Внеклассные занятия по биологии 2016 год
ВВЕДЕНИЕ
Педагогической наукой доказано и школьной практикой проверено, что в развитии и закреплении познавательного интереса учащихся к биологии значительное место (наряду с уроками) отводится внеклассным занятиям. На них учитель имеет широкие возможности учесть индивидуальные особенности учащихся, их интересы, наклонности, которые нередко перерастают в профессиональные интересы.
Перед учителями школ поставлена задача “оживить” внеклассную работу, обогатить ее новым содержанием, найти более рациональную методику проведения. В организации и проведении внеклассной работы по биологии возникает много трудностей. Они вызваны тем, что внеклассная работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, причем следует учитывать и местные условия, и индивидуальные возможности, и интересы учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
При правильной организации внеклассных занятий познавательный интерес учащихся к изучению биологических вопросов выступает движущей силой в поиске ответов на многие из них, и, что самое главное, такой поиск проводится осознанно. Учитель должен так продумать содержание и методику проведения внеклассных занятий, чтобы они максимально развивали познавательную деятельность учащихся.
Развитие интереса — это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи. Интересы могут различаться не только по характеру, но и по длительности, интенсивности, стойкости и направленности. Нередко интерес приобретает характер склонности.
К сожалению, в настоящее время в силу многих причин внеклассная работа по биологии в школах проводится эпизодически, бессистемно. При таком подходе она не может оказывать заметное воздействие на интересы, склонности учащихся, влиять на формирование их ценностных ориентаций. Пристальное внимание к внеклассной работе с детьми было замечательной традицией российской школы еще на заре становления естествознания как учебного предмета.
Данное пособие состоит из двух разделов. Раздел 1 включает общие положения методики организации внеклассных занятий по биологии, описание экскурсий в природу и особенности проведения исследовательской работы на пришкольном учебно-опытном участке. Раздел 2 посвящен методическим аспектам организации работы биологических кружков и проблемных групп, опытам и наблюдениям за растениями и животными в лабораторных и полевых условиях.