Биология Я сдам ОГЭ! - Модульный курс. Практикум и диагностика - 2018 год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Государственная итоговая аттестация по биологии в 9 классе проходит в форме Основного государственного экзамена (ОГЭ). Это испытание подводит итог изучения всего предмета, начиная с 6 класса, и включает в себя вопросы по всему изученному биологическому материалу.
Поэтому подготовка к ОГЭ по биологии — это сложная и трудоёмкая работа, требующая специального времени на протяжении всего 9 класса. В первую очередь следует познакомиться с тем, как выглядит вариант экзаменационной работы и что он в себя включает.
Для этого Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) ежегодно готовит три основных документа:
1) кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения Основного государственного экзамена по биологии — в нём перечислены все биологические темы, которые подлежат проверке во время испытания, а также те умения, которыми должны овладеть выпускники 9 класса в ходе изучения биологии;
2) спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году Основного государственного экзамена по биологии — в этом документе описываются все условия организации Основного государственного экзамена по биологии, а также то, как будет выглядеть вариант экзаменационной работы, какие темы и типы заданий будут использованы в варианте экзаменационной работы;
3) демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году Основного государственного экзамена по биологии — пример того, как будет в реальности выглядеть любая экзаменационная работа.
Все перечисленные материалы размещены на сайте института www.fipi.ru. На этом же сайте имеется открытый банк заданий ОГЭ по биологии, в котором предложены все имеющиеся задания по биологии, которые могут быть включены в вариант экзаменационной работы.
В условиях такой максимальной открытости и доступности материалов очень важно правильно организовать подготовку к испытанию. Для этого в нашем пособии имеются работы, которые нужно выполнять сразу после повторения конкретных тем и разделов школьного курса биологии. По окончании повторения биологического курса предлагаются контрольные работы, моделирующие вариант экзаменационной работы. Они построены в строгом соответствии с требованиями ФИПИ.
При повторении школьного курса биологии важно проанализировать, какой материал спрашивается на экзамене в обязательном порядке и многократно, а какой возможен только в отдельных заданиях или вариантах работы.
Структура экзаменационной работы по биологии для 9 класса включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.
Часть 1 — это 28 заданий, которые предполагают краткий ответ в виде одной цифры или последовательности цифр.
Часть 2 — это 4 задания, которые требуют подробного развёрнутого ответа на вопросы.
Содержание заданий каждой части имеет свою специфику, поэтому требует разных подходов к выполнению.
В части 1 первые 22 задания предполагают выбор одного верного ответа из предложенных. Правильное выполнение каждого из этих заданий принесёт один первичный балл. Тематика содержания задания следующая:
№ 1 — Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей (1 задание);
№ 2 — Строение и жизнедеятельность клетки (1 задание);
№ 3 — Признаки организмов. Бактерии и грибы (лишайники) (1 задание);
№ 4—5 — Царство Растения (2 задания);
№ 6—7 — Царство Животные (2 задания);
№ 8—17 — Человек и его здоровье (10 заданий);
№ 18 — Экология (экологические факторы) (1 задание);
№ 19 — Экология и эволюция (1 задание);
№ 20—22 — задания, проверяющие умения (3 задания).
Как можно увидеть, 10 заданий из 22 проверяют знания по разделу “Человек и его здоровье”. Становится понятным, что повторению этого раздела следует уделить основное внимание.
Шесть заданий части 1 (№ 23—28) требуют ответа в виде последовательности цифр и оцениваются в два балла, а № 28 — в три балла. Эти задания, как и задания № 20—22, проверяют разнообразные умения:
№ 23—24 — выбор 3 верных ответов из 6 предложенных;
№ 25 — установление соответствия;
№ 26 — восстановление последовательности;
№ 27 — восстановление текста с помощью избыточного числа терминов (4 из 8);
№ 28 — работа по инструкции.
Содержание данных заданий может быть любым. Однако в каждом варианте не менее одного задания будет по материалу из раздела “Человек и его здоровье”.
В пособии предлагаются задания, которые помогут отвечать на задания с кратким ответом правильно и безошибочно.
В части 2 имеется 4 задания (№ 29—32), которые требуют полного развёрнутого ответа на поставленные вопросы. Три из них (№ 29—31) оцениваются в три балла, а одно (№ 32) — в два балла.
Для правильного построения ответа необходимо выполнять эти задания по определённому плану. Этот план имеется в пособии и называется “Инструкция выполнения”. С этим материалом следует внимательно ознакомиться и использовать при решении заданий вариантов для самостоятельной подготовки к экзамену. Варианты для самостоятельной подготовки к экзамену предназначены для тренировки выполнения реального варианта работы, который будет предоставлен на экзамене. Каждый из вариантов построен в строгом соответствии со спецификацией контрольных измерительных материалов и содержит задания из открытого банка заданий ФИПИ.
Приступать к выполнению 10 предложенных в пособии вариантов следует в завершающий период подготовки к экзамену, когда выполнены задания для тренировки части 1 и изучены инструкции по выполнению заданий части 2.
Правильное использование данного пособия позволит качественно подготовиться к испытанию и получить максимально возможный балл на ОГЭ по биологии.