Виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах - ВВЕДЕНИЕ

Биология ОГЭ 2018 - Комплекс материалов для подготовки учащихся Лернер Г. И. - 2018 год

Виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах - ВВЕДЕНИЕ

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких*.

Пример 1.

И. П. Павлов создал

1) теорию клеточного иммунитета

2) теорию эволюции

3) учение об условных рефлексах

4) учение о фотосинтезе

Для того чтобы правильно отвечать на задания с выбором одного ответа, надо:

— внимательно читать учебник;

— понимать смысл вопроса;

— доказывать правильность единственного ответа;

— объяснять, почему остальные ответы неправильны;

— сразу исключать заведомо неверные ответы.

Если вы встретили этот вопрос и не можете сразу на него ответить, то сначала поищите ответ в учебнике. Если этот вопрос попался вам на контрольной работе или на экзамене, то вам придется применить алгоритм, который называется ДА/НЕТ. Этот алгоритм означает, что, выбирая ответ, вы должны спросить себя: “Почему ДА или почему НЕТ?” Иными словами, каждый раз необходимо выбирать тот ответ, правильность выбора которого вы можете доказать. Спросите себя: могу ли я доказать, что И.П. Павлов открыл теорию иммунитета, создал теорию эволюции или учение о фотосинтезе? Наверняка ваших знаний хватит для того, чтобы опровергнуть эти предположения. А вот об опытах И. Павлова на собаках вы читали и помните, что он ставил на них эксперименты по формированию пищевых условных рефлексов.

Этот пример показывает, что для ответа на вопрос необходимо знать определенные факты, но убедиться в правильности ответа можно, только приведя убедительные доказательства в его пользу.

Пример 2.

Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется

1) органом

2) корневым чехликом

3) камбием

4) тканью

Отвечая на поставленный вопрос, давайте рассуждать. Он сформулирован в виде определения какого-то одного из четырех предложенных понятий — органа, корневого чехлика, камбия, ткани.

Ответ 1. Орган. Да или Нет? Например, “Да”, но тогда все остальные ответы неверны. Так ли это? Во-первых, органы состоят из нескольких видов тканей. Во-вторых, не все органы сходны по строению, функциям и происхождению.

Значит, данный ответ не подходит.

Ответ 2. Корневой чехлик. Да или Нет? Нет, так как на основании первого рассуждения — корневой чехлик — это часть органа, образованная одним из видов ткани — покровной.

Ответ 3. Камбий. Нет, так как камбий это часть стебля, которая обеспечивает его рост в толщину и представлена одной образовательной тканью. Значит, и этот ответ не подходит.

Ответ 4. Ткань. Да. В определении есть все признаки ткани. Этот ответ включает в себя часть признаков органа, корневого чехлика и камбия.

Графические задания

Пример 3.

Какой из показанных на рисунке объектов является видоизмененным побегом?

Этот вопрос требует от ученика узнавания объекта по определенным признакам. Ответ на него не будет трудным, если вы при подготовке внимательно работаете с рисунками. В вопросе кроется небольшой подвох. Вы наверняка знаете, что плоды имеют семена. Однако у всех показанных объектов семена есть. Значит, это не главный отличительный признак. Плоды развиваются из завязи цветка. Крылатка, коробочка, боб развились из цветков. Шишка сосны развивается не из цветка. Сосна — это голосеменное растение. Значит, у него нет цветка и завязи и, следовательно, шишка — это не плод, а видоизмененный побег.

Пример 4.

Какой цифрой обозначено оптимальное значение фактора?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задания в виде графиков предлагают проанализировать данные, отраженные на них. Они достаточно просты для выполнения, если нужно просто определить числовое значение какого-либо фактора — температуры, концентрации вещества, скорости, например фотосинтеза и т.д. Данный график проверяет еще и ваше знание смысла понятия “оптимум”. Правильный ответ — 2.

Задания на обобщение понятий

В приведенной ниже таблице между понятиями первого и второго столбцов есть определенная связь. Выберите понятие, которое нужно вписать в четвертый столбец вместо пропуска.

Белок

Аминокислота

Крахмал

...

1) аминокислота

2) нуклеотид

3) глюкоза

4) РНК

Подобные задания требуют от учащихся умения анализировать понятия и устанавливать связи между ними. В данном случае необходимо понять, что так как аминокислоты являются мономерами белков, то нужно найти мономер крахмала. Следовательно, вместо пропуска надо вписать глюкозу.

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Пример 5.

Какие из перечисленных особенностей характерны только для мхов?

1) размножение спорами

2) спорофит представлен коробочкой со спорами

3) гаметофит представлен зеленым растением

4) органы размножения развиваются на разных растениях

5) в цикле развития есть заросток

6) спорофит представлен зеленым растением

При выполнении подобного задания вы должны выбрать три правильных ответа из шести предложенных.

Для ответа на задания с выбором нескольких правильных ответов нужно хорошо помнить признаки объекта или уметь выводить знания на основании уже имеющейся у вас информации. Также необходимо точно уяснить смысл вопроса. Спрашивается об отличиях мхов от папоротников. Следовательно, нужно делать акцент именно на мхах. И снова может помочь алгоритм “ДА/НЕТ”.

Рассмотрим первый пункт: и мхи, и папоротники размножаются спорами. Значит, этот пункт не подходит. Анализируем следующие пункты. Для мхов характерно наличие коробочек со спорами. Они возникают после оплодотворения, значит, это спорофит. Второй пункт подходит. Из этого ответа вытекает и выбор следующего пункта. Раз спорофит мха — коробочка, значит гаметофит — зеленое растение. Наконец, третий пункт выбирается только на основании знания о том, что заросток — это гаметофит папоротников, на котором развиваются и мужские и женские органы размножения. Следовательно, у мхов они развиваются на разных растениях. Таким образом, правильный ответ — 234.

Мы показали не самый простой ход рассуждений, однако он основан на достаточно прочном знании материала, а не на угадывании ответа.

Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

Пример 6.

Установите соответствие между системой органов и ее функциями.

ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

СИСТЕМА ОРГАНОВ

A) доставка кислорода к тканям

Б) доставка кислорода к легким

B) транспорт продуктов окисления в организме

Г) окисление питательных веществ

Д) выведение углекислого газа в атмосферу

Е) выведение углекислого газа из тканей

1) дыхательная

2) кровеносная

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

2

1

1

2

Правильно ответить на подобные вопросы помогают и знания, и правильная логика рассуждений. Прежде всего, следует понять смысл вопроса. Он требует от вас правильно различить функции кровеносной и дыхательной систем. Значит, необходимо понять, какие вещества доставляются по сосудам кровеносной системы, а какие поступают, образуются и выводятся в силу физико-химических причин. Далее следуют рассуждения следующего плана: кислород к тканям поступает вместе с кровью, а в легкие он поступает вместе с атмосферным воздухом в силу разности его давлений в атмосфере и в легочных пузырьках. Продукты окисления должны поступать к разным органам. Следовательно, транспортируются они кровью. Окисление питательных веществ происходит под воздействием кислорода — это процесс дыхания. Углекислый газ выводится в атмосферу из легких, следовательно, это функция дыхательной системы, а выведение его из тканей — функция кровеносной системы.

Задания на определение последовательности событий, процессов

Пример 7.

Расставьте буквы в соответствии с последовательностью расположения слоев стебля березы, начиная с наружного слоя.

A) пробка

Б) кожица

B) камбий

Г) луб

Д) сердцевина

Е) древесина

Ответ: Б А Г В Е Д

Приведем пример рассуждений, которые могут помочь при решении этого задания в том случае, когда вы не очень уверены в своих знаниях. Понятно, что “кожица” должна стоять на первом месте, а “сердцевина” на последнем, т.к. она хорошо заметна в центре “древесины”. Такое предположение может быть обосновано не только знанием, но и вашим опытом. Каждый когда-либо мог наблюдать срез дерева или ветки, и видел тонкую отслаивающуюся кожицу березы. Под кожицей залегает пробка. Дальше нужно вспомнить роль камбия. Он обеспечивает рост стебля в толщину, откладывая свои клетки в обе стороны. Известно, что древесина составляет основную массу дерева, а следовательно, она откладывается внутрь ствола. Значит, под пробкой находится луб, а за ним следуют камбий и древесина. Таким образом, правильный ответ Б А Г В Е Д. Здесь следует отметить, что подобные рассуждения помогают только хорошо подготовленным учащимся, которые, забыв какую-то деталь, могут восполнить ее имеющимися у них знаниями. Если же сдающий экзамен незнаком с материалом, то вряд ли он сумеет справиться с заданием.

Задания на вставку пропущенных терминов в текст

Пример 8.

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка.

Клеточные органоиды выполняют различные функции, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Так, например, в хлоропластах растительных клеток происходит ____________ (А), а на рибосомах синтезируются ____________ (Б). В митохондриях вырабатывается и накапливается ____________ (В), а наследственная информация о клетке хранится в ____________ (Г).

1 — транспорт веществ

2 — фотосинтез

5 — АТФ

3 — крахмал

4 — наследственную информацию

6 — белок

7 — хромосомы

8 — аппарат Гольджи

Выполнение этого задания требует от вас внимания и знаний. Нужно точно знать функции органоидов клетки, процессы, в которых они участвуют, и продукты, которые синтезируются в некоторых из них. Поэтому внимательно читайте соответствующие разделы учебника или учебных пособий.

Задание — практическая работа

Классифицируйте приведенное на рисунке соцветие Болиголова пятнистого по всем пяти вариантам классификации, руководствуясь схематическими рисунками соцветий.

А. По признакам цветка

1. с простым околоцветником (имеются только лепестки),

2. со сложным околоцветником (имеют четко выраженные чашечку и венчик).

Б. По степени разветвления соцветий:

1. простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),

2. сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).

В. По наличию цветоножки у каждого цветка:

1. с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),

2. с цветками, имеющими цветонос.

Г. По наличию цветка на верхушке:

1. открытые (нет цветка на верхушке),

2. закрытые (есть цветок на верхушке).

Д. Название соцветия:

1. сложный зонтик

2. кисть

3. щиток

4. корзинка






Для выполнения практической работы не нужны специальные знания. Все показано на рисунке, который необходимо внимательно изучить, а затем выполнить задание.

Задания на извлечение информации из текста

Пример 9.

Гены и хромосомы

Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передается из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.

Существует два типа нуклеиновых кислот, различающихся по своему строению и функциям — ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота). Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать и передавать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК упакована в хромосомы. Она несет информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке, РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определенную последовательность нуклеотидов, в белки.

Ген — это часть молекулы ДНК, которая кодирует определенный белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.

Хромосомы — нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. У каждого вида организмов свое определенное число и форма хромосом. Одна хромосома хранит часть наследственной информации эукариотического организма, а у бактерий — всю наследственную информацию. Весь набор хромосом хранит генетическую информацию об организме и называется кариотипом. Каждая хромосома состоит из двух хроматид. Две хроматиды соединены в точке, которая называется центромерой. В клетках человека находится 46 хромосом. Из них 22 пары хромосом одинаковы у мужчин и женщин, а одна — 23-я пара половых хромосом — у женщин представлена одинаковыми хромосомами (XX), а у мужчин разными (ХY).

Прочитайте текст “Гены и хромосомы”. Заполните в таблице “Сравнительная характеристика генов и хромосом” графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

Признак для сравнения

Ген

Хромосома

Функция

1

Кодирование структуры множества генов, а у бактерий всей наследственной информации организма

Строение

Часть молекулы ДНК. Состоит из нуклеотидов

2

3

генная

геномная

Содержание верного ответа

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:

1) Кодирование структуры белка.

2) Две хроматиды, соединенные центромерой.

3) Мутации.

Работа с текстом требует от вас большого внимания. Дело в том, что вы должны вписать в графы таблицы, дающейся в задании, совершенно точные слова, которые есть в тексте. Именно их и нужно найти. В заполненных графах таблицы даются те признаки объекта, которые сравниваются с аналогичными признаками другого объекта. Так в данном тексте гены и хромосомы сравниваются по своему строению и функциям. Также сравниваются и разные виды мутаций. Вам необходимо найти признаки, которые не указаны в таблице, но есть в тексте.

Используя содержание текста “Гены и хромосомы”, ответьте на вопрос: в чем проявляется связь между строением и функциями у ДНК и РНК?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ДНК и РНК состоят из чередующихся нуклеотидов.

2) ДНК хранит информацию обо всех белках (признаках) организма в виде последовательности нуклеотидов.

3) РНК переводит информацию, хранящуюся в ДНК, в белки в соответствии с последовательностью нуклеотидов ДНК.

Или: Переводит код ДНК в белки.

Анализ статистических данных. Работа с таблицей

Наименование продукта

Концентрация нитрат-ионов, в мг/кг

Колбаса вареная “Успенская”

28,2

Ветчина “Экстра”

37,2

Колбаса вареная “Сытая”

28,2

Окорок копченый

210

Сыр пошехонский

260

Сыр “Эдам”, г. Владимир

300

Сыр “Колбасный”

280

Сыр “Гауда”, Литва

310

Изучите таблицу “Содержание нитратов в мясных и молочных продуктах” и ответьте на вопросы.

Если ваше дневное меню содержит 50 г сыра “Эдам” российского производства, 50 г окорока копченого, то сколько нитрат-ионов вы получите вдень? Будет ли это вредным для организма, при условии, что дневная допустимая норма не превышает 80 мг нитрат-ионов в день?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: можно привести расчеты: 1) “Эдам” — если в 1000 г продукта — 300 мг нитрат-ионов, то в 50 г продукта будет 15 мг нитрат-ионов; 2) окорок копченый: в 1000 г продукта — 210 мг нитрат-ионов, значит в 50 г продукта будет 11 мг нитрат-ионов; 3) суммарная цифра составляет 26 мг нитрат-ионов, что не превышает допустимой нормы.

Задание достаточно простое, но требует внимательности и знания арифметики. Однако встречаются задания этого типа гораздо более сложные. Примеры таких заданий вы встретите в этой книге.


* Ответ на экзамене к таким заданиям записывается в поле ответа: Ответ: [ ]






Для любых предложений по сайту: [email protected]