Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год
Наследственность и изменчивость. Селекция - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Часть 1
Выберите один правильный ответ.
1. Какой генотип у дальтоника:
1) XDY;
2) XDXd;
3) XdY;
4) ХDХD.
2. Соотношение расщепления 1:2:1 по фенотипу и генотипу во втором поколении возможно:
1) при сцеплении генов;
2) неполном доминировании;
3) конъюгации и кроссинговере;
4) совместном наследовании признаков.
3. Синдром Дауна является результатом мутации:
1) геномной;
2) цитоплазматической;
3) хромосомной;
4) рецессивной.
4. Сколько типов гамет образует организм с генотипом AaBeCCDd:
1) два;
2) четыре;
3) шесть;
4) восемь.
5. Какова вероятность рождения голубоглазого (а) светловолосого (в) ребенка от голубоглазого темноволосого (В) отца и кареглазой (А) светловолосой матери, если родители гетерозиготны по одному из признаков:
1) 25%;
2) 75%;
3) 12,5%;
4) 50%.
6. Многие генные мутации проявляются фенотипически через несколько поколении потому, что они:
1) доминантны;
2) рецессивны;
3) наследуются через ряд поколений;
4) сцеплены с полом.
7. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей:
1) аа х аа;
2) Аа х АА;
3) Аа х Аа;
4) АА х АА.
8. Мутационная изменчивость в отличие от модификационной:
1) имеет обратимый характер;
2) передается по наследству;
3) носит массовый характер;
4) не связана с изменениями хромосом.
9. Парные гены гомологичных хромосом называют:
1) сцепленными:
2) аллельными;
3) рецессивными;
4) доминантными.
10. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа:
1) пар гомологичных хромосом;
2) аллельных генов;
3) доминантных генов;
4) молекул ДНК в ядре клетки.
11. Чистая линия растений — это потомство:
1) гетерозисных форм;
2) одной самоопыляющейся особи;
3) межсортового гибрида;
4) двух гетерозиготных особей.
12. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:
1) скрещиваю! особи двух чистых линий,
2) скрещивают родителей с их потомками;
3) кратно увеличивают набор хромосом;
4) увеличивают число гомозиготных особей.
13. У растений, полученных путем вегетативного размножения:
1) повышается адаптация к новым условиям;
2) проявляется комбинативная изменчивость;
3) набор генов идентичен родительскому;
4) появляется много новых признаков.
14. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами — Аа х Аа:
1) единообразия,
2) расщепления;
3) сцепленного наследования;
4) независимого наследования.
15. Какие изменения фенотипа не передаются по наследству и возникают как приспособления организма к внешней среде:
1) мутационные;
2) комбинационные;
3) модификационные;
4) индивидуальные.
16. Норма реакции признака:
1) зависит от числа хромосом;
2) определяется интенсивностью обмена веществ;
3) зависит oт окружающей среды;
4) определяется рекомбинацией генов при кроссинговере.
17. Чем мутации отличаются от модификаций:
1) возникают одновременно у многих особей популяции;
2) всегда имеют адаптивный характер;
3) могут передаваться особям следующего поколения;
4) исчезают при прекращении действия вызвавшего их фактора.
18. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении:
1) аллельные;
2) доминантные;
3) рецессивные;
4) сцепленные?
19. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется:
1) все особи имеют гомозиготный генотип;
2) все особи имеют одинаковый набор хромосом;
3) все особи имеют доминантный аллель одного из родителей;
4) все особи живут в одинаковых условиях?
20. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия — рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины-альбиноса и гемофилика:
1) AaXHY или AAXHY;
2) АаХНХН или АА ХНХН;
3) aaXhY;
4) ааХhХh.
21. Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей будет АаВb (признаки наследуются независимо друг от друга):
1) 9:3:3:1;
2) 1:11:1;
3) 1:2:1;
4) 3:1?
22. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей:
1) АА х аа;
2) Аа х АА;
3) АА х АА;
4) Аа х аа?
23. Отдаленные гибриды, как правило, бесплодны, так как:
1) гаметы родительских форм не способны к оплодотворению;
2) во время гаметогенеза не происходит репликации ДНК;
3) родительские хромосомы не коньюгируют;
4) гаметы родителей различаются по размерам.
24. Промежуточный характер наследования проявляется:
1) при сцепленном наследовании;
2) неполном доминировании;
3) независимом наследовании;
4) полном доминировании.
25. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида — это проявление:
1) наследственности;
2) борьбы за существование;
3) индивидуального развития;
4) изменчивости.
26. Из яйцеклетки развивается девочка, если после оплодотворения в зиготе окажется хромосомный набор:
1) 44 аутосомы + XY;
2) 23 аутосомы + X;
3) 44 аутосомы + XX;
4) 23 аутосомы + Y.
27. Индивидуальный отбор в селекции в отличие от массового более эффективен, так как он проводится:
1) среди особей популяции;
2) под влиянием факторов окружающей среды;
3) среди потомства определенных особей;
4) по генотипу.
28. С помощью какого метода была изучена хромосомная болезнь человека — синдром Дауна:
1) близнецового;
2) генеалогического;
3) биохимического;
4) цитогенетического?
29. Какова вероятность рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкий рост доминирует нал высоким):
1) 0%
2) 25%;
3) 50%;
4) 75%?
30. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Эта изменчивость:
1) мутационная;
2) генотипическая;
3) комбинативная;
4) модификационная.
31. Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ:
1) ааВ,
2) ааВВ;
3) аВВ;
4) аВ?
32. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный — это формулировка закона:
1) единообразия первого поколения;
2) расщепления;
3) независимого распределения генов;
4) сцепленного наследования.
33. Какая изменчивость возникает у организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды:
1) комбинативная;
2) наследственная;
3) генотипическая;
4) модификационная?
34. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, дальтонизм — рецессивный ген. сцепленный е полом. Укажите генотип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой — дальтоник с голубыми глазами (кареглазость доминирует над голубоглазостью):
1) ААХDХD;
2) АаХDХd;
3) АаХdХd;
4) aaXDXd.
35. Какая отрасль биотехнологии занимается переносом рекомбинантных молекул ДНК в клетки животных и растений:
1) клеточная инженерия;
2) отдаленная гибридизация;
3) генная инженерия;
4) микробиологический синтез?
36. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации:
1) ген → иРНК → белок → признак;
2) признак → белок → иРНК → ген → ДНК;
3) иРНК ген → белок → признак → свойство;
4) ген → признак → иРНК → белок.
Часть 2
Задания 1—3: выберите три верных ответа из шести, запишите их в бланк в порядке возрастания
1. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений, касающихся цитологических основ законов Менделя, неправильны:
1) количественные соотношения гибридов с определенными составом аллелей не зависят от вероятности сочетания разных сортов гамет при оплодотворении;
2) аллельные гены, отвечающие за анализируемые при скрещиваниях признаки, находятся в разных парах гомологичных хромосом;
3) законы Менделя характерны для гаплоидных организмов;
4) несколько пар аллельных генов, отвечающих за анализируемые признаки, находятся в одной паре гомологичных хромосом;
5) во время мейоза гомологичные хромосомы и находящиеся в них аллельные гены попадают в разные гаметы;
6) законы Менделя характерны для диплоидных организмов.
2. Какие черты характеризуют мутации:
1) мутации как правило соответствуют изменениям среды;
2) соматические мутации могут длительно передаваться из поколения в поколение при половом размножении;
3) мутации могут быть вредными, полезными, нейтральными, доминантными и рецессивными;
4) мутации — это редкие, случайно возникшие стойкие изменения наследственного материала;
5) генеративные мутации не наследуются при половом размножении;
6) мутации ненаправлены — мутировать может любой локус?
3. Какие из перечисленных ниже утверждений, касающиеся искусственного отбора, неверны:
1) материал для отбора поставляет наследственная изменчивость;
2) отбор действует только на пользу популяции особей;
3) в результате отбора создаются новые породы и сорта;
4) отбираются любые жизненно важные признаки;
5) отбор происходит с момента появления жизни на Земле;
6) в результате отбора возникают организмы, отвечающие потребностям и целям человека.
При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.
4. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом
ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИИ |
ТИПЫ МУТАЦИЙ |
а) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК; б) увеличение числа хромосом кратное гаплоидному набору; в) изменение последовательности аминокислот в белке; г) поворот участка хромосомы на 180°; д) уменьшение числа хромосом в соматическом клетке; е) обмен участками негомологичных хромосом |
1) генные; 2) хромосомные; 3) геномные |
5. Соотнесите
ЛОКАЛИЗАЦИЯ АЛЛЕЛЕЙ |
НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗМА |
а) в гомологичных аутосомах находятся разные ал челн данного гена; б) в обоих Х-хромосомах женского организма находятся одинаковые аллели данного гена; в) аллель данного гена находится в Х-хромосоме мужского организма; г) в гомологичных аутосомах находятся одинаковые аллели данного гена; д) в обоих Х-хромосомах женского организма находятся разные аллели данного гена |
1) гомозигота; 2) гемизнгота; 3) гетерозигота |
6. Укажите для каждого метода генетики человека исследуемые им объекты и явления
ИССЛЕДУЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ и ЯВЛЕНИЯ |
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ |
а) кариотип человека; б) промежуточные продукты обмена веществ; в) вероятность проявления признака в потомстве; г) степень наследственной обусловленности признака; д) геномные и хромосомные мутации; е) анализ частоты генов и генотипов в популяциях; ж) тип наследования признака; з) последовательность нуклеотидов нуклеиновых кислот; и) последовательность аминокислот полипептидов |
1) близнецовый; 2) популяционный; 3) биохимический; 4) генеалогический; 5) цитогенетический |
При выполнении задании 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
7. Установитe последовательность проявления в фенотипе потомства рецессивной мутации:
а) слияние гамет;
б) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК;
в) реализация генотипа в онтогенезе;
г) изменение последовательности аминокислот полипептида;
д) изменение последовательности нуклеотидов иPHК;
е) формирование гомозиготы.
8. Назовите правильную последовательность процесса экспрессии генов:
а) трансляция иРНК в рибосомах;
б) белки определяют признаки клеток, формируя белковые структуры или управляя процессами обмена веществ в качестве ферментов;
в) транскрипция ДНК;
г) полипептиды образуют трехмерные структуры функционально активных белковых молекул.
Дайте развернутый ответ на задания 1—6.
1. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1. Какие цитологические механизмы обеспечивают независимое наследование анализируемых признаков.
2. Напишите генотипы родительских форм, при скрещивании которых получаются следующие виды расщеплений по фенотипу при полном доминировании:
а) при моногибридном типе скрещивания — 3:1, 1:1;
б) при дигибридном типе скрещивания — 9:3:3: 1, 1:1:1:1, 3:3:1:1.
3. По изображенной на рисунке родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы членов родословной.
4. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(A), III(B), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: I0, IА, IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III(гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы группы крови детей, вероятность наследования у детей II группы крови.
5. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 831 растение с пурпурным стеблем и красными плодами и 271 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Решите задачу. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
6. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая — геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Максимальный первичный 6алл составляет 69. Он соответствует максимальному вторичному баллу — 100.