задании.

Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) природа, свободное состояние, соединение;

б) известняк, мрамор, мел;

в) углеводороды, нефть, природный газ;

г) живые организмы, многообразие, планета.

4. (—) Составьте таблицу (см. задание 3 в теме «Алюминий»), в которой будут отражены свойства алмаза и графита и их применение.

5. Просмотрите записи. Подберите и запишите примеры, имеющие отношение к данной в задании группе:

Рассмотрите записанные вами реакции в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

6*. Напишите как можно больше аналогов для каждого из предложенных в задании веществ, сходных с ними по различным существенным признакам:

а) алмаз.

б) графит;

в) оксид углерода (II).

г) оксид углерода (IV);

д) карбонат кальция.

е) угольная кислота.

Систематизируйте эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного вещества они подбирались.

7*. Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ. Составьте их формулы и назовите их:

Перечислите как можно больше вариантов химических реакций (для каждого из вышеперечисленных веществ), с помощью которых они могут быть получены.

Назовите признаки и условия проведения записанных реакций. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и ТЭД.

8. (—) Составьте таблицу (см. задание 3 в теме «Алюминий»), показывающую использование оксидов углерода.

9*. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят реакции, характеризующие свойства карбонатов, а в круг 2 — качественные реакции на анионы. Подберите химические реакции для заполнения кругов и области пересечения.



Напишите полные и сокращенные ионные уравнения для реакций из области пересечения. Назовите признаки и условия проведения записанных реакций.

10. (—) Составьте таблицу (см. задание 8 в работе «Магний и щелочноземельные металлы»), показывающую использование солей угольной кислоты.

11*. Перед вами таблица 17 с формулами веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому. Покажите как можно больше возможных путей:

а) от углерода до гидрокарбоната кальция;

б) от углерода до оксида углерода (II).

Запишите уравнения реакций по составленным вами схемам. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.


Таблица 17


СаСl2

С

Аl4С3

С2Н2

СO2

CH4

СаСO3

СО

Са(НСO3)2


12*. Составьте как можно больше схем химических реакций, в которых могут встречаться следующие вещества: вода, оксид углерода (IV), гидроксид кальция, карбонат кальция, гидрокарбонат кальция, сульфат кальция, сульфат натрия, гидрокарбонат натрия.

Примечание. Использовать для составления схем химических реакций другие вещества нельзя. Каждую формулу можно использовать сколько угодно раз.

Определите тему, с которой связано большинство записанных вами реакций. Вспомните все понятия, связанные с ней. Является ли тема, затронутая в этом задании, важной? Почему?

13. Подберите слово (словосочетание) к первому слову второй пары так, чтобы между словами (словом и словосочетанием) и в той, и в другой паре была бы одинаковая смысловая связь.

Поясните, почему одна пара похожа на другую:

а) кислород — фотосинтез

углекислый газ — (?);

б) водяной пар — конденсация

оксид углерода (IV) — (?);

в) кислород — тлеющая лучина

углекислый газ — (?);

г) оксид серы (IV) — кислотные дожди

оксид углерода (IV) — (?).

Ответ считается правильным, если к нему даны пояснения: почему одна пара слов похожа на другую.

14. (—) Представьте, что угольная кислота — сильный электролит. Какие изменения возникли бы на Земле?

15. В текстах скольких заданий этой темы слово «углерод» используется для обозначения химического элемента?

16. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?

Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях?

17. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Природные соединения кремния», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанных в задании.

Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) земная кора, кремнезем, кварц;

б) кремнезем, полудрагоценные камни, ювелирные изделия;

в) орудия труда, каменный век, режущие края;

г) каолин, гранит, асбест;

д) кремнезем, растения, животные.

18*. Пройдите по таблице 18, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:

а) от кремния до кремния;

б) от кремния до оксида кремния (IV).

Покажите как можно больше возможных путей.

Запишите уравнения реакций к соответствующим схемам.

Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.


Таблица 18


Mg2Si

SiO2

Na2SiO3

SiH4

Si

H2SiO3


19*. Выберите из предложенных понятий те, которые являются пересекающимися:

1) качественные реакции на катионы;

2) реакции, характеризующие свойства веществ, содержащих силикат-ион;

3) качественные реакции на анионы.

Изобразите отношения между выбранными понятиями с помощью круговых схем.

Подберите химические реакции для заполнения кругов и области пересечения.

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения для реакций из области пересечения.

Назовите признаки и условия проведения записанных реакций.

20. В текстах скольких заданий этой темы слово «кремний» используется для обозначения:

а) химического элемента; б) простого вещества?

21. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?

Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с кремнием и его соединениями.






Для любых предложений по сайту: [email protected]