Биология - Универсальный справочник школьника
ЭКСПРЕСС-ПОМОЩНИК - Урок 2
Признаки гороха, наследование которых изучено Г. Менделем
Признак |
Вариант проявления |
|
Доминантный |
Рецессивный |
|
Окраска семян |
Желтая |
Зеленая |
Форма семян |
Гладкая |
Морщинистая |
Форма плода (боба) |
Простая |
Членистая |
Окраска плода |
Зеленая |
Желтая |
Окраска венчика цветка |
Красная |
Белая |
Положение цветков |
Пазушное |
Верхушечное |
Длина стебля |
Длинный |
Короткий |
Наследование групп крови по системе AB0
Группа крови |
Фенотип |
Генотип |
|
агглютиногены |
агглютинины |
||
I (0) |
— |
α, β |
ii |
II (A) |
А |
β |
IAIA или IAi |
III (B) |
В |
α |
IBIB или IBi |
IV (AB) |
А и В |
— |
IAIB |
Центры происхождения культурных растений
Название центра |
Географическое положение |
Примеры культурных растений |
Южно-азиатский тропический |
Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, о-ва Юго-Восточной Азии |
Рис, сахарный тростник, цитрусовые, огурец, баклажан, черный перец и др. (50 % культурных растений) |
Восточноазиатский |
Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань |
Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры — слива, вишня, редька и др. (20 % культурных растений) |
Юго-Западно-азиатский |
Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия |
Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша и др. (14 % культурных растений) |
Средиземноморский |
Страны Средиземноморского бассейна |
Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер, чечевица, кормовые травы (11 % культурных растений) |
Абиссинский |
Абиссинское нагорье Африки |
Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, сорго, бананы |
Центральноамериканский |
Южная Мексика |
Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак |
Южноамериканский |
Южная Америка вдоль западного побережья |
Картофель, ананас, хинное дерево |
Сравнительная характеристика полового и бесполого размножения
Признаки |
Половое размножение |
Бесполое размножение |
Участвующие клетки |
Гаметы, продуцированные обоими родителями |
Одна или несколько соматических клеток одного организма |
Потомство |
Сочетает признаки родителей |
Генетически однородно и не отличается от родителей (если нет соматических мутаций) |
Основной механизм деления |
Мейоз |
Митоз |
Увеличение численности особей |
Медленное |
Быстрое воспроизведение большого числа потомков |
Значение |
Способствует генетическому разнообразию; создает предпосылки для освоения разнообразных условий существования, дает эволюционные перспективы |
Усиливает роль стабилизирующих функций естественного отбора; способствует сохранению наибольшей приспособленности к условиям существования |
Общая схема гаметогенеза у животных
|
Сперматогенез (процесс образования мужских половых клеток в половых железах) |
Овогенез (процесс образования женских половых клеток в половых железах) |
|||
|
|
||||
Зона размножения |
• митоз • происходит увеличение количества клеток |
• клетки зачаткового эпителия • сперматогонии • сперматоцит 1 порядка (46 хромосом) |
• клетки зачатков эпителия • овогонии • овоцит I порядка (46 хромосом) |
||
Зона роста |
• рост клеток до размеров, свойственных половым клеткам данного вида |
• сперматоцит 1 порядка |
• овоцит I порядка |
||
Зона созревания |
• I деление мейоза • II деление мейоза |
• сперматоциты II порядка (23 хромосомы) |
• овоцит II порядка (23 хромосомы) • 1-е полярное тельце |
||
Зона формирования |
|
• сперматозоиды (23 хромосомы) |
• яйцо (23 хромосомы) • 2-е полярное тельце |
||
|
Этапы развития половых клеток у растений
I. Спорогенез (происходит путем мейоза, формируются гаплоидные клетки) |
|
Микроспорогенез (формирование мужских половых клеток, происходит в ткани пыльника) |
Макроспорогенез (формирование женских половых клеток, происходит в тканях семяпочки) |
• в результате митозов возникают материнские клетки микроспор ⇓ • после двух мейотических делений возникают четыре гаплоидные микроспоры (тетрады) ⇓ • тетрады распадаются на отдельные микроспоры (пыльцевые зерна) ⇓ • пыльцевое зерно покрывается двумя оболочками: внутренней и внешней |
• обособляется одна или несколько клеток ⇓ • клетки растут и становятся крупнее окружающих их клеток семяпочки ⇓ • клетка делится митозом, превращается в материнскую клетку макроспоры ⇓ • происходит мейоз, образуются четыре гаплоидные клетки ⇓ • одна клетка дает начало зародышевему мешку, а три — постепенно дегенерируют ему |
II. Гаметогенез (происходит путем нескольких митотических делений, митозы не сопровождаются цитокинезом) |
|
Микрогаметогенез (2 последовательных митотических деления) |
Макрогаметогенез (3 последовательных митотических деления) |
• образуются две клетки: вегетативная и генеративная: — генеративная клетка претерпевает один митоз; — образуются 2 собственно половые клетки (спермин) |
• образуется 8-ядерный зародышевый мешок: — яйцеклетка; — 2 клетки синергиды (содержат ферменты, способствующие растворению оболочек пыльцевых трубок); — 3 клетки антиподы в противоположной части зародышевого мешка (передают питательные вещества из семяпочки в зародышевый мешок); — 2 клетки сливаются, образуя диплоидную центральную клетку |
Памятка для решения задач по генетике
1. Прочитав текст задачи, запишите ее условие в виде таблицы. Помните, что в первой колонке указывается альтернативное проявление признака (при моногибридном скрещивании) или признаков (при ди- и полигибридных скрещиваниях), причем сначала записывается доминантный признак, потом — рецессивный и так для каждой пары альтернативных признаков; во второй — обозначения генов; а в третьей — ВСЕ возможные генотипы особей с данным фенотипом.
Признак |
Ген |
Генотип |
|
|
|
2. Определите тип задачи: прямая (если из условия известно, какими признаками обладают родители, и спрашивается, какими могут быть их дети) или обратная (если в условии говорится о фенотипе детей и требуется определить генотипы и (или) фенотипы родителей).
3. Если задача прямая, запишите с помощью общепринятых символов схему скрещивания. Если задача обратная, под таблицей с условием запишите данные о генотипах и фенотипах потомков, применяя символы, обозначающие расщепление:
F1: n (фенотип/возможный генотип) : m (фенотип/возможный генотип)
Ниже запишите схему скрещивания.
4. Определите, какие генетические законы и закономерности применяются в данной задаче. Вспомните прямую и обратную формулировку закона, спроецируйте их на задачу.
5. Гетерозиготы всегда образуют четное количество сортов гамет, равное 2n, где n — число «гетеро» пар аллельных генов (Аа, AaBB, n = 1, 21 = 2 ⇒ два сорта гамет; АаBb, AabbDd, n = 2, 22 = 4 ⇒ 4 сорта гамет; AaBbDd, n = 3, 23 = 8 ⇒ 8 сортов гамет и т. д.). Гаметы образуются в соответствии с правилом чистоты гамет!!!
6. При анализирующих скрещиваниях число образованных в поколении гибридов фенотипических классов указывает на число сортов гамет, образуемых гетерозиготной особью, при этом все фенотипические классы будут представлены в равных пропорциях (1:1; 1:1:1:1 и т. д.).