ЭКСПРЕСС-ПОМОЩНИК - Урок 2

Биология - Универсальный справочник школьника

ЭКСПРЕСС-ПОМОЩНИК - Урок 2

Признаки гороха, наследование которых изучено Г. Менделем


Признак

Вариант проявления

Доминантный

Рецессивный

Окраска семян

Желтая

Зеленая

Форма семян

Гладкая

Морщинистая

Форма плода (боба)

Простая

Членистая

Окраска плода

Зеленая

Желтая

Окраска венчика цветка

Красная

Белая

Положение цветков

Пазушное

Верхушечное

Длина стебля

Длинный

Короткий


Наследование групп крови по системе AB0


Группа крови

Фенотип

Генотип

агглютиногены

агглютинины

I (0)

α, β

ii

II (A)

А

β

IAIA или IAi

III (B)

В

α

IBIB или IBi

IV (AB)

А и В

IAIB


Центры происхождения культурных растений


Название центра

Географическое положение

Примеры культурных растений

Южно-азиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, о-ва Юго-Восточной Азии

Рис, сахарный тростник, цитрусовые, огурец, баклажан, черный перец и др.

(50 % культурных растений)

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры — слива, вишня, редька и др. (20 % культурных растений)

Юго-Западно-азиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша и др. (14 % культурных растений)

Средиземноморский

Страны Средиземноморского бассейна

Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер, чечевица, кормовые травы (11 % культурных растений)

Абиссинский

Абиссинское нагорье Африки

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, сорго, бананы

Центральноамериканский

Южная Мексика

Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак

Южноамериканский

Южная Америка вдоль западного побережья

Картофель, ананас, хинное дерево


Сравнительная характеристика полового и бесполого размножения


Признаки

Половое размножение

Бесполое размножение

Участвующие клетки

Гаметы, продуцированные обоими родителями

Одна или несколько соматических клеток одного организма

Потомство

Сочетает признаки родителей

Генетически однородно и не отличается от родителей (если нет соматических мутаций)

Основной механизм деления

Мейоз

Митоз

Увеличение численности особей

Медленное

Быстрое воспроизведение большого числа потомков

Значение

Способствует генетическому разнообразию; создает предпосылки для освоения разнообразных условий существования, дает эволюционные перспективы

Усиливает роль стабилизирующих функций естественного отбора; способствует сохранению наибольшей приспособленности к условиям существования


Общая схема гаметогенеза у животных



Сперматогенез

(процесс образования мужских половых клеток в половых железах)

Овогенез

(процесс образования женских половых клеток в половых железах)



Зона размножения

• митоз

• происходит увеличение количества клеток

• клетки зачаткового эпителия

• сперматогонии

• сперматоцит 1 порядка (46 хромосом)

• клетки зачатков эпителия

• овогонии

• овоцит I порядка (46 хромосом)

Зона роста

• рост клеток до размеров, свойственных половым клеткам данного вида

• сперматоцит 1 порядка

• овоцит I порядка

Зона созревания

• I деление мейоза

• II деление мейоза

• сперматоциты II порядка (23 хромосомы)

• овоцит II порядка (23 хромосомы)

• 1-е полярное тельце

Зона формирования


• сперматозоиды (23 хромосомы)

• яйцо (23 хромосомы)

• 2-е полярное тельце




Этапы развития половых клеток у растений


I. Спорогенез

(происходит путем мейоза, формируются гаплоидные клетки)

Микроспорогенез

(формирование мужских половых клеток, происходит в ткани пыльника)

Макроспорогенез

(формирование женских половых клеток, происходит в тканях семяпочки)

• в результате митозов возникают материнские клетки микроспор

• после двух мейотических делений возникают четыре гаплоидные микроспоры (тетрады)

• тетрады распадаются на отдельные микроспоры (пыльцевые зерна)

• пыльцевое зерно покрывается двумя оболочками: внутренней и внешней

• обособляется одна или несколько клеток

• клетки растут и становятся крупнее окружающих их клеток семяпочки

• клетка делится митозом, превращается в материнскую клетку макроспоры

• происходит мейоз, образуются четыре гаплоидные клетки

• одна клетка дает начало зародышевему мешку, а три — постепенно дегенерируют ему

II. Гаметогенез

(происходит путем нескольких митотических делений, митозы не сопровождаются цитокинезом)

Микрогаметогенез

(2 последовательных митотических деления)

Макрогаметогенез

(3 последовательных митотических деления)

• образуются две клетки: вегетативная и генеративная:

— генеративная клетка претерпевает один митоз;

— образуются 2 собственно половые клетки (спермин)

• образуется 8-ядерный зародышевый мешок:

— яйцеклетка;

— 2 клетки синергиды (содержат ферменты, способствующие растворению оболочек пыльцевых трубок);

— 3 клетки антиподы в противоположной части зародышевого мешка (передают питательные вещества из семяпочки в зародышевый мешок);

— 2 клетки сливаются, образуя диплоидную центральную клетку


Памятка для решения задач по генетике


1. Прочитав текст задачи, запишите ее условие в виде таблицы. Помните, что в первой колонке указывается альтернативное проявление признака (при моногибридном скрещивании) или признаков (при ди- и полигибридных скрещиваниях), причем сначала записывается доминантный признак, потом — рецессивный и так для каждой пары альтернативных признаков; во второй — обозначения генов; а в третьей — ВСЕ возможные генотипы особей с данным фенотипом.


Признак

Ген

Генотип





2. Определите тип задачи: прямая (если из условия известно, какими признаками обладают родители, и спрашивается, какими могут быть их дети) или обратная (если в условии говорится о фенотипе детей и требуется определить генотипы и (или) фенотипы родителей).

3. Если задача прямая, запишите с помощью общепринятых символов схему скрещивания. Если задача обратная, под таблицей с условием запишите данные о генотипах и фенотипах потомков, применяя символы, обозначающие расщепление:

F1: n (фенотип/возможный генотип) : m (фенотип/возможный генотип)

Ниже запишите схему скрещивания.

4. Определите, какие генетические законы и закономерности применяются в данной задаче. Вспомните прямую и обратную формулировку закона, спроецируйте их на задачу.

5. Гетерозиготы всегда образуют четное количество сортов гамет, равное 2n, где n — число «гетеро» пар аллельных генов (Аа, AaBB, n = 1, 21 = 2 ⇒ два сорта гамет; АаBb, AabbDd, n = 2, 22 = 4 ⇒ 4 сорта гамет; AaBbDd, n = 3, 23 = 8 ⇒ 8 сортов гамет и т. д.). Гаметы образуются в соответствии с правилом чистоты гамет!!!

6. При анализирующих скрещиваниях число образованных в поколении гибридов фенотипических классов указывает на число сортов гамет, образуемых гетерозиготной особью, при этом все фенотипические классы будут представлены в равных пропорциях (1:1; 1:1:1:1 и т. д.).






Для любых предложений по сайту: [email protected]