Биология 9-й класс подготовка к ГИА
ВАРИАНТ 9 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Какая наука изучает изображённые на рисунке организмы?
1) ботаника
2) вирусология
3) гистология
4) микробиология
А2. Какую функцию выполняют хромопласты?
1) накопление крахмала
2) обеспечение окраски плодов, цветков
3) участие в водном обмене
4) фотосинтез
А3. Какая растительная ткань на рисунке обозначена буквой В?
1) механическая
2) основная
3) покровная
4) проводящая
А4. Каким образом опыляются цветки пшеницы, гороха, картофеля?
1) с помощью ветра
2) с помощью волы
3) с помощью насекомых
4) самоопылением
А5. Какой агроприём используют при рассаживании молодых растений?
1) искусственное опыление
2) окучивание
3) пикировку
4) прививку
А6. Представитель какого класса типа Хордовые изображён на рисунке?
1) Земноводные
2) Млекопитающие
3) Пресмыкающиеся
4) Рыбы
А7. Изображённое на рисунке животное является переносчиком возбудителей
1) гемофилии
2) дизентерии
3) малярии
4) столбняка
А8. Щитовидная железа входит в состав ... системы.
1) выделительной
2) пищеварительной
3) покровной
4) эндокринной
А9. Молочные железы являются видоизменёнными
1) кровеносными сосудами
2) потовыми железами
3) сальными железами
4) слюнными железами
А10. Гуморальным регулятором работы сердца НЕ является(-ются)
1) адреналин
2) ацетилхолин
3) соли калия и кальция
4) углекислый газ
А11. Кости, входящие в состав пояса верхней конечности, на рисунке обозначены цифрами
1) 1 и 2
2) 2 и 3
3) 3 и 4
4) 4 и 5
А12. Малокровие у человека может возникнуть при нехватке в пище ионов
1) железа
2) калия
3) кальция
4) натрия
А13. Лёгочные вены впадают в
1) левый желудочек
2) левое предсердие
3) правый желудочек
4) правое предсердие
А14. Створаживание молока происходит в
1) желудке
2) ротовой полости
3) толстом кишечнике
4) тонком кишечнике
А15. В состав зрительного пигмента входит витамин
1) А
2) В1
3) В6
4) D
А16. Вкусовые рецепторы передней и боковых частей языка более всего чувствительны к
1) горькому
2) кислому
3) сладкому
4) солёному
А17. Датский художник Херлуф Бидструп в своих карикатурах изобразил людей различных темпераментов. Цифрой 2 обозначен человек, который относится к
1) меланхоликам
2) сангвиникам
3) флегматикам
4) холерикам
А18. С целью профилактики вакцинацию НЕ проводят против
1) дизентерии
2) тифа
3) цинги
4) холеры
А19. При внезапной потере сознания первую помощь необходимо начинать с
1) проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания
2) обеспечения доступа свежего воздуха
3) проверки реакции зрачков на свет и наличия пульса на сонной артерии
4) уточнения обстоятельств, которые привели к потере сознания
А20. Личинки оводов обитают в ... среде.
1) водной
2) наземно-воздушной
3) организменной
4) почвенной
А21. По правилу экологической пирамиды при переходе с одного трофического уровня на другой усваивается около... энергии.
1) 0%
2) 10%
3) 50%
4) 90%
А22. Изучите график, отражающий выживаемость куколок бабочек в зависимости от температуры. Определите зону оптимума действия температуры на выживаемость куколок бабочек.
А23. В приведённой ниже таблице между содержимым первого и второго столбцов имеется определённая связь.
Сосуд |
Камера сердца |
аорта |
левый желудочек |
... |
левое предсердие |
1) 5-45° С
2) 10-40° С
3) 15-35° С
4) 20-30° С
Какое понятие следует вписать на место пропуска?
1) верхняя полая вена
2) лёгочная артерия
3) лёгочная вена
4) нижняя полая вена
А24. Наиболее высокоорганизованными животными являются
1) иглокожие
2) кишечнополостные
3) кольчатые черви
4) плоские черви
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Какими признаками характеризуются представители класса Насекомые? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обитают во всех средах
2) органы выделения — мальпигиевы сосуды и жировое тело
3) органы дыхания — жабры
4) отделы тела — головогрудь и брюшко
5) среда обитания — водная
6) три пары ходильных ног
Ответ: __________________ .
В2. Установите соответствие между организмом и типом его питания. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ А) аскарида Б) бегемот В) кедр Г) пеницилл Д)сфагнум Е)эхинококк |
ТИП ПИТАНИЯ 1) паразит 2) автотроф 3) сапротроф |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) луговые растения
2) уж
3) лягушка
4) ястреб
5) кузнечик
Ответ: ______________________ .
В4. Вставьте в текст «Гетеротрофы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ГЕТЕРОТРОФЫ
Гетеротрофы питаются готовыми органическими веществами. Это животные, грибы, болезнетворные и гнилостные бактерии. По источникам пищи и способам её захвата гетеротрофы могут быть _______________ (А), поедающими другие организмы; _______________ (Б), питающимися веществами живых организмов; _______________ (В), для которых пищей является мёртвая органика; _______________ (Г), которые используют органические вещества другого живого организма, при этом со своей стороны принося ему какую-либо пользу.
Перечень терминов:
1) паразиты
2) осмотрофы
3) симбионты
4) хемотрофы
5) сапротрофы
6) миксотрофы
7) фототрофы
8) хищники
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Часть 3
Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.
С1. Объясните, почему в ротовой полости ранки быстро заживают?
Прочитатйте текст « Функциональная структура экосистемы» и выполните задание С2.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ
В экологической системе всё разнообразие живых организмов можно разделить по типу питания на три функциональные группы: производители, потребители, разрушители. Производители — это автотрофы (зелёные растения), производящие органические вещества из неорганических и способные аккумулировать солнечную энергию. Потребители (животные) — гетеротрофы, потребляющие готовые органические вещества, в процессе дыхания окисляющие их, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ и волу. Потребители I порядка используют органические вещества растений (травоядные животные), потребители II и III порядков используют органические вещества животных (плотоядные животные). Разрушители — это гетеротрофные микроорганизмы, разрушающие и минерализующие органические остатки. Разрушители заканчивают круговорот веществ, образуя неорганические вещества для вступления их в новый цикл. В процессе жизнедеятельности организмов в природе происходит постоянный круговорот веществ и превращение энергии.
В биоценозе между организмами формируется определённая цепь питания, представляющая собой взаимосвязь видов, последовательно извлекающих органические вещества и энергию из исходного вещества. Причём каждое предыдущее звено этой цепи является пищей для следующего.
Взаимосвязи в цепях питания осуществляются по схеме: производители → потребители I порядка → потребители II порядка → потребители III порядка → разрушители.
На каждом этапе большая часть энергии расходуется в виде тепла, что ограничивает число звеньев в цепи.
Правило экологической пирамиды отражает закономерность, согласно которой в любой экосистеме на любой трофический уровень поступает 10% энергии предыдущего уровня. Остальная энергия рассеивается в виде тепла или просто не усваивается.
С2. Используя содержание текста «Функциональная структура экосистемы» и знания курса, из предложенных ниже организмов составьте цепь питания. Определите биомассу производителей, необходимую для нормального существования 2-х ястребов-змееядов, если масса одной птицы 2 кг. Какой закономерностью вы воспользовались при определении биомассы производителей?
Организмы: ястреб-змееяд, луговые растения, уж, кузнечик, лягушка.
С3. Изучите таблицу «Хромосомный набор». Ответьте на вопрос.
Таблица
Хромосомный набор
Фаза мейоза |
Количество хромосом |
Количество ДНК |
Интерфаза (пресинтетический период) |
2 n |
2 с |
Интерфаза (синтетический период) |
2 n |
4 с |
Профаза I |
2 n |
4 с |
Метафаза I |
2 n |
4 с |
Анафаза I |
2 n |
4 с |
Телофаза I |
1 n |
2 с |
Профаза II |
1 n |
2 с |
Метафаза II |
1 n |
2 с |
Анафаза II |
1 n |
2 с |
Телофаза II |
1 n |
1 с |
Каково биологическое значение мейоза?