Биология для поступающих в вузы
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ
Ботаника. Многообразие растительного мира. Систематика растений. Основные процессы жизнедеятельности растительных организмов. Клеточное строение растений. Взаимосвязь растений и внешних факторов (на примере растений луга, леса, водоема). Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений. Способы размножения растений. Цветковое растение и его органы. Оплодотворение у растений, образование плодов и семян. Значение плодов и семян в природе. Образование плодов и семян, приспособленность их к распространению в природе. Строение и функции корня. Виды корней. Типы корневых систем. Корнеплоды. Строение и функции цветков. Соцветия и их биологическое значение. Голосеменные: строение, размножение, значение в природе и народном хозяйстве. Покрытосеменные (цветковые): особенности строения и их жизнедеятельности. Многообразие цветковых растений. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица; их строение, биологическое и хозяйственное значение. Характеристика семейств розоцветные, сложноцветные, крестоцветные, бобовые, лилейные, злаковые; их хозяйственное значение.
Зоология. Многообразие животного мира. Систематика животных. Общая характеристика простейших, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие простейших: амебы, эвглены, споровики, инфузории. Медицинское значение простейших. Тип кишечнополостные. Тип плоские черви: особенности строения и жизнедеятельности, паразиты человека и животных, примеры жизненных циклов. Тип круглые черви: общая характеристика, медицинское значение, меры предупреждения от заражения. Многообразие насекомых. Их роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые - паразиты животных и человека, меры борьбы. Общая характеристика класса паукообразные. Особенности строения, питания, поведения и размножения пауков. Медицинское значение паукообразных. Общая характеристика типа хордовые, систематика хордовых. Особенности строения и жизнедеятельности ланцетника. Общая характеристика хрящевых и костных рыб. Хозяйственное значение рыб. Общая характеристика класса земноводные, особенности строения и передвижения в связи со средой обитания, размножение и развитие. Многообразие земноводных. Общая характеристика класса птицы, внешнее строение, скелет, мускулатура, особенности внутреннего строения, обмена веществ, связанные с полетом, усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, размножения, забота о потомстве. Размножение птиц. Общая характеристика класса млекопитающие, особенности строения, обмена веществ, поведения, размножения и развития, забота о потомстве. Отряд приматы, особенности строения и жизнедеятельности. Происхождение млекопитающих, первозвери, сумчатые.
Анатомия и физиология. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Мышцы, их функции. Сходство и отличия скелета человека и животных. Органы и системы органов человека. Витамины, их роль в обмене веществ. Гипо- и гиперавитаминозы. Строение и функции органов пищеварения человека. Зубы, профилактика болезней зубов человека. Женская половая система. Яичник. Яйцеклетка. Характеристика подросткового периода. Оплодотворение и внутриутробное развитие человека. Состав крови человека. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Свертывающая система крови. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов человека. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи человека со средой. Кора больших полушарий. Органы чувств человека, их значение. Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций человека. Регуляция процессов пищеварения у человека. Гигиенические условия нормального пищеварения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, электрошоке. Рефлексы у животных и человека. Состав, строение, свойства костей человека, рост костей. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Нервная и гуморальная регуляция у животных. Мышцы, их функции. Основные группы мышц человека. Анализаторы человека. Строение, функции, гигиена. Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Типы соединения костей человека. Органы кровообращения человека. Сердце и сосуды. Строение и работа сердца человека. Строение и функции основных тканей человека. Иммунитет. Роль И. И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Значение крови и кровообращения. Значение опорнодвигательного аппарата животных и человека. Большой и малый круги кровообращения у человека. Лимфоотток. Мужская половая система. Яичко. Сперматозоид. Гигиена органов дыхания. Инфекционные болезни человека, передающиеся через воздух и их профилактика. Сон и бодрствование, значение сна и его гигиена, сновидения. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Скелет человека. Основные типы костей. Инфекционные болезни, меры борьбы с ними, прививки. Виды мышечной ткани, особенности строения и функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Строение и функции головного мозга человека. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания человека. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Кровяное давление. Значение пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварительные ферменты и их значение. Группы крови человека. Переливание крови, донорство. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения человека. Безусловный и условный рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Органы мочевой системы человека, их функции, профилактика заболеваний. Значение нервной системы в регуляции согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Значение знаний о строении, жизнедеятельности человека для охраны его здоровья. Строение и функции сердца человека. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов человека. Строение и функции кожи человека. Гормоны и их роль в регуляции функций организма человека. Строение вегетативной нервной системы. Нервная и гуморальная регуляция дыхания человека. Роль половых желез в развитии организма человека. Половое созревание. Строение и функции спинного мозга. Центральная и периферическая нервная система. Рациональное питание, нормы питания, витамины, их роль в обмене веществ. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пластический обмен, его связь с энергетическим обменом. Энергетический обмен, его связь с пластическим обменом. Гигиена умственного труда. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Общая биология. Изменчивость и ее формы. Видообразование. Строение и функции цитоплазмы и ее основных органелл. Вид, его характеристика. Популяции, регулирование численности. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Древнейшие, древние ископаемые люди современного типа. Доказательства исторического развития животного мира. Ч. Дарвин о причинах эволюции организмов. Строение полисахаридов и их роль в клетке. Взаимосвязи в природном сообществе. Предмет и задачи генетики. Основные методы генетики. Значение природных сообществ в жизни человека. Влияние деятельности человека на природные сообщества и их охрана. Экологическая ниша. Среды жизни. Критерии вида. Понятие сорта растений и породы животных. Виды мутаций и их причины. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Движущие силы эволюции. Естественный и искусственный отбор. Возникновение и сохранение приспособлений. Характер приспособленности. Строение липидов и их роль в клетке. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Понятие биосферы. В. И. Вернадский о возникновении биосферы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество и его функции. Строение белков и их роль в клетке. Пластический обмен в клетке. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции клеточной мембраны. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Фенотип и генотип. Общая характеристика обмена веществ. Хромосомы: строение, функции, количество, число наборов. Понятие биогеоценоза. Цепи питания. Строение клеток. Основные процессы жизнедеятельности.
Предмет, задачи экологии. Экологические факторы. Взаимосвязи в природном сообществе. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Основные положения клеточной теории. Постэмбриональное развитие организмов. Действие алкоголя и никотина на развитие человека. Ароморфоз и идиодаптация. Биосинтез белков. Строение и функции митохондрий. Органеллы клетки, участвующие в пластическом обмене. Ген и его роль в биосинтезе белка. Репликация ДНК. Уровни организации живой природы. Микроэволюция. Мейоз, сущность и фазы. Значение природных сообществ в жизни человека. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их охрана. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Профилактика ВИЧ-инфекции. Фазы деления клетки. Хромосомная теория наследственности. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей. Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Основные экологические факторы среды, их влияние на растения и животные. Природные сообщества на примере леса, луга, водоема. Основные этапы развития органического мира. Код ДНК. Значение генетики для медицины. Формы естественного отбора. Фотопериодизм. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Значение биологии для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Сходство и отличия растений и животных. Возникновение жизни на Земле. Роль растений, грибов, животных, бактерий в природном сообществе. Движущие силы эволюции. Закон гомологических рядов, сформулированный Н. И. Вавиловым. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Строение и функции ядра клетки. Моно- и дигибридное скрещивания. Анализ потомства. Закономерности сцепленного наследования. Законы наследственности, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Биотехнология.
Приводим некоторые характерные ошибки, выписанные авторами из письменных работ по биологии абитуриентов некоторых вузов (сохранены орфография и пунктуация оригиналов).
Наука о биологии имеет большое значение в жизнедеятельности организма...
Где человек применяет природу. На этот вопрос мы ответим - везде.
Следствие эволюции простейшие формы выходили за пределы водной среды и образовывали группы, объединявшиеся по выполняемым функциям. Клетки образовывали части растения, объединялись и составляли сплошной организм. Заключительным эталоном развития растительного мира стала архейская эра.
Возможно, когда-то растения и животные гибли тысячами, пока не заметили, что изменение длины светового дня предупреждает смену сезона.
В зависимости от формы (бактерии) получили название кокки, вирусы, бациллы и т. д.
Растения являются изготовителями кислорода...
Растения питаются веществами, которые получают из почвы. Животные питаются по-разному.
Плоды и семена употребляют в пищу и животные и растения. Человек также употребляет плоды и семена. В этом и значение плодов и семян в жизни человека и природе. Различные семена поедают птицы и животные, человек из плодов изготовляет различные варенья, маринует плоды, а также употребляет в сыром виде. В этом главное значение плодов и семян.
Стебель злаков травянистый, не способен к удвоению, камбия нет.
При восхождении ученых на гору Эверест на высоте 8000 км были обнаружены горные птицы клушицы, на глубине 11000 км были обнаружены водные растения...
Биогеоценозы в природе встречаются повсеместно.
Амеба обыкновенная. Тип - простейшие, класс - животные.
У животных оплодотворение может быть: половым и бесполым. Различие в размножении: у растений: вегетативное, спорами, семенами. У животных размножение: почкованием, делением, живорождением, икрометанием и т. д. У растений оплодотворение происходит путем опыления.
Личинки аскарид попадают в кишечник, где вырабатываются до взрослых червей.
Молочные планарии стоят у истока всего типа плоских червей, берут свое начало от плаунообразных форм первых многоклеточных.
Основные отряды насекомых - это. чешуекрылые, двукрылые, перепончатокрылые, насекомоядные. Насекомоядный отряд подразделяется на класс. Например, класс паукообразные.
Все тело окуня состоит из чешуек.
Черепаха и морские змеи обычно питаются крабами. Ужи употребляют амфибий.
У птиц были перья, они видоизменились и превратились в конечности (ноги). У рыб были плавники. Основное направление эволюции - возникновение новых организмов и т. д.
У птиц строгая периодичность линьки - изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые.
Отряд грызуны и зайцеобразные: запасают пищу за щеками. Защищаются посредством зубов.
К отряду хищные относятся обитатели воды, воздуха и суши. Так, хищные воздуха живут в основном в горах, на высоких деревьях. Хищные суши живут в лесах, горах, пещерах, берлогах и т. п. Например: ястребы, акулы.
У млекопитающих, как и у человека (почти), например кошка: ей еще нет и года, а она уже окатенилась. Из этого можно сделать вывод, что у всех млекопитающих идет более быстрое развитие яйцеклетки и сперматозоидов.
Основные ткани организма человека: эпителиальная, кровяная.
.Кости ног соединяются коленной чашечкой и присоединяются к тазу. Кисть и предплечье руки соединены локтевым суставом.
Мышечная система работает под действием нервных клеток. А уж мышцы следят за деятельностью внутренних органов.
Статистическая нагрузка мышц.
В желудке огромную роль играет поджелудочная железа.
В процессе пищеварения у человека регулируется также как и в опыте Павлова с собакой. Работы Павлова послужили узнать о функции органов пищеварения.
Так, сокращение предсердий длится 1 сек., затем предсердия расслабляются и сокращаются желудочки - это длится 7 секунд. Затем наступает общая пауза длительностью 4 сек. Во время покоя, особенно до сна, эта пауза увеличивается.
Слизь (эпителия дыхательных путей) вместе с осевшими на них пылевыми частицами удаляется движениями ресниц.
Легкие наполняются воздухом и происходит обмен веществ. В результате тяжести диафрагма и грудная клетка принимают первоначальное положение.
Щитовидная железа производит йод, необходимый организму.
Все живые организмы живут в тесном контакте друг с другом. Осуществить этот контакт помогают чувствительные органы.
Сам же мозг имеет складчатый вид. Потому что покрыт мозговыми извилинами. Мозговые извилины показывают о состоянии ума человека - чем больше их, тем человек умнее. Средний объем головного мозга 400 - 600 см3.
Спинно-мозговой мозг находится в сросшихся между собой крестцов в позвоночнике. Серое вещество состоит из двигательных нейронов. Белое вещество состоит из чувствительных нейронов.
Переваренные вещества удаляются через мочевыделительную систему.
Половое созревание включает в себя определенные процессы: как в женском, так и в мужском организме. Менструация у девочек и полюции у мальчиков. В первом случае - временное кровотечение, во втором - временное семяизвержение. Эти явления циклические, могут вызвать «побочные эффекты» в зависимости от организма, например, сыпь на коже, резкие боли в животе, головокружение.
Внешнее половое созревание у мальчиков выражается в набухании полового члена и семенников, появлении волосяного покрова. В момент полового созревания происходят изменения не только в половых органах, а человек меняется полностью. Начинает формироваться скелет. Ребенок становится нервным.
Пути передачи заболевания могут быть через кровососущих (комаров, мух, мышей).
У человека имеется три пары ушей, расположенных симметрично.
Мембрана клетки состоит из трех слоев: внутриклеточного, внеклеточного, межклеточного.
Клеточная мембрана оборудует впячивания...
Большинство наследственных заболеваний несут потологическое влияние.
Организм называется гетерозиготным, в котором аллельные гены различны (один глаз карий другой голубой).
Вид - это совокупность популяций, сходных по признакам., способных в данных условиях скрещиваться.
Человек губит природу, а вместе с ней и себя. В результате природа останется, а человек погибнет.
После возникновения на Земле атмосферы и гидросферы в воде появились бактерии, ферменты и др. микроорганизмы.
Среда обитания в кайнозойскую эру отличались во многом от той среды, которая есть сейчас.
Раньше существовала гипотеза, что жизнь органического мира зарождается произвольно. Эту версию поддерживали многие ученые. Но в последующие годы Луи Пастер сказал, что все живое зарождается из живого. Так же существовала версия, что живые организмы были занесены с космоса со светом.