Настольная книга учителя по химии 9 класс - поурочные разработки
3 ч в неделю - Примерное планирование уроков по химии, 9 класс
(варианты: 2 ч в неделю и 3 ч в неделю)
3 ч в неделю (всего 102 ч, из них 8 ч - резервное время на обобщение знаний по курсу основной школы)
Номер и тема урока |
Изучаемые вопросы |
Эксперимент (Д — демонстрационный; Л — лабораторный) |
Задания на дом по учебнику |
||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (5 ч) |
|||||||
1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева |
Строение атома; характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла). Генетические ряды металла и неметалла. Предсказания Д. И. Менделеева для германия, скандия и галлия |
Д. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты (СаО и SО2; Са(ОН)2 и H2SО4) |
§ 1, упр. 1—10 |
||||
2. Амфотерные оксиды и гидроксиды |
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Зависимость свойств оксидов и гидроксидов переходных элементов от величины степени окисления (для хрома) |
Д. Свойства гидроксидов хрома Л. Получение и свойства амфотерного Zn(OH)2 или Аl(ОН)3 |
§ 2, упр. 1—4 |
||||
3. Урок-упражнение по описанию свойств элементов на основании их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева |
Оксиды, основания, кислоты: их состав, классификация и свойства в свете ТЭД и ОВР. Расчет доли выхода продукта реакции от теоретически возможного |
§ 2, упр. 7—10 |
|||||
4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома |
Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах |
§ 4, упр. 1—5 |
|||||
5. Повторение свойств классов соединений в свете ТЭД и ОВР |
Характеристика свойств основных классов неорганических соединений в свете ТЭД и ОВР. Решение упражнений и задач на выход продукта реакции по отношению к теоретически возможному |
Д. Получение и свойства NaOH, НСl. Л. Получение и свойства Fe(OH)3, CuSO4 |
|||||
Тема 2. Металлы (21 ч) |
|||||||
1. Век медный, бронзовый, железный |
Значение металлов в истории человеческой цивилизации. Бронза и художественное литье. Сплавы черные и цветные |
Д. 1. Образцы изделий из металлов, коллекции монет. 2. Иллюстрации семи чудес света, Царь-пушки и Царь-колокола, «кружев чугунных» Санкт-Петербурга и т. д. |
§ 4, упр. 1—6 |
||||
2. Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов |
Характеристика положения металлов в Периодической системе. Особенности строения атомов металлов. Относительность деления элементов на металлы и неметаллы |
§ 5, упр. 1—3 |
|||||
3. Общие физические свойства металлов |
Повторение материала о металлической связи и металлической кристаллической решетке. Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, плотность, твердость и др. Металлы черные и цветные. Драгоценные металлы (Au, Pt, Ag, Ir) |
Л. Ознакомление с коллекцией образцов металлов |
§ 6, упр. 1—3 |
||||
4. Сплавы |
Понятие о сплавах, их свойствах (твердость и температура плавления). Классификация сплавов. Представители черных сплавов — чугун и сталь; цветных — бронза, латунь, дюралюминий, мельхиор |
Д. Ознакомление с коллекцией сплавов |
§ 7, упр. 1—3 |
||||
5. Общие химические свойства металлов |
Взаимодействие металлов с кислородом, неметаллами, водой |
Д. 1. Горение Na, Са, Аl в кислороде. 2. Взаимодействие Na и Са с водой. 3. Взаимодействие Аl с I2; Fe с S |
§ 8 до слов «...рядом напряжений», упр. 1, 3—5 |
||||
6. Общие химические свойства металлов и ряд напряжений |
Особенности взаимодействия металлов с растворами кислот и солей. Использование таблицы растворимости и ряда напряжений металлов для прогнозирования этих свойств |
Л. Взаимодействие Zn с НСl и H2SO4 (разб.); Fe сCuSO4 |
§ 8 до конца, упр. 2, 6—8 |
||||
7. Металлы в природе. Общие способы получения металлов |
Металлы в природе. Руды металлов. Пиро-, гидро- и электрометаллургия. Микробиологическая металлургия |
Д. Восстановление металлов из оксидов углем, водородом. Л. Изучение образцов руд черных и цветных металлов |
§ 9, упр. 1—6 |
||||
8. Коррозия металлов |
Коррозия металлов. Способы борьбы с коррозией: защитные покрытия, легирующие добавки, ингибиторы коррозии, протекторная защита |
Д. Коррозия металлов (демонстрация результатов заблаговременно заложенных опытов) и способов защиты их от коррозии |
§ 10, упр. 1—6 |
||||
9. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы |
Строение атомов, простые вещества в плане сравнительной характеристики. Химические свойства щелочных металлов в сравнении: взаимодействие их с водородом, хлором, серой, водой. Особенности взаимодействия с кислородом: образование пероксида — у натрия и оксида — у лития |
Д. 1. Взаимодействие Li и Na с водой. 2. Взаимодействие Li и Na с Сl2, серой |
§ 11 до соединений щелочных металлов, упр. 1—2 |
||||
10. Соединения щелочных металлов |
Оксиды: строение (ионная связь и решетка — повторение), их основный характер и получение. Гидроксиды (ионный характер связи и решетки), свойства в свете ТЭД (повторение), получение и применение NaOH и КОН. Соли (ионный характер связи и решетки) и представители: сода (техническая и пищевая), поташ, глауберова соль, поваренная соль. Биологическая роль ионов Na+ и К+ |
Д. 1. Химические свойства Li2O. 2. Распознавание солей Na+ и К+ по окраске пламени. Л. 1. Химические свойства NaOH и КОН. 2. Изучение образцов природных соединений щелочных металлов |
§ 11 до конца, упр. 3 — по желанию, упр. 4, 5 |
||||
11. Щелочноземельные металлы |
Сравнительная характеристика щелочноземельных металлов: строение атомов, физические и химические свойства простых веществ: взаимодействие их с кислородом, хлором, оксидами металлов |
Д. 1. Горение магния. 2. Взаимодействие Са с Сl2, S, водой |
§ 12 до соединений щелочноземельных металлов, упр. 1, 6, 9 |
||||
12. Соединения щелочноземельных металлов: оксиды и гидроксиды |
Оксиды: их строение и основные свойства, получение, применение СаО (негашеной извести) и MgO. Гидроксиды, их строение, свойства, получение и применение. Разновидности Са(ОН)2 (известковая вода, известковое молоко, пушонка) |
Л. Свойства негашеной и гашеной извести |
§ 12 до солей щелочноземельных металлов, упр. 5, 8 |
||||
13. Соли щелочноземельных металлов |
Сульфиды (фосфоры), галогениды, сульфаты, фосфаты. Кальцит и его разновидности (мел, мрамор, известняк). Биологическая роль кальция и магния |
Л. Изучение коллекции природных соединений кальция |
§ 12 до конца, упр. 7 — по желанию, упр. 2, 4, 9 |
||||
14. Алюминий |
Строение атома алюминия и сравнение его с бором. Адюминий — простое вещество (мет. связь и решетка — повт.). Физические свойства алюминия и его применение на основе этих свойств. Химические свойства алюминия: взаимодействие с кислородом, неметаллами, кислотами, щелочами, солями. Алюминотермия |
Д. 1. Горение алюминия. 2. Взаимодействие алюминия с йодом. 3. Показ механической прочности оксидной пленки. Л. 1. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия. 2. Коллекция сплавов алюминия. 3. Взаимодействие Аl с растворами кислот, солей и щелочей |
§ 13 до соединений алюминия, упр. 3, 4, 7 |
||||
15. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия |
Амфотерность. Получение и свойства Аl(ОН)3 |
Л. Получение и свойства Аl(ОН)3 |
§ 13 — «оксид и гидроксид алюминия», упр. 1, 2, 5 |
||||
16. Соединения алюминия |
Распространенность алюминия в природе. Алюмосиликаты. Бокситы. Глинозем. Корунд и его разновидности (наждак, рубин, сапфир). Соли алюминия: хлорид и сульфат |
Л. Рассмотрение образцов природных соединений алюминия |
§ 13 — «соединения алюминия», упр. 8 — по желанию, упр. 6 |
||||
17. Железо |
Строение атома железа и степени его окисления: +2 и +3. Железо — простое вещество, его физические свойства и техническое значение. Химические свойства железа — простого вещества: взаимодействие с хлором, серой, растворами кислот и солей, водяными парами. Железо в природе: оксидные и сульфидные руды |
Д. 1. Горение железа в хлоре. 2. Опыты, показывающие отношение железа к концентр. H2SO4 иHNO3. Л. 1. Взаимодействие железа с серой, растворами кислот и солей. 2. Рассмотрение руд железа |
§ 14 до соединений железа, упр. 4, 5, 6 |
||||
18. Генетический ряд Fe2+ |
Соединение железа со степенью окисления +2 согласно ряду: Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → FeO → Fe. Основный характер оксида и гидроксида железа (II). Качественная реакция на ионы железа (II) |
Л. 1. Получение Fe(OH)2 и доказательство его основного характера, окисление его в Fe(OH)3. 2. Качественная реакция на Fe2+ |
§ 14 — ряд Fe2+, упр. 2(a), 8 — по желанию |
||||
19. Генетический ряд Fе3+ |
Соединения железа со степенью окисления +3 согласно роду: Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2О3 → Fe. Качественные реакции на Fe3+. Соли железа (III): хлорид и сульфат. Биологическая роль железа |
Л. 1. Получение Fe(OH)3 и изучение его свойств. 2. Качественные реакции на Fe3+ |
§ 14 — ряд Fe3+, упр. 1, 2(6, в), 7 |
||||
20. Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» |
Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе |
||||||
21. Контрольная работа № 1 |
|||||||
Тема 2. Свойства металлов и их соединений. Химический практикум (4 ч) |
|||||||
1. Определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного |
|||||||
2. Практическое осуществление переходов |
|||||||
3. Решение экспериментальных задач |
|||||||
4. Качественные реакции на ионы металлов |
|||||||
Тема 3. Неметаллы (25 ч) |
|||||||
1. Общая характеристика неметаллов |
Положение элементов-неметаллов в Периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл». Кислород и озон. Состав воздуха |
Д. 1. Образцы неметаллов различных агрегатных состояний. 2. Аллотропные модификации О, S, Р. 3. Получение озона |
§ 15, упр. 1—6 |
||||
2. Химические элементы в клетках живых организмов |
Макро- и микроэлементы. Органогены и органические вещества. Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека. Витамины. Гормоны |
Д. 1. Образцы витаминных препаратов и гормонов. 2. Иллюстрации с авитаминозами и гормональными нарушениями у людей и животных |
§ 16, упр. 1—6 |
||||
3. Общая характеристика галогенов |
Строение атомов галогенов, их степени окисления. Строение молекул галогенов. Галогены — простые вещества. Закономерности в изменении их физических и химических свойств в зависимости от увеличения порядкового номера химического элемента |
Д. 1. Образцы галогенов — простых веществ. 2. Взаимодействия их с Na, Аl. 3. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей |
§ 17, упр. 1—8 |
||||
4. Соединения галогенов |
Галогены в природе. Галит. Галогеноводороды. Хлороводород и соляная кислота. Хлориды, их применение в народном хозяйстве. Получение галогенов |
Д. 1. Образцы галогеноводородов (газы и растворы). 2. Получение и свойства HCl. Л. 1. Образцы природных соединений галогенов. 2. Качественные реакции на галогенид-ионы |
§ 18, упр. 1—7 |
||||
5. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений |
Биологическая роль фтора, хлора, брома и йода. Применение хлора и соединений фтора, хлора и йода |
Д. Образцы зубной пасты и изделий из тефлона; веществ на основе хлора (пластмасс, лекарств, ядохимикатов и пр.); образцы фотобумаги и кинопленки; препаратов йода |
§ 19, упр. 1 — 7, 8 — по желанию |
||||
6. Кислород |
Кислород в природе — в атмосфере, литосфере, гидросфере. Химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами (углеводородами, сероводородом). Горение и медленное окисление. Дыхание и фотосинтез. Получение и применение кислорода |
Д. 1. Получение кислорода разложением КМnO4 иH2O2. 2. Собирание и распознавание кислорода. 3. Горение S, Р, Fe, Li, Na, Аl в кислороде; горение СН4 и H2S |
§ 20, упр. 1 — 6, 7—8 — по желанию |
||||
7. Сера |
Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства ромбической серы. Характеристика химических свойств серы в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях |
Д. 1. Получение пластической серы. 2. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом |
§ 21 до серы в природе, упр. 2, 6 |
||||
8. Сера в природе |
Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная. Получение и применение серы. Биологическое значение серы. Сероводород и сульфиды |
Д. 1. Образцы природных соединений серы. 2. Образцы соединений серы, применяемых в народном хозяйстве, в том числе и в сельском хозяйстве. 3. Получение и свойства H2S. Л. Качественная реакция на S2- |
§ 21 до конца, упр. 1, 3, 4, 5; § 22 — сероводород и сульфиды |
||||
9. Оксиды (IV) и (VI) |
Получение и свойства оксидов серы (IV) и (VI) как кислотных оксидов. Характеристика реакции и рассмотрение условий смещения равновесия вправо. Сернистая кислота и ее соли |
Д. 1. Получение SО2 горением серы и взаимодействием меди с H2SО4 (конц.). 2. Взаимодействие SО2 с водой и щелочью. 3. Обесцвечивание красок с помощью SО2. Л. Качественная реакция на SO32- |
§ 22 оксиды серы (IV и VI), упр. 1, 2, 5, 6 |
||||
10. Серная кислота. Получение и применение серной кислоты |
Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете представления об электролитической диссоциации и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Производство H2SО4: сырье, химизм процессов, аппаратура. Области применения серной кислоты |
Д. 1. Разбавление концентрированной Н2SO4. 2. Взаимодействие H2SO4 (конц.) с медью, органическими веществами (сахаром, целлюлозой). 3. Модели аппаратов для производства H2SO4. Л. 1. Свойства H2SO4 (разб.). 2. Качественная реакция на S042- |
§ 22 до солей серной кислоты, упр. 3, 4, 8 |
||||
11. Соли серной кислоты |
Сульфаты и гидросульфаты, их значение в народном хозяйстве. Применение сульфатов в сельском хозяйстве. Распознавание сульфат-иона |
Д. 1. Образцы сульфатов, применяемых в народном хозяйстве, в том числе и в сельском хозяйстве. Л. Распознавание сульфатов |
§ 22 до конца, упр. 7 |
||||
12. Азот |
Строение атомов азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Биологическое значение азота. Фиксация его клубеньковыми бактериями |
Д. Корни бобовых растений с клубеньками |
§ 23, упр. 1—5 |
||||
13. Аммиак |
Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание аммиака. Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму |
Д. 1. Модель колонны синтеза. 2. Получение, собирание и распознавание аммиака. 3. Растворение аммиака в воде. 4. Взаимодействие аммиака с хлороводородом |
§ 24, упр. 1—7 |
||||
14. Соли аммония |
Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Представители. Применение в народном хозяйстве. Распознавание солей аммония |
Л. Знакомство с образцами солей аммония, в т. ч. в составе удобрении. 2. Качественная реакция на NH4+ |
§ 25, упр. 1—5 |
||||
15. Кислородные соединения азота |
Оксиды азота. Состав и свойства азотной кислоты: взаимодействия концентрированной и разбавленной HNО3 с медью. Получение азотной кислоты из азота и аммиака. Применение HNО3 в народном хозяйстве |
Д. 1. Взаимодействие HNО3 (разб.) и HNО3 (конц.) с медью. 2. Горение скипидара в азотной кислоте. 3. Разложение нитрата калия |
§ 26 до солей азотной кислоты, упр. 1—5 |
||||
16. Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения |
Нитраты и нитриты, их свойства (разложение при нагревании) и представители. Применение. Азотные удобрения. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции |
Л. 1. Знакомство с образцами нитратов и нитритов. 2. Знакомство с коллекцией азотных удобрений. 3. Качественное обнаружение NО3- и NО2-, в том числе и в сельскохозяйственной продукции |
§ 26 до конца, упр. 6, 7 |
||||
17. Фосфор |
Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применения красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора. Биологическое значение фосфора |
Д. 1. Получение белого фосфора из красного. 2. Воспламенение белого фосфора |
§ 27 до кислородных соединений фосфора, упр. 1—3 |
||||
18. Соединения фосфора |
Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Соли ее. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения |
Д. 1. Получение оксида фосфора (V) горением. 2. Растворение Р2О5 в воде. Л. 1. Свойства Н3РО4 как электролита. 2. Качественная реакция на РО43-. 3. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекций фосфорных удобрений |
§ 27 до конца, упр. 4—7 |
||||
19. Углерод |
Строение атома углерода. Аллотропия, свойства модификаций — алмаза и графита. Их применение. Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и ее практическое значение. Химические свойства углерода. Биологическое значение углерода — это основной элемент живой природы |
Д. 1. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 2. Адсорбция активированным углем растворенных или газообразных веществ. 3. Горение угля в кислороде. 4. Восстановление меди из ее оксида углем |
§ 28, упр. 1—8 |
||||
20. Оксиды углерода (II) и (IV) |
Строение молекул СО и СО2. Физические и химические свойства их. Получение и применение СО и СО2. Их биологическое значение |
Л. 1. Получение, собирание и распознавание СО2. 2. Свойства СО2 как кислотного оксида |
§ 29 до угольной кислоты, упр. 1—5 |
||||
21. Углерод в природе. Карбонаты |
Углерод в природе. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение и применение. Распознавание карбонатов. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно |
Л. 1. Знакомство с коллекцией карбонатов. 2. Качественная реакция на СО32-. 3. Переход карбоната кальция в гидрокарбонат и обратно |
§ 29 до конца, упр. 6—8 |
||||
22. Кремний |
Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний, сравнение его свойств с углеродом. |
Л. Знакомство с коллекцией природных соединений кремния |
§ 30 до применения кремния, упр. 1—4 |
||||
23. Силикатная промышленность |
Кремний в природе: оксидные, силикатные и алюмосиликатные соединения. Биологическое значение кремния. Производство стекла, фарфора, цемента. Их применение в народном хозяйстве |
Л. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента |
§ 30 до конца, упр. 5—6 |
||||
24. Обобщение по теме «Неметаллы» |
Решение задач и упражнений по теме. «Цепочки переходов», подготовка к контрольной работе |
||||||
25. Контрольная работа по теме «Неметаллы» |
|||||||
Тема 4. Практикум по теме «Неметаллы» (5 ч) |
|||||||
1. Получение соляной кислоты и опыты с ней |
|||||||
2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» |
|||||||
3. Получение аммиака и опыты с ним |
|||||||
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота» |
|||||||
5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов |
|||||||
Тема 5. Органические вещества (18 ч) |
|||||||
1. Предмет органической химии. Теория строения А. М. Бутлерова |
Органическая химия — химия соединений углерода. Вещества органические и неорганические. Относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия углеродных соединений. Природные и синтетические органические вещества. Валентность, ее сравнение со степенью окисления. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова |
Д. Образцы природных и синтетических органических веществ |
§ 31, упр. 1—6 |
||||
2. Алканы. Строение молекул метана. Химические свойства и применение алканов |
Гомологический ряд алканов: общая формула, номенклатура, изомерия углеродного скелета. Физические свойства метана. Химические свойства алканов: горение углеводородов, термическое разложение, галогенирование. Применение метана на основе его свойств |
Д. 1. Шаростержневые и масштабные модели молекул алканов. 2. Горение метана и др. углеводородов, обнаружение продуктов горения. 3. Отношение алканов к бромной воде и раствору перманганата калия |
§ 32, упр. 1—6 |
||||
3—4. Алкены. Строение молекул этилена. Химические свойства этилена |
Гомологический ряд алкенов: общая формула, номенклатура, изомерия. Физические свойства этилена. Получение. Реакции горения. Реакции присоединения: водорода, галогена, галогеноводорода, воды. Качественные реакции на двойную связь |
Д. 1. Модели молекул этилена. 2. Получение этилена. 3. Горение этилена. 4. Взаимодействие его с бромной водой и раствором перманганата калия |
§ 33, упр. 1—6 |
||||
5. Ацетилен, строение и свойства его |
Тройная связь. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: реакции горения, присоединение хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид. Реакция тримеризации в бензол |
Д. 1. Получение ацетилена из карбида кальция. 2. Горение ацетилена. 3. Взаимодействие С2Н2 с растворами брома и перманганата калия. 4. Изделия из поливинилхлорида |
§ 34, упр. 1—6 |
||||
6. Ароматические углеводороды на примере бензола |
Понятие о бензольном кольце. Физические и некоторые химические свойства бензола: реакции замещения с бромом и нитрирования и реакция присоединения хлора. Понятие о пестицидах и их группах. Применение бензола |
Д. 1. Бензол как растворитель. 2. Коллекция пестицидов |
§ 35, упр. 1—5 |
||||
7. Понятие о спиртах на основе реакции гидратации этилена и взаимодействие этилена с раствором перманганата калия |
Общая формула и гомологический ряд алканов, номенклатура. Этанол и метанол, их физиологические свойства и значение. Атомность спиртов. Этиленгликоль как двухатомный спирт и глицерин как трехатомный спирт, их значение. Окисление спиртов в альдегиды |
Д. 1. Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина. 2. Качественная реакция на многоатомные спирты. 3. Окисление спиртов в альдегиды |
§ 36, упр. 1—5 |
||||
8. Реакция гидратации ацетилена и понятие об альдегидах. Реакция окисления спиртов в альдегиды |
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Реакция Кучерова. Применение формальдегида. Качественная реакция на альдегиды |
Д. 1. Образцы формальдегида и ацетальдегида. 2. Формалин. 3. Реакция «серебряного зеркала» |
§ 37, упр. 1—6 |
||||
9. Окисление альдегида в кислоту и понятие об одноосновных карбоновых кислотах |
Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Ее народнохозяйственное значение. Ацетаты. Жирные кислоты |
Д. 1. Типичные кислотные свойства уксусной кислоты: взаимодействие ее с металлом, оксидом металла, основанием и солью (карбонатом) |
§ 38, упр. 1, 4—6 |
||||
10. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах |
Взаимодействие уксусной кислоты с этиловым спиртом. Реакция этерификации, ее обратимость. Строение сложных эфиров. Сложные эфиры в природе. Их применение |
Д. 1. Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты |
§ 38, упр. 2, 3 |
||||
11. Жиры |
Жиры как сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот. Физические и химические свойства жиров. Гидролиз и гидрирование. Понятие о мылах |
Д. 1. Образцы твердых и жидких жиров. 2. Растворимость жиров |
§ 39, упр. 1—5 |
||||
12. Понятие об аминокислотах |
Аминокислоты как продукты последовательного замещения атома водорода в радикале карбоновых кислот на аминогруппу. Амфотерность аминокислот: их взаимодействие с кислотами и щелочами. Биологическое значение аминокислот |
Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот |
§ 40, упр. 1 |
||||
13. Реакции по ли конденсации аминокислот. Белки |
Белки как продукты реакции пол и конденсации аминокислот. Пептидная связь. Состав и строение белков. Распознавание белков. Биологическая роль белков |
Д. 1. Цветные реакции белков. 2. Растворение и осаждение белков. 3. Денатурация белков |
§ 40, упр. 2— 5 |
||||
14. Углеводы. Полисахариды: крахмал и целлюлоза |
Углеводы. Их классификация (моно-, ди- и полисахариды). Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Биологическая роль углеводов. Физические свойства и нахождение в природе. Сравнение крахмала и целлюлозы. Гидролиз их. Применение |
Д. 1. Образцы углеводов. 2. Взаимодействие крахмала с йодом. 3. Гидролиз крахмала и целлюлозы |
§ 41, упр. 3, 5, 6 |
||||
15. Глюкоза |
Структурная формула глюкозы (альдегидной формы). Химические свойства и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Значение и биологическая роль глюкозы |
Д. 1. Реакция «серебряного зеркала». 2. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) |
§ 41, упр. 1, 2, 4 |
||||
16. Полимеры |
Природные, химические и синтетические полимеры. Реакции полимеризации и поликонденсации. Основные понятия химии ВМС: полимер, мономер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации. Волокна и пластмассы |
Д. Коллекция пластмасс и волокон, каучуков и биополимеров |
§ 42, упр. 1—5 |
||||
17. Обобщение знаний учащихся по органической химии |
Генетическая связь между классами органических веществ на примере цепочек переходов от алкана к полипептиду |
||||||
18. Контрольная работа по теме «Органические вещества» |
|||||||
Тема 6. Практикум по органической химии (4 ч) |
|||||||
1. Получение и свойства этилена |
|||||||
2. Решение экспериментальных задач |
|||||||
3. Распознавание пластмасс |
|||||||
4. Распознавание волокон |
|||||||
Тема 7. «Химия в сельском хозяйстве» — модуль для сельских школ (11 ч) |
|||||||
Тема 7. «Химия и экология городов» — модуль для городских школ (11 ч) |
|||||||
Тема 8. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч) |
|||||||
1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома |
Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона |
||||||
2—3. Строение вещества |
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ |
||||||
4—5. Химические реакции |
Классификация химических реакций по разным признакам (число образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использованию катализатора, направлению протекания). Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее |
||||||
6—7. Классификация веществ |
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основные кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации |
||||||
8. Контрольная работа по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» |
|||||||