Биология 9-й класс подготовка к ГИА
Типы заданий и уровень их сложности - О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Внедрение новой формы аттестации по биологии за курс основной школы направлено на решение следующих образовательных задач:
1. Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации;
2. Помочь учащимся в построении индивидуальных образовательных траекторий в системе среднего (полного) общего образования; результаты экзамена могут быть использованы при приёме учащихся в профильные классы средней школы.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяют Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089) и требования нового Федерального образовательного стандарта.
Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ
Проявляется в отборе контролируемого содержания и в построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в 9 классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным курсу биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым числом частей и типами тестовых заданий.
Подходы к отбору содержания, структуре экзаменационной работы
Целями аттестационного экзамена являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут содействовать осознанному выбору выпускником дальнейшей траектории обучения.
Основой разработки экзаменационных вариантов является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном стандарте 2004 г. и в учебниках по биологии, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях.
Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольно-измерительных материалов. Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утверждённого стандарта и не зависит от рабочей программы и учебников, по которым ведётся преподавание биологии в школе.
В экзаменационных материалах преобладают задания по разделу «Человек и его здоровье», поскольку в нём рассматриваются проблемы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей и включает 31 задание.
Часть 1 (А) содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырёх, из них 22 — базового и 2 — повышенного уровня сложности.
Часть 2 (В) включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 — с выбором трёх верных ответов из шести, 1 — на соответствие, 1 — на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов и 1 — на включение пропущенных в текст терминов и понятий.
Часть 3 (С) содержит 4 задания с развёрнутым ответом, из них 1 — на применение биологических знаний на практике, 1 — на работу с текстом, требующее соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; 1 — на работу со статистическими данными, представленными в табличной форме; первые два задания — повышенного, а последние — высокого уровня сложности.
Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий и с учётом максимального первичного балла каждой части и работы в целом приводится в таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий
№ |
Части работы |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Тип заданий |
1 |
Часть 1 |
24 |
24 |
С выбором ответа |
2 |
Часть 2 |
4 |
8 |
С кратким ответом |
3 |
Часть 3 |
3 |
8 |
С развёрнутым ответом |
Итого |
31 |
40 |
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Экзаменационная работа включает пять содержательных блоков, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.
Первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приёмах выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
Четвёртый блок «Человек и его здоровье» включает задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов: опора и движение, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пищеварения, нервная, эндокринная, половая и др.; внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.
Таблица 2
Распределение заданий по видам проверяемой деятельности
Виды учебной деятельности |
Учебные умения |
1. Воспроизведение знаний |
• узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; • давать определения основных биологических понятий; • пользоваться биологическими терминами |
2. Применение знаний в знакомой ситуации |
• определять, классифицировать, распознавать и описывать биологические объекты, процессы и явления; • объяснять и сравнивать |
3. Применение знаний в изменённой ситуации |
• научно обосновывать биологические процессы и явления; • устанавливать причинно-следственные связи; • анализировать, обобщать и формулировать выводы |
4. Применение знаний в новой ситуации |
• использовать приобретённые знания в практической деятельности; • систематизировать и интегрировать знания; • прогнозировать биологические процессы; • решать практические и творческие задачи |
Экзаменационная работа предусматривает проверку усвоения знаний и умений учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, изменённой и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.
Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретённые знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественнонаучного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 69% от общего числа заданий экзаменационного теста, повышенного — 25%, высокого — 6%.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности приводится в таблице 3.
Таблица 3
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу (%) |
Базовый |
22 |
22 |
55% |
Повышенный |
8 |
15 |
37,5% |
Высокий |
1 |
6 |
7,5% |
Итого |
31 |
43 |
100% |
В экзаменационной работе проверяются следующие умения и виды деятельности:
1) объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
2) называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем;
3) выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
4) определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определённой систематической категории;
5) устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания;
6) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;
7) применять биологические знания в практической деятельности;
8) анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
9) уметь проводить мысленный эксперимент, обобщать и формулировать выводы.
Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности приводится в таблице 4.
Таблица 4
Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
Проверяемые умения и виды деятельности |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 43 |
1. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. |
2 |
2 |
5% |
2. Распознавать: основные части клетки; грибы; органы цветковых растений, растений разных отделов; органы и системы органов животных, а также животных разных таксонов |
1 |
1 |
2,5% |
3. Описывать биологические объекты |
2 |
2 |
5% |
4. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды |
3 |
3 |
7,5% |
5. Сравнивать биологические объекты: клетки, ткани, органы и системы органов и организмы разных таксонов |
3 |
5 |
12,5% |
6. Знать особенности организма человека, его строения |
6 |
6 |
15% |
7. Распознавать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека |
2 |
2 |
5% |
8. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для соблюдения мер профилактики |
6 |
9 |
22,5% |
9. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для оказания первой помощи |
2 |
2 |
5% |
10. Описывать и объяснять результаты опытов |
1 |
1 |
2,5% |
11. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды |
1 |
1 |
2,5% |
12. Проводить самостоятельный поиск биологической информации |
2 |
6 |
15% |
Итого: |
31 |
40 |
100% |
Типы заданий и уровень их сложности
Задания базового уровня сложности
1. Задания с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных.
Например: Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?
1) микроскопические семена
2) питательные вещества
3) минеральные соли
4) споры
Ответ: 4.
Или: До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врождённый
2) искусственный активный
3) естественный приобретённый
4) искусственный пассивный
Ответ: 3.
2. Задания с использованием рисунка или схемы
Например: Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII?
1) моделирования
2) наблюдения
3) эксперимента
4) измерения
Ответ: 4.
Задания повышенного уровня сложности
1. Задания с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных.
Например: Каким критерием вида из числа перечисленных вы воспользуетесь, определяя видовую принадлежность изображенных на рисунке животных?
1) этологическим
2) физиологическим
3) экологическим
4) географическим
Ответ: 1.
Или: Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы.
Объект |
Процесс |
рибосома |
синтез белка в клетках организма |
клеточная мембрана |
... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) синтез жиров
2) транспорт веществ
3) синтез АТФ
4) деление клетки
Ответ: 2.
2. Задание, проверяющее умение школьника работать с графическим представлением информации.
Например: Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа. (По оси х отложена концентрация углекислого газа, а по оси у — относительная скорость фотосинтеза.) Чему будет равна относительная скорость фотосинтеза, если концентрация углекислого газа в воздухе теплицы будет составлять 0,03%?
1) 10
2) 18
3) 25
4) 32
Ответ: 3.
3. Задания с выбором трёх правильных ответов из шести предложенных.
Например: Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) характеризуются многообразием жизненных форм
2) размножаются семенами
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы
4) способны образовывать обширные леса
5) образуют сочные и сухие плоды
6) опыляются насекомыми и птицами
Ответ: 156.
4. Задания на установление соответствия биологических процессов, явлений и объектов.
Например: Установите соответствие между железой и характеристикой, которая ей соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ЖЕЛЕЗА |
А) недостаток вырабатываемого гормона вызывает сахарный диабет Б) вырабатывает гормон инсулин В) железа смешанной секреции Г) вырабатывает гормон адреналин Д) состоит из коркового и мозгового слоя Е) железа парная |
1) надпочечник |
2) поджелудочная |
|
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5. Задания на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений.
Например: Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки
Ответ: 43251.
6. Задание на включение пропущенных в текст терминов и понятий.
Например: Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые
обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется _____________ (А). Биосинтез белков начинается с синтеза _____________ (Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии _____________ (В). Первый этап биосинтеза белка получил название _____________ (Г), а второй — трансляция.
Перечень терминов:
1) иРНК
2) ДНК
3) транскрипция
4) мутация
5) ген
6) рибосома
7) комплекс Гольджи
8) фенотип
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
5 |
1 |
6 |
3 |
7. Задание со свободным ответом на применение биологических знаний в практических ситуациях.
Например: Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды». Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1) Аппетит — эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть. |
|
2) Аппетит обусловлен формированием в мозгу стойких очагов возбуждения. Попавшая в желудок пища усиливает импульсы от рецепторов желудка, идущие в мозг, вызывая потребность в новом её приеме. |
|
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. |
I |
Ответ включает один — два элемента при наличии грубых биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает один из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок. ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
8. Задания по работе с текстом, которые предполагают умение выпускника отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста сознаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
Например: Используя содержание текста «Удобрение», ответьте на следующие вопросы.
1. Что понимается в тексте под плодородием?
2. Органические и минеральные удобрения оказывают влияние на почву. В чём их влияние сходно, а в чём различается?
3. Фермер хочет получить максимальный урожай моркови и поэтому решил внести в почву удобрения. Он приобрёл золу и перегной. Какое из этих удобрений необходимо внести в почву осенью, а какое — весной, перед посадкой семян моркови? Ответ обоснуйте.
УДОБРЕНИЯ
Почва — верхний слой земли, обладающий плодородием. От него зависит урожайность возделываемых культур. Однако каждый год вместе с урожаем человек выносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения не только обогащают почву необходимыми веществами, но и улучшают её структуру, удерживают в почве влагу. По своему составу органические удобрения комплексные, так как содержат все необходимые растению химические элементы, но в виде органических соединений. Эти соединения переходят в доступные для растений растворённые в воде минеральные вещества благодаря деятельности почвенных бактерий. Например, достаточно один раз внести в почву перегной, чтобы на несколько лет обеспечить её плодородие.
Минеральные удобрения, в отличие от органических, обладают кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом семян или одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет созревание плодов и семян.
При внесении удобрений необходимы осторожность и точные знания о потребностях растений и запасе питательных веществ в почве. «Перекорм» растений так же вреден, как и недостаток каких-либо питательных веществ.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Ответ на первый вопрос. Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными (минеральными) веществами. Ответ на второй вопрос. Сходство: обогащение почвы питательными веществами. Различие: органические удобрения улучшают структуру почвы и удерживают в ней влагу. Ответ на третий вопрос. Перегной вносят осенью, так как это удобрение длительного действия (необходимо время для того, чтобы почвенные бактерии перевели эти удобрения в доступные для растения растворы минеральных веществ). Зола вносится весной, перед посевом семян, так как это удобрение кратковременного действия. Соли, входящие в состав золы, легко растворяются в воде и поступают в корни растений. |
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. |
3 |
Ответ включает два из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов, и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Задания высокого уровня сложности
1. Задания по работе со статистическими данными, представленными в табличной форме.
Например: Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.
Таблица
Влияние основных факторов на здоровье человека (в %)
Факторы риска |
Образ жизни |
Внешняя среда |
Наследственность |
Влияние факторов на популяцию людей в целом в % |
50-55 |
20-25 |
15-20 |
На возникновение отдельных нарушений здоровья: |
|||
Ишемическая болезнь сердца |
60 |
12 |
18 |
Рак |
45 |
19 |
26 |
Сахарный диабет |
35 |
2 |
35 |
Пневмония (воспаление лёгких) |
19 |
43 |
18 |
Травмы (транспортные, бытовые, производственные) |
65 |
18 |
3 |
Время выполнения работы — 2 часа 20 минут (140 минут).
Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.