Биология ОГЭ 2018 - Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И. - 2018 год
ВАРИАНТ 1 - ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2018
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Ископаемые останки живых существ изучает
1) археолог
2) палеонтолог
3) геолог
4) эколог
Ответ:
2. Клетки бактерий содержат
1) ядро
2) набор хромосом
3) рибосомы
4) митохондрии
Ответ:
3. Какой из приведенных примеров является примером мутации?
1) появление белого вороненка у серых ворон
2) различия в росте между людьми
3) форма листьев у разных видов растений
4) смена окраски зайца-беляка к лету
Ответ:
4. Каким способом можно улучшить развитие столонов у картофеля?
1) отбирать для посева самые крупные семена
2) срезать верхушку корня
3) рыхлить почву
4) высаживать рядом бобовые растения
Ответ:
5. Спорами размножается
1) вирус гриппа
2) мох сфагнум
3) дифтерийная палочка
4) сосна
Ответ:
6. Кишечная лямблия относится к
1) споровикам
2) фораминиферам
3) инфузориям
4) жгутиковым
Ответ:
7. Брюшная нервная цепочка есть у
1) гидры пресноводной
2) червя дождевого
3) цепня бычьего
4) сосальщика печеночного
Ответ:
8. Непосредственно в легкие воздух проводит (ят)
1) венозная кровь
2) артериальная кровь
3) альвеолы
4) бронхиолы
Ответ:
9. Чувствительный нейрон
1) воспринимает раздражение
2) проводит нервный импульс в ЦНС
3) проводит импульс с вставочного нейрона на исполнительный
4) проводит импульс из ЦНС к органам и железам
Ответ:
10. Что образуется в губчатой ткани костей?
1) жир
2) клетки крови
3) суставная жидкость
4) межклеточное вещество
Ответ:
11. Кому можно переливать кровь четвертой резус отрицательной группы?
1) всем реципиентам
2) никому
3) только реципиентам той же резус отрицательной группы
4) всем реципиентам с четвертой группой крови
Ответ:
12. Чья кровеносная система показана на рисунке?
1) рыбы
2) ящерицы
3) лягушки
4) птицы
Ответ:
13. Что из перечисленных веществ всасывается в кровь в тонкой кишке человека?
1) целлюлоза
2) аминокислоты
3) белки
4) крахмал
Ответ:
14. Моча у человека образуется в
1) почечной лоханке
2) почечных канальцах
3) мочевом пузыре
4) мочеточнике
Ответ:
15. Какой цифрой обозначена часть оптической системы глаза?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
16. Характерной чертой выработанного условного рефлекса является то, что он
1) одинаков у всех людей
2) наследуется в поколениях
3) не наследуется
4) вырабатывается в процессе эволюции
Ответ:
17. Первую прививку от коровьей оспы сделал
1) И.И. Мечников
2) Э. Дженнер
3) Л. Пастер
4) Р. Кох
Ответ:
18. Какое из приспособлений помогает бурому медведю переживать холодные зимы?
1) запасание корма впрок
2) активный поиск пищи в любое время года
3) снижение уровня обмена веществ в спячке
4) миграция в теплые места
Ответ:
19. Эволюционное родство организмов подтверждается в первую очередь данными
1) физиологии
2) генетики
3) палеонтологии
4) экологии
Ответ:
20. На графике показана активность фермента каталазы у пчел в течение года. На какое время года приходится максимум активности фермента?
1) весна
2) зима
3) осень
4) лето
Ответ:
21. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется определенная взаимосвязь.
Имя ученого |
Его научная работа |
И.П. Павлов |
... |
И.И. Мечников |
Теория клеточного иммунитета |
Какую работу надо вставить на место пропуска в этой таблице?
1) Происхождение видов
2) Учение о высшей нервной деятельности
3) Создание клеточной теории
4) Открытие структуры молекулы ДНК
Ответ:
22. Верны ли следующие утверждения о газообмене в организме человека?
А. В процессе газообмена количество поступившего азота практически не изменяется.
Б. При газообмене в тканях кровь превращается из артериальной в венозную.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответом к заданиям 23—28является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.
23. Укажите три обязательных правила, которые должны соблюдаться при эксперименте по выяснению условий для прорастания семян фасоли или гороха.
1) Все семена должны быть разных видов.
2) Семена должны быть одного вида.
3) Для опыта достаточно 1—2 семян.
4) Для опыта необходимо взять много семян и разделить их на группы.
5) Отдельные группы семян необходимо поместить в разные условия.
6) Половину семян нужно поместить во влажные условия, а половину — в сухие.
Ответ:
24. Известно, что речной рак обитает в пресных водоемах с чистой водой. Может ползать с помощью ног или плавать, подгибая хвост. Питается разными беспозвоночными, растениями, падалью. Ведет ночной образ жизни. Размеры тела 10—15 см. Тело членистое, состоит из головы и брюшка. На головогруди расположены два сложных глаза. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Рак способен заползать в небольшие норки в дневное время.
2) Кровеносная система рака незамкнутая.
3) Дышит рак легкими.
4) Тело речного рака сегментировано.
5) Раки раздельнополые животные.
6) Речные раки являются очистителями водоемов.
Ответ:
25. Установите соответствие между группой животных и названием таксономической единицы, к которой они относятся.
ГРУППА ЖИВОТНЫХ A) хищные Б) членистоногие B) млекопитающие Г) насекомые Д) зайцеобразные Е) хордовые |
ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА 1) тип 2) класс 3) отряд |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
26. Установите последовательность этапов прорастания семени фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) набухание семени
2) рост зародышевого побега
3) развитие листьев и отмирание семядолей
4) переход питательных веществ в растворимое состояние
5) выход семядолей на поверхность
6) разрыв кожуры семени
Ответ:
27. Вставьте в текст “Птицы” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Птицы
Птицы – высокоорганизованные ______________ (А) животные. Кожа тонкая, сухая, лишенная ______________ (Б). Перьевой покров способствует ______________ (В), обтекаемости тела в полете. Скелет легкий, так как полости ______________ (Г) костей заполнены воздухом.
Перечень терминов
1) холоднокровные
2) пух
3) железы
4) теплоизоляция
5) все кости
6) трубчатые
7) водные
8) теплокровные
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
28. На фотографии показана собака породы ДОГ. Рассмотрите фотографию и выберите характеристики, соответствующие его внешнему строению.
А. Определите тип ее морды.
1) вздернутая
2) опущенная
3) параллельная
Б. Определите форму ушей собаки.
1) стоячие
2) полустоячие
3) висячие на хряп
4) висячие
В. Определите постав ушей.
1) низкий
2) высокий
Г. По фотографии пасти собаки (не дога), показанной ниже, определите вид прикуса.
1) ножницеобразный (правильный)
2) клещеобразный
3) недокус
4) перекус
Д. Какая форма спины у дога?
1) прямая
2) провислая
3) горбатая
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
ЧАСТЬ 2
Для ответа на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а потом ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задание 29.
Железы
Железы — это органы, которые выделяют секреты и биологически активные вещества (гормоны), с помощью которых осуществляется гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Их делят на железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Железы внешней секреции (слюнные, железы желудка, кишечные и т.д.) имеют выводные протоки, через которые выделяют свои секреты на поверхность слизистых оболочек или кожи. Железы внутренней секреции (щитовидная, надпочечники, гипофиз) выводных протоков не имеют и выделяют гормоны непосредственно в кровь. Железы смешанной секреции (половые, поджелудочная) выделяют и гормоны, и секреты, и пищеварительные соки. Для гормонов характерна строгая направленность (специфичность) действия. Кроме того, они действуют дистантно, то есть на органы, далеко расположенные от эндокринной железы, вырабатывающей данный гормон. Функция гормонов — регуляция функций организма и поддержание гомеостаза.
29. Используя содержание текста и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.
1) Какая железа участвует и в гормональной регуляции жизнедеятельности организма, и в процессах пищеварения?
2) Какие, кроме перечисленных, железы внешней секреции вам известны?
3) Может ли гормон адреналин заменить гормон тироксин? Ответ аргументируйте.
30. Ученые исследовали массу пчел из разных районов. Их интересовали различия в массе у летнего и осеннего поколений пчел, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчел говорит о степени физиологической подготовки пчел к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчел в улье и т.д.
Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы:
1) Как изменяется масса пчел от лета к осени?
2) Какая масса пчел накапливается больше — сухая или сырая (в процентах)? Сравните и посчитайте этот показатель для пчел Уссурийска.
Пример для расчета сырой массы для пчел Рязанской области:
Летнее поколение 69, 9 — 100%
Осеннее поколение 78,8 — х %
78,8 х 100 : 69, 9 = 12,7%
Ответ: 12,7%
Происхождение пчел |
Поколение пчел |
Сырая масса пчел в мг |
Сухая масса пчел в мг |
Рязанская обл. |
Летнее Осеннее |
69,6 78,6 |
21,6 25,8 |
Уссурийск |
Летнее Осеннее |
66,1 78,3 |
20,9 26,6 |
Латвия |
Летнее Осеннее |
70,8 84,1 |
23,1 27,9 |
Молдавия |
Летнее Осеннее |
61.9 72.9 |
20,2 23,4 |
Ташкент |
Летнее Осеннее |
62,1 71,6 |
19,5 23,8 |
http://paseka.pp.ru
Примечание. Эти задания достаточно необычны для учащихся 9 классов. Однако мы считаем, что, так как подобные задания уже давно даются во всем мире и, кроме того, они показывают практическое значение биологических знаний, то имеет смысл учить школьников решать такие задания.
Рассмотрите таблицы 1, 2 и выполните задания 31 и 32.
Таблица 1
Блюда и напитки |
Энергетическая ценность (ккал) |
Белки (г) |
Жиры (г) |
Углеводы (г) |
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, сыр, салат, помидор, свинина) |
425 |
39 |
33 |
41 |
Фреш МакМаффин (булочка, майонез, сыр, салат, помидор, ветчина) |
380 |
19 |
18 |
35 |
Чикен фреш МакМаффин (булочка, майонез, сыр, салат, помидор, курица) |
355 |
13 |
15 |
42 |
Омлет с ветчиной |
350 |
21 |
14 |
35 |
Салат овощной |
60 |
3 |
0 |
10 |
Салат “Цезарь” (курица, салат, майонез, гренки) |
250 |
14 |
12 |
15 |
Картофель по-деревенски |
315 |
5 |
16 |
38 |
Маленькая порция картофеля фри |
225 |
3 |
12 |
29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем |
325 |
6 |
11 |
50 |
Вафельный рожок |
135 |
3 |
4 |
22 |
Кока-кола |
170 |
0 |
0 |
42 |
Апельсиновый сок |
225 |
2 |
0 |
35 |
Чай без сахара |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чай с сахаром (две ложки) |
68 |
0 |
0 |
14 |
Таблица 2
Энергозатраты при различных формах физической активности
Виды физической активности |
Энергозатраты |
Прогулка 5 км/час, езда на велосипеде — 10 км/час, волейбол любительский, стрельба из лука, гребля народная |
4,5 ккал/мин |
Прогулка 5,5 км/час, езда на велосипеде — 13 км/час, настольный теннис |
5,5 ккал/мин |
Прогулка 6,5 км/час, езда на велосипеде — 16 км/час, гребля на каноэ 6,5 км/час, ритмическая гимнастика, верховая езда — быстрая рысь |
6,6 ккал/мин |
Роликовые коньки — 15 км/час, езда на велосипеде — 17 км/час, бадминтон — соревнования, большой теннис — одиночный разряд, легкий спуск с горы на лыжах, водные лыжи _ |
7,5/ккал мин. |
Бег трусцой, езда на велосипеде — 19 км/час, энергичный спуск с горы на лыжах, баскетбол, хоккей с шайбой, футбол, водное поло |
9,5 ккал /мин. |
31. Представьте себе, что вы футболист. Тренировки происходят ежедневно два раза в день по полтора часа. После тренировки вы идете в кафе быстрого питания, которое располагается рядом с тренировочным центром, и вы очень любите туда ходить. Используя данные таблиц 2 и 3, обоснуйте ваш выбор меню, оптимальное по калорийности и соотношению белков, жиров и углеводов из перечня предложенных блюд и напитков, для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты после полуторачасовой тренировки. При выборе учтите, что вы очень любите вафельные рожки и двойные МакМаффины. Но следует иметь в виду, что ваш тренер против чрезмерного употребления жиров и углеводов. В ответе укажите энергозатраты утренней полуторачасовой тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нем.
32. Почему тренер против чрезмерного употребления жиров и углеводов?