Приложение 3 - Приложения

Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год

Приложение 3 - Приложения

Уроки 3—4 (модульные). Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы и липиды

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство 110 усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебнотематической картой вы должны характеризовать молекулярный уровень живого как начальный; узнать, что такое “биополимеры”, “биомолекулы”, какова их роль в живом организме; выявить, какие химические элементы входят в состав клеток; изучить биологические функции воды.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1

Цель: познакомиться с общей характеристикой молекулярною уровня, с понятиями “биополимер”, “биомолекула”, их ролью в живом организме.

I. Выполнить следующие задания:

1. Из приведенного перечня выпишите цифры, обозначающие объекты, которые относятся к: А — молекулярному: Б — клеточному; В — популяционновидовому: Г — биоценотическому уровням организации жизни:

1. Клевер. 2. Гемоглобин. 3. Амеба обыкновенная. 4. Заяц-беляк. 5. Витамин С. 6. Болото. 7. Нейрон. 8. Эвглена зеленая. 9. Дубрава. 10. Дождевой червь. 11. Луг. 12. Бактерия.

Прочитайте текст учебника А.А. Каменского “Уровни организации живой природы”, с. 14; учебник И.Н. Пономаревой, §3, с. 10. Работайте индивидуально. Правильный ответ— 12 баллов.

2. Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический.

Правильный ответ — 1 балл.

II Выберите правильный ответ:

1. Молекула, образованная многократно повторяющимися фрагментами, имеющими более простое строение, называется:

а) мономер; б) полимер; в) пластомер; г) линомер.

См. учебник А.А. Каменского, §1.1, с. 16— 18; учебник И.Н. Пономаревой, §5, с. 18. За каждый правильный ответ теста — 1 балл.

2. Органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов, это:

а) биотоп;

б) биогенез;

в) биота;

г) биополимер.

3. Мономер — это:

а) низкомолекулярное вещество, из которого образуется полимер;

б) вещество, образуемое из полимера;

в) это группа распространенных в природе элементов;

4. Какой из указанных схематических полимеров является нерегулярным:

а) ББББББББББББ;

б) ОДОДОДОДОДО ДОДОДОД;

в) АБВАБВАБВАБВАБВАБВ;

г) АГВБГААБГВГГВВВАААГБ.

5. Свойства биополимеров не зависят от:

а) числа мономерных звеньев;

б) разнообразия сочетаний мономерных остатков;

в) разнообразия форм органических соединений.

6. Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемыми ими функциями в клетке: к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из левого. Выпишите полученный ответ в таблицу.

См. учебник А.А. Каменского, § 1.1., с. 17— IX.

Максимальное число баллов за задание 11—4 балла.

1. Основные структурные элементы клетки, регуляторы протекающих в них процессов.

2. Наследственный хранитель генетической информации.

3. Важнейший источник энергии для клетки:

А — белки;

Б — жиры;

В — углеводы;

Д — нуклеиновые кислоты


III. Обсудите результаты своей работы

Работайте вместе с классом.

IV. Оцените свою работу в баллах.

Максимальное количество баллов по УЭ-1 — 22 балла.

УЭ-2

Цель: выяснить, какие химические элементы входят в состав клеток живых организмов.


УЭ-3

I. Выполните задание:

1. Укажите, какие из перечисленных ниже химических элементов относятся к макроэлементам, а какие к микроэлементам.

Почему их так называют?

О; Сu; С; Н; Мn; N; Ni; S; Fе; Sе; Со; Са; Zn; J; К

Прочитайте текст учебника Ю.И. Полянского, §37, с. 145-146. Работайте индивидуально в тетради.

2. Вставьте в текст пропущенное слово:

“в органических соединениях важным элементом, который способен вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по составу, строению, длине и форме является ...”.

Работайте самостоятельно с текстом учебника А.А. Каменского, §1.1, с. 16, И.II Пономаревой, §5, с. 17.

Задание оценивается н 1 балл.

3. О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических элементов в телах живой и неживой природы?

См. учебник Ю.И. Полянского, §37, с. 146.

Работайте в парах, вывод запишите в тетради.

Правильный ответ — I балл.

III. Обсудите и оцените свои работы.

Работайте в группе. Максимальное число баллов по УЭ-2 — 18 баллов.

Цель: изучить биологические функции и значение воды для клетки.

I. Выполнить задание.

1. Перечислить биологические функции воды:

а) в)

б) г)

См. учебник Ю.И. Полянского §37, с. 146-147;

И.Н. Пономаревой, §5, с. 17. Правильный ответ - 4 балла.


2. Известно, что большинство клеток более чем на 60—80% состоят из воды. Какой вывод можно сделать из этого факта?

3. Вставьте в текст пропущенные слова: “По отношению к воде вещества делятся на ... и .... К ... веществам относятся многие соли, кислоты, щелочи, спирты, углеводы, некоторые белки и т.д. К ... соединениям относят жиры, клетчатку.

См. учебник Ю.И. Полянского, §37, с. 146-147. Работайте в паре. Ответ запишите в тетради. Правильный ответ оценивается I баллом.

II. Обсудите результаты своей работы.

Правильный ответ на задание № 3 оценивается 2 баллами.

III. Оцените свои работы.

Работайте вместе с классом

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Работайте в паре.

Максимальная оценка за работу по УЭ-3 - 7 баллов.

Номер учебного элемента

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и биологическими функциями углеводов и липидов.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-0

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями углеводов.

I. Выполните задания:

1. Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус). Углеводы: глюкоза, гликоин, фруктоза, крахмал, рибоза, дуоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза

См. учебник А.А. Каменского §1.2, с. 19—20; учебник И.Н. Пономаревой, §5, с. 19.

Работайте самостоятельно.

Правильный ответ-15 баллов

УЭ-4

2. В состав каких органических соединений входят рибоза и дезоксирибоза?

См. учебник А.А. Каменского, §1.6, с. 29; учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 21.

Работайте самостоятельно. Правильный ответ — 2 балла


3. Углеводы — важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:

а)

б)

в)

См. учебник А.А. Каменского, §1.2, с. 10—21; учебник И.Н. Пономаревой, §5, с. 19.

Работайте самостоятельно. Правильный ответ - 3 балла


II. Выполните тестовое задание:

1. В состав углеводов входят элементы:

а) С, Н. 14; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, 14, О.

2. Монолиром крахмала является:

а) аминокислота;

б) дезоксирибоза;

в) глюкоза; д) фруктоза.

3. В качестве запасного вещества животные накапливают:

а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.

4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит:

а) крахмал: б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.

5. Крахмал — продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:

а) клеток растений;

б) клеток животных; клеток грибов.

III. Проверьте и оцените свою работу.

Работайте вместе с классом. Максимальное количество баллов по УЭ-4 — 25 баллов.

УЭ-5

Цель: познакомиться с органическими соединениями — липидами, выясните их биологические функции.

I. Выполните задания:

1. Из перечисленных органических соединений выпишите вещества, которые входят в состав липидов: глюкоза, аминокислоты, глицерин, хитин, гликоген, высшие жирные кислоты, дезоксирибоза.

2. Перечислите основные биологические функции липидов:

а)

б)

в)

Г)

д.

См. учебник А.А. Каменского, §1.3, с. 21; учебник И.Н. Пономаревой, §5, с. 19.

Работайте индивидуально. Правильный ответ — 2 балла.


УЭ-6

II. Выполните тестовое задание:

1. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 грамма: а) жира; б) глюкозы;) белка; г) воды.

См. учебник А.А. Каменского §1.3, с. 22-23; учебник И.Н. Пономаревой, §5, с. 19.

Работайте в паре. Правильный ответ — 5 баллов.

2. Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры:

а) сохраняют воду в организме;

б) выделяют воду при окислении;

в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.

3. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды:

а) хорошо растворимые в воде;

б) нерастворимые в воде.

Работайте индивидуально. Каждый правильный ответ по тесту оценивается в 1 балл.

III. Проверьте и оцените свою работу.

I. Подведение итогов работы. 1. Прочитайте цели урока.

Максимальная оценка за работу по УЭ-5 — 10 баллов.

2. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

Самостоятельно

3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам

урока вы набрали:

от 70 до 82 баллов - оценка “5”;

от 60 до 70 баллов — оценка “4”;

от 50 до 60 баллов — оценка “3”;

менее 50 баллов — оценка “2”.

Работайте с классом.

3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам

урока вы набрали:

от 70 до 82 баллов - оценка “5”;

от 60 до 70 баллов — оценка “4”;

от 50 до 60 баллов — оценка “3”;

менее 50 баллов — оценка “2”.

II. Домашнее задание.

а) выполнили все на пять — освобождаетесь от домашнего задания;

б) испытывали затруднения, допускали ошибки, но выполнили все задания — §1.2, §1.3 учебника А.А. Каменского, термины §5 учебника И.Н. Пономаревой;

в) ошибались часто, работать было трудно - поработайте с учебно-тематической картой еще раз.

Творческие задания для желающих: подготовить сообщение: “Вода и жизнь клетки”

Ваша оценка:

Сдайте тетради на проверку учителю (и индивидуальном порядке).


Уроки 5—6 (модульные). Состав и строение белков. Функции белков

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебнотематической картой вы должны выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1

Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.

I. Выполните следующие задания:

1. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.

Прочитайте текст учебника А.А. Каменского, §1.4, с. 23—24; учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 20

2. Выполните формулу аминокислоты в общем виде. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала К?

См. учебник А.А. Каменского, §1.4, с. 23—24; учебник И.Н. Пономаревой, §38, с. 149.

3. Почему молекулы белка получили название “макромолекулы”?

См. учебник И.Н. Пономаревой, §38, с. 148; учебник А.А. Каменского, §1.4. с. 23.

4. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?

См. учебник Ю.И. Полянского, §38, с. 150. Работайте самостоятельно. Ответ на каждый вопрос №№ 1, 3 оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за вопросы №№ 2, 4 — 3 балла.

Итого - 8 баллов

5. Найдите и предложенном полипептиде пептидные (амидные) связи:

См. учебник А.А. Каменского §1.4. с. 24; учебник Ю.И. Полянского, §38, с. 151, рис. 71.

Работайте индивидуально, в тетради нужную связь обведите цветным карандашом.

Правильный ответ — 2 балла.

II. Оцените работу партнера.

Работайте в паре, поменяйтесь тетрадями с партнером. Максимальное число баллов поУЭ-1 - 10 баллов.


Цель: изучить структурную организацию белковой молекулы и ее свойства.

1. Выполните следующие задания:

1. Вставьте пропущенные слова:

“Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ... структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО— и —N4— группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали — это ... структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная “упаковка” полипептида - ... структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы — .... который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс”.

Прочитайте текст учебника А.А. Каменского, §1.4, с. 25—26: учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 20. Правильный ответ — 4 балла.


4. На рисунках схематично изображены структуры белковой молекулы. Определите, какой цифрой обозначена каждая структура, запишите их названия:

1.

2.

3.

4.

Работайте самостоятельно. См. учебник А.А. Каменского, §1.4, с. 25, рис. 6; учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 21, рис. 7. Правильный ответ — 4 балла.


3. Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции? Схематично зарисуйте в тетради структуру белковой молекулы в активном состоянии и после денатурации.

См. учебник А.А. Каменского, §1.4, с. 26, рис. 8; учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 20, мелкий шрифт.

Правильный ответ — 2 балла.


II. Обсудите результаты работы.

Работайте в паре.

III. Поменяйтесь тетрадями с партнером по парте и оцените работу друг друга.

Максимальное количество баллов по УЭ-2 — 10 баллов.

УЭ-3

Цель: изучить биологические функции белков.

Работайте индивидуально. Прочитайте текст учебника А.А. Каменского §1.5, с. 27—29; учебник И.Н. Пономаревой. §6, с. 20-21; дополнительный материал: учебник Ю.И. Полянского, §39, с. 154-155. Правильный ответ - 14 баллов.

I. Выполните следующие задания:

1. Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, характерные для различных типов белковых молекул, заполнив таблицу:


2. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Что они собой представляют? Какова их роль в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

Прочитайте текст учебника А.А. Каменского,

§1.8., с. 35-37; учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 20-21; дополнительный материал: учебник Ю.И. Полянского, §39, с. 154— 155.


3. Используя рисунок, объясните механизм взаимодействия фермента и субстрата.

Максимальное количество баллов за правильные ответы — 6.

II. Выполните лабораторную работу “Расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля”. Цель: доказать ферментательный характер реакций обмена веществ; показать, что ферментативная активность присуща лишь живым клеткам.

Ход работы

1. Натрите на терке 2 г картофеля, добавьте 50 мл воды, разлейте отжатый сок в две пробирки.

2. Одну пробирку с отжатым соком прокипятите.

3. Добавьте в обе пробирки (контрольную и опытную) по 2 мл 8%-ного раствора пероксида водорода.

4. Объясните причины выделения пузырьков газа. Почему отсутствует выделение пузырьков в пробирке с прокипяченным соком?

5. Сделайте вывод, опираясь на вопросы задания № 2 учебно-тематической карты УЭ-3.

6. Результаты опыта занесите в таблицу;

Работайте в паре.

Следуйте указаниям инструкции.

Оцените свою работу у учителя.

III. Выясните, от каких факторов зависит скорость ферментативных реакций:

а)

б)

в)

г)

См. учебник А.А. Каменского, §18, с. 37; учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 20; дополнительный материал: учебник Ю.И. Полянского, §39, с. 154. Работайте в паре. Правильный ответ — 4 балла.

IV. Обсудите результаты своей работы, оцените их.

Работайте вместе с классом. Максимальное количество баллов по УЭ-3 — 24 балла.

2. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

Вместе с классом.

3. Оцените свою работу на уроке.

Если по итогам урока вы набрали: 40—44 баллов, то получаете оценку “5”; 35—40 баллов - оценку “4”;

30-36 баллов — оценку “3”; менее 30 баллов - оценку “2”.

Ваша оценка

Сдайте тетради на проверку учителю (по индиви- дуальному графику)

II. Домашнее задание.

1. Если за работу на уроке получили оценку “5”, получите творческое задание.

2. Если при работе вы испытывали затруднения, но все задания выполнили, прочитайте §§1.4, 1.5, 1.8 учебника А.А. Каменского, проработайте над терминами, указанными в конце параграфов; учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 20—21.

3. Если вы испытывали серьезные затруднения, допускали много ошибок, не справились со всеми заданиями, поработайте еще раз с учебнотематической картой.


Творческие домашние задания:

1. Решите задачу:

Имеются три вида аминокислот — А, В, С. Сколько вариантов полипептидных цепей, состоящих из пяти аминокислот, можно построит из них? Укажите эти варианты. Будут ли эти полипептиды обладать одинаковыми свойствами и структурами? Почему?


2. Подготовьте рефераты по теме “Эликсиры жизни”, “Многообразие белков и их функции”.

3. Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую уровни организации белка.


Уроки 7—8 (модульные). Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие соединения клетки

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель занятия: познакомиться с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1

Цель: выяснить особенности строения ДНК.

1. Выполните следующие задания:

1. Вставьте пропущенные слова:

Сложные углеводы, белки, ... относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот — ... и ...

Работайте самостоятельно в рабочей тетради.

См.: учебник А.А. Каменского, §1.6, с. 29; учебник

2. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Аналогичная связь существует между третьим и одним из приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

Белок: полипептид = нуклеиновые кислоты:

1) полисахарид;

2) полиамид;

3) полинуклеотид;

4) поливинилхлорид

И.Н. Пономаревой §6, с. 21—22. Правильный ответ за задание № 1 - 3 балла, за задание №2-1 балл.

3. Рассмотрите рисунок. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК (А, 1 — 3). Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК И РНК? В тетради выпишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК (рис. Б, 1-4).

Работайте с партнером по парте. См.: учебник А.А. Каменского, §1.6, с. 29-31, рис. 9, К), 11; учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 21-23, рис. 8.


Максимальное число баллов за задание № 3—8 баллов.

4. Молекулы ДНК состоят из 4 типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?

См. текст учебника А.А. Каменского, §1.6, с. 29-31; учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 22.

Правильный ответ - 1 балл.

5. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплиментарное™. Используя этот принцип, на предложенной одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь: А-А-Т—Г—Ц-Ц- Т-Г-А

См.: учебник А.А. Каменского, §1.6, с. 30, рис. 11, с. 31; учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 23, рис. 8(6), с.22. Правильный ответ — 3 балла.

6. Что представляет собой вторичная структура ДНК? Какие связи ее поддерживают?

См.: учебник А.А. Каменского, §1.6, с. 30; учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 22, рис. 8(в).

Правильный ответ — 2 бдтла.

II. Выполните тестовое задание.

1. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

1) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;

2) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;

3) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин.

2. Мономерами нуклеиновых кислот является:

1) аминокислоты; 2) глюкоза; 3) глицерин и высшие жирные кислоты; 4) нуклеотиды

3. Вторичная структура ДНК поддерживается за счет водородных связей между:

1) соседними нуклеотидами; 2) комплиментарными основаниями в двух цепях; 3) остатками фосфорной кислоты в остове цепей.

4. В клетке ДНК содержится в:

1) ядре и митохондриях;

2) только в ядре; 3) в ядре и цитоплазме.

5. Какова функция ДНК в клетке:

1) хранение и передача наследственных свойств;

2) перенос аминокислот на рибосомы;

3) ускорение химических реакций.

Правильные ответы: 1—3, 2—4, 3—2, 4—1,5—1.

Работайте индивидуально.

За каждый правильный ответ теста - 1 балл.

Итого — 5 баллов.

III. Обсудите результаты работы.

IV. Оцените работу своего партнера.

Работайте в паре. Максимальное количество баллов по УЭ-1 — 21 балл.

УЭ-2

Цель: ознакомиться с особенностями строения рибонуклеиновых кислот (РНК), их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

1. Выполните следующие задания:

1. Рассмотрите рисунок. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотидов РНК (А, 1—3); Какие типы нуклеотидов встречаются в молекулах РНК (Б, 1-4)

Работайте индивидуально.

См.: учебник А.А. Каменского, §1.6, с. 31—32; учебник И.Н. Пономаревой §6, с. 23. Правильный ответ оценивается в 7 баллов.

2.Заполните таблицу.

Работайте в паре. См. текст учебника А.А. Каменского, §1.6, с. 32; текст учебника И.Н. Пономаревой, §6, с. 23. Правильный ответ - 6 баллов.

3. Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК, заполнив таблицу.

Работайте в группе.

См.: учебник А.А. Каменского, §1.6, с. 29-32; учебник И.Н. Пономаревой, §6, с. 21-23. Максимальное число баллов - 10 баллов.

II. Обсудите и оцените свою работу.

Работайте в группе.

Максимальное количество баллов за УЭ-2 - 23 балла.

Цель: выделить особенности строения АТФ и ознакомиться с ее функциями.

I. Выполните следующие задания:

1. Обозначьте на рисунке составные части молекулы АТФ, подпишите их.

Работайте индивидуально.

См. текст учебника А.А. Каменского, §1.7, с. 33-34, рис. 12, с. 33; текст учебника И.Н. Пономаревой, §9, с. 31-32, рис. 13, с.31.

Правильный ответ - 3 балла.

УЭ-3

2. Чем отличается АТФ от обычных нуклеотидов?

См.: учебник А.А. Каменского, §1.7, с. 33; уч. И.Н. Пономаревой, §9, с.31.

Правильный ответ - 2 балла.

3. Молекула АТФ содержит богатые опершей связи? Как называются эти связи? Какое количество энергии освобождается при разрыве одной или двух таких связей в молекуле АТФ?

Работайте индивидуально.

См.: учебник А.А. Каменского, §1.7, с. 33-34; учебник И.Н. Пономаревой, §9, с. 31-32. Правильный ответ - 3 балла.

4. Какую функцию выполняет АТФ в клетке?

См.: учебник А.А. Каменского. §1.7, с. 34; учебник И.Н. Пономаревой, §9, с.31. Правильный ответ — 2 балла.

I. Обсудите результаты работы.

Работайте с классом.

II. Оцените свою работу.

Максимальное число баллов по УЭ-3 — 10 баллов.

Цель: ознакомиться с другими органическими соединениями клетки I. Выполните следующие задания:

I. Закончите фразы.

а) К числу конечных продуктов биосинтеза относятся ... , из которых в клетках синтезируются белки; б) большинство веществ клетки расщепляются под действием биологических катализаторов ... ; в) К адениловому нуклеотиду присоединяются ... ; г) Ионный баланс, половое созревание, различные физиологические состояния регулируют биологически активные вещества, вырабатывающиеся железами внутренней секреции, ... ; е) Вещества, которые организм сам не синтезирует, но являющиеся необходимыми для нормальной жизнедеятельности, называются ... ; ж) Недостаток витаминов является причиной ... .

Работайте индивидуально.

См.: текст учебника Д.К. Беляева, §5, с. 24-26. Правильный ответ - 7 баллов.

УЭ-4

II. Заполните схему:

См.: учебник А.А. Каменского, §1.7, с. 34.

Дополнительная литература: Д.К. Беляев, Общая биология 10-11, §5, с. 26.

Правильный ответ — 2 балла.

III. Отпетые на вопросы.

Какова роль витаминов в организме? Почему некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов? В каком центре фермента работают витамины?

См.: учебник А.А. Каменского, §1.7, с. 34-35, §1.8, с. 34-37, учебник Д.К. Беляева “Общая биология”, §5, с. 26. Правильный ответ - 3 балла.

IV. Обсудите результаты работы.

Вместе с классом.

V. Оцените свою работу.

Максимальное количество баллов по УЭ-4 - 12 баллов.

УЕ-5

1. Подведение итогов урока. I. Прочитайте цель урока.

Индивидуально.

2. Достигли ли Вы поставленной цели? В какой степени?


3. Оцените свою работу.

Если Вы набрали итоговое количество баллов

58-66 баллов, то Ваша оценка — “5”;

если 50-58 баллов, оценка - “4”;

если 50-50 баллов, оценка — “3”;

если менее 35 баллов, оценка - “2”.

Ваша оценка. Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке).

II. Домашнее задание:

Если вы получили оценку “5” - освобождаетесь от задания или получите творческое задание (по желанию).

Если вы получили оценку “4” — повторите материал учебника А.А. Каменского, §1.6, 1.7. поработайте с терминами, приведенными в конце параграфов.

Учебник И.Н. Пономаревой, §6, стр. 21—24, выполните задания 2* и 3*.

Ваша оценка. Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке).

Творческие задания:

Темы для сообщений:

Нуклеиновые кислоты и возраст.

Нуклеиновые кислоты и наследственные заболевания.

Нуклеиновые кислоты и инфекционные заболевания.

Нуклеиновые кислоты и народное хозяйство.

Возможный источник информации:

Шорстнев М.П., Комаров О.С. Химия и биология нуклеиновых кислот: Кн. для учащихся 10— 11 кп. сред. шк. — М.: Просвещение, 1990. -160 с.

Уроки 14—15 (модульные). Одномембранные и немембранные организмы клетки

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебнотематической картой вы должны характеризовать молекулярный уровень живого как начальный; узнать, что такое “биополимеры”, “биомолекулы”, какова их роль в живом организме; выявить, какие химические элементы входят в состав клеток; изучить биологические функции воды.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1

Цель: познакомиться со строением и функциями единой вакуолярной системы клетки — одномембранными органиллами.


1. Ответьте на поставленные вопросы:

1. Какие органеллы клетки относятся к одномембранным структурам?

1- ?

2- ?

3- ?

4- ?

См. Приложение № 1. Работайте индивидуально, в тетради.

Правильный ответ — 4 балла


2. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нем?

Что располагается на поверхности указанной органеллы? Каковы ее функции?

1- ?

2- ?

3- ?

4- ?

См. учебник А.А, Каменского, §2.4, с. 49-50; учебник И.Н. Пономаревой, §8, с. 28. Правильный ответ - 6 баллов.


3. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нем? Каковы ее функции?

См. учебник А.А, Каменского, §2.4, с. 51; учебник И.Н. Пономаревой, §7, с. 28. Дополнительная литература: учебник Ю.И. Полянского, §34, рис. 32, с. 137-138. Правильный ответ — 2 балла.


4. Установите соответствие между строением и функциями ЭПС и АГ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выпишите полученный ответ в таблицу.

См. учебник А.А, Каменского, §2.4, с. 49—50; учебник И.Н. Пономаревой, §7, с. 28. Правильный ответ — 6 баллов. Проверьте работу в парах.

Строение и функции органелл

Органеллы

1) состоит из группы полостей с пузырьками на концах

А) ЭПС

2) состоит из системы связанных между собой канальцев

Б) АГ

3) участвует в биосинтезе белка


4) участвует в образовании лизосом


5) участвует в образовании клеточной мембраны


6) осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки



1

2

3

4

5

6

Б

А

А

Б

Б

А

5. Какая органелла является самой мелкой из одномембранных компонентов клетки? Укажите их функции.

См.: учебник А.А. Каменского, §2.5, с. 52—53; учебник И.Н. Пономаревой, §7, с. 28-29. Дополнительная литература: Приложение А. Работайте в парах. Правильный ответ за 5-6 вопросы - 4 балла.

6. Каково значение вакуолей, характерных для растительных клеток?

1)

2)

II. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.

III. Оцените свою работу.

Максимальное число баллов за работу по УЭ-1 — 22 балла.

УЭ-2

Цель: познакомиться с немембранными органеллами клетки - клеточным центром, рибосомами, цитоскелетом, а также органоидами движения и клеточными включениями.



I. Вставьте в текст заданий 1—4 пропущенные слова:

1. “В цитоплазме живых клеток имеется опорнодвигательная система (внутренний скелет клетки), которую называют....”

Работайте в парах.

См. учебник А.А. Каменского, §2.6, с. 56; учебник И.Н. Пономаревой, §8, с. 29. Правильный ответ — 1 балл.


2. “Цитоскелет состоит из .... полых цилиндрических структур, образованных белковыми молекулами.”

Правильный ответ — 1 балл.


3. Микротрубочки служат для: 1)

2)

Правильный ответ — 2 балла.


4. Из микротрубочек состоят:

а)

б)

в)

Правильный ответ — 3 балла.


И. Ответьте на вопросы:

1. Какая органелла изображена на рисунке? Каковые ее функции? Назовите части органеллы, указанные цифрами 1—2.

Текст учебника А.А. Каменского, §2.6, с. 56; учебник И.Н. Пономаревой, §8, с. 29. Дополнительная литература: учебник Ю.И. Полянского, §34, с. 139, рис. 64, с. 137. Правильный ответ — 4 балла.


2. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем представлена? Из каких органических веществ построено ее тело? Где в клетке встречается эта органелла? С какими клеточными структурами связана ее деятельность? Каковы ее функции?

См. учебник А.А. Каменского, §2.4, с. 50. Рис. 22-23; учебник И.Н. Пономаревой, §8, с. 29.

Правильный ответ - 5 баллов.


III. Вставьте в текст пропущенные слова:

“Помимо постоянных органелл в клетках могут быть клеточные включения, представляющие собой временные образования. Основное место их локализации ... Они могут быть представлены .... ... в виде капель, гранул или зерен различной величины”.

См.: учебник А.А. Каменского, §2.6, с. 57—58. Дополнительная литература: учебник Ю.И. Полянского, §34, с. 139. Правильный ответ — 4 балла.


IV. Обсудите результаты работы.

Работайте вместе с классом.

V. Оцените свою работу.

Максимальное количество баллов по УЭ-2 — 20 баллов.

УЭ-3

I. Подведение итогов урока: 1. Прочитайте цель урока.

Индивидуально.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Работайте вместе с классом.

3. Оцените свою работу на уроке:

если по итогам урока вы набрали 37—42 балла, то

получаете оценку “5”;

30—37 баллов — оценку “4”;

23—30 баллов оценку “3”; менее 23 баллов - оценку “2”.

Ваша оценка за урок

Сдайте тетради на проверку в индивидуальном порядке.

II. Домашнее задание.

Если вы получили оценку “5” — получите творческое задание.

Если испытывали затруднения, допускали ошибки, но выполнили все задания, повторите §2.4; 2.5 (“Лизосомы”); §2.6 учебника А.А. Каменского, вопросы в конце параграфов; §8 учебника И.Н. Пономаревой, с. 28-30.

Творческие задания:

1. Биологическая задача № 1

Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, гипофиз, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой данной органеллой. Биологическая задача № 2

Все организмы и части клетки взаимосвязаны. В чем проявляются взаимосвязи следующих структур: ЭПС — рибосомы — лизосомы; рибосомы — лизосомы - цитоплазма; ЭПС - АГ — лизосомы.

2. Клеточный центр считают загадочным компонентом клетки. В чем необычность этой органеллы? Подготовьте сообщения по этой теме.

3. Подготовьте сообщение “Клеточные включения и проблемы медицины”.










Приложение А

Единую вакулярную систему клетки, отдельные элементы которой могут переходить друг в друга при перестройке и изменении функции мембран, образуют - эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоли.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) — это система соединенных между собой канальцев и полостей различной формы и величины. Их стенки представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органеллами клетки.

Так называемая шероховатая ЭПС выглядит как система плоских слоев, наружная сторона которых покрыта рибосомами.

Рибосомы — это немембранные органеллы, на которых осуществляетя синтез белков. Белки, синтезируясь на связанных с ЭПС рибосомах, проходят через мембрану внутрь полостей и по каналам ЭПС транспортируются к различным клеточным органеллам. Часть ЭПС, не содержащая прикрепленных рибосом, называется гладкой эндоплазматической сетью. В мембранах гладкой ЭПС находятся ферменты синтеза и расщепления углеводов и липидов. Таким образом, ЭПС представляет собой структурно-функциональную систему, осуществляющую обмен и перемещение веществ внутри клетки.

Часть образуемых в клетке белков, углеводов и липидов по каналам ЭПС поступают в специализированную органеллу, называемую аппаратом Гольджи (АГ). АГ состоит из окруженных мембранами полостей, уложенных в стопку, в которых происходит сортировка и упаковка поступивших макромолекул. Вещества, необходимые клетке для внутреннего потребления, накапливаются в мелких мембранных пузырьках (50 нам), отпочковывающихся от полостей АГ, и разносятся по цитоплазме. Вещества, произведенные клеткой “на экспорт”, получают в АГ “удостоверение” в виде присоединенных к ним полисахаридов и в таком виде выводятся из клетки. Еще одна функция АГ — участие в образовании лизосом, самых мелких из мембранных органелл клетки. Они представляют собой пузырьки диаметром 0,5 мкм, содержащие ферменты, способные расщеплять белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Лизосомы участвуют в расщеплении “старых” частей клетки, целых клеток и отдельных органов. В лизосомах существуют системы защиты их от самопереваривания.

При фагоцитозе лизосомы сливаются с мембранной фигоцитарного пузырька, и ферменты переваривают поступившую в клетку пищу.

Пиноцитарные пузырьки доставляют капли жидкости к вакуолям — мембранным органеллам, которые являются резервуарами воды и растворенных в ней соединений. В растительных клетках на долю вакуолей приходится до 90% объема. Они поддерживают тургорное давление и поставляют молекулы воды, необходимых для фотосинтеза. Животные клетки имеют временные вакуоли, занимающие не более 5% их объема.

Уроки 16-17 (модульные). Двумембранные органеллы клетки. Клеточные разновидности

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и функционирования двумембранных органелл клетки — митохондриями и пластидами, ядром

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями полуавтономных органелл клетки.

I. Выполните задания.

1. А. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем изображена.

Б. В соответствии с указанными цифрами запишите названия компонентов орга- неллы:

1-?

2-?

3-?

4-?

5-?

В. Какие функции выполняет эта органелла в клетке?

См.: учебник А.А. Каменского, §2.5, с. 53-54, учебник И.Н. Пономаревой, §8, с. 29, рис. 9, с. 24. Максимальное количество баллов за правильный ответ - 7 баллов.

2. А. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла на нем изображена?

Б. В соответствии с указанными цифрами запишите названия компонентов орга- неллы:

1-?

2-?

3-?

4-?

5-?

6-?

В. На какие группы делятся пластиды:

1-?

2-?

3-?

См.: учебник А.А. Каменского, §2.5, с. 54-55, рис. 27, учебник И.Н. Пономаревой, §8, с. 29, рис. 9, с. 24, §11, рис. 16, с.36. Работайте индивидуально в тетради.

Правильный ответ за задание №2 А - 1 балл, 2Б - 4 балла, 2В - 3 балла.

3. Установите соответствие между группами пластид и выполняемыми ими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую во втором столбце.

Выпишите полученный ответ в таблицу.

1) фотосинтез;

2) накопление запасного крахмала;

3) окраска лепестков, плодов и осенних листьев.

А — хромопласты Б — хлоропласты В - лейкопласты

Правильный ответ - 3 балла.

4. Выполните тестовое задание:

4.1. Компонентами клеток каких организмов являются пластиды (грибов; бактерий; растений; животных)?

4.2. Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуав- тономными органеллами (имеют собственную ДНК; внутренняя среда отграничена мембраной; характерны для эукариотических клеток).

4.3. Какой признак не является общим для пластид и митохондрий (двойная мембрана, наличие собственной ДНК и рибосом; способность к делению; характерны как для клеток растений, так и животных).

См.: учебник А.А. Каменского, §2.5, с. 53-55, учебник И.Н. Пономаревой, §8, с. 29.

За каждый правильный ответ — 1 балл.

II. Обсудите результаты работы.

Работайте в парах.

111. Оцените свою работу.

Работайте и иди видуал ьно. Максимальная оценка за работу по УЭ-1 — 21 балл.

УЭ-2

Цель: познакомиться с самой крупной ор- гансллой эукаритической клетки — ядром и сто содержимым.

I. Выполните задания.

1. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки изображена на нем? Какие структуры ядра обозначены цифрами 1—6?

1- ?

2- ?

3- ?

4- ?

5- ?

6- ?

Для ответа используйте следующие понятия: ядерная мембрана наружная, внутренняя ядерная мембрана, кариоплазма (ядерный сок), хроматин, ядерные поры.

См.: учебник А.А. Каменского, §2.3. с. 46-47, рис. 20 с. 47, И.Н. Пономаревой, §7, с. 25, рис. 25, рис. 9, с. 24.

Работайте индивидуально. Правильный ответ оценивается 7 баллами.


2. Что представляет собой ядрышко? Каковы его функции?

См.: учебник А.А. Каменского, §2.3, с. 48-49, И.Н. Пономаревой, §7, с. 25. Правильный ответ - 2 балла.


3. Что представляет собой хромосома и чем она отличается от хроматина? Из каких веществ построена хромосома? В каком случае используется термин “хроматин”, а в каком — “хромосома”?

См.: учебник А.А. Каменского, §2.3, с. 46—47, учебник И.Н. Пономаревой, §14,с.51.

Правильный ответ - 4 бал- ла.


4. В какой части клетки располагаются хромосомы?


5. Какие клетки называются соматическими? Какой набор хромосом в соматических клетках? Как его обозначают?

См.: учебник А.А. Каменского, §2.3, с. 47—48, учебник И.Н. Пономаревой,


6. Какой набор хромосом в половых клетках?

§15, с. 52.

Правильный ответ за задания 5-7 оценивается 9 баллами.


7. Заполните таблицу:

Число хромосом в соматических и половых клетках





II. Обсудите результаты своей работы

Работайте вместе с классом.


III. Оцените свою работу.

Максимальное количество баллов за работу по УЭ-2 — 22 балла.


Цель: ознакомиться с особенностями строения прокариотической клетки, сравнить клетки прокариот и эукариот.



1. Выполните задания:

I. Среди животных организмов различают прокариоты и эукариоты? В чем их главное отличие?

См.: учебник А.А. Каменского, §2.3, с. 46, учебник И.Н. Пономаревой, §7, с. 26.

Правильный ответ — 1 балла.


2. Сравните особенности строения клеток прокариот и эукариот. Для этого заполните таблицу, обозначив в ней знаком “+” органеллы, которые имеются в клетках этих организмов.

Работайте в паре.

См.: учебник А.А. Каменского, §2.7, с. 58—60, учебник И.Н. Пономаревой, §14, с. 48, ст. “Деление клеток у прокариот”, до- полн. материал И.Н. Пономаревой, §36, с. 142. Правильный ответ оценивается 8 баллами.

УЭ-3

Строение клеток прокариот и эускариот

3. Заполните схему, используя приведенные ниже слова:

Слова для справок: эукариоты, прокариоты, вирусы, бактерии, цианобактерии, вирусы растения, животные, грибы.

II. Обсудите результаты своей работы.

Правильный ответ — 9 баллов.

III. Оцените свою работу.

Работайте в группе. Максимальное количество баллов по УЭ-3 — 18 баллов.

УЭ-4

Цель: выявить отличительные особенности растительной и животной клетки.

I. Выполните лабораторную работу “Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом”.

II. Сделайте вывод:

О чем свидетельствует сходство и различие в строении прокариот и эукариот?

Работайте в парах по инструкции, приведенной в Лабораторной работе № 2. Оцените свою работу у учителя.

УЭ-5

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цели урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке:

если вы набрали итоговое количество баллов от 53 до 61, то ваша оценка — “5”; если 42—52, то оценка — “4”; если 31—41, то оценка — “3”; менее 30 баллов — оценка “2”.

4. Определите домашнее задание:

если вы получили оценку “5” — освобождаетесь от домашнего задания или получите творческое задание; если испытывали затруднения, допускали ошибки — прочитайте текст учебника А.А. Каменского §2.3, 2.5, с. 53-55, 2.7, поработайте с терминами и вопросами, приведенными в конце параграфов или поработайте еще по учебно-тематической карте.

Индивидуально.

Ваша оценка

Сдайте тетради на проверку.

Творческие задания:

Биологические задачи:

1. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени — 18,4%, в поджелудочной железе — 7.9%, в сердце — 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.

2. В растительных клетках встречаются 3 вида пластид. Назовите эти пластиды. Расшифруйте схему, изображающую взаимный переход одних видов пластид в другие: 11 вид - I вид - 111 вид.


Уроки 64—65 (модульные). Развитие жизни на Земле. Модуль I. “Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее”

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен запомнить основные этапы развития жизни на Земле, последовательность периодов развития органического мира; изучить основные гипотезы возникновения эукариотической клетки; усвоить основные ароморфозы живых организмов в архее; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в архейскую эру.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ- 1

Цель: ознакомиться с основными этапами развития жизни на Земле.

I. Выполните задание.

1. Вставьте в текст пропущенные слова: В развитии органического мира можно выделить несколько этапов: эволюция неживой природы вплоть до появления биополимеров; ... — до появления протобионотов (протоклеток); ... — эволюция жизни на Земле, которая привела к многообразию органического мира.

2. Ответьте на вопросы: Какие организмы, по мнению многих ученых, являются первыми? Как питался и получал энергию первый живой организм? Какие изменения под действием естественного отбора претерпевали пробионты? Какую роль в эволюции органического мира сыграло появление фотосинтезирующих организмов?

II. Выполните тест.

1. Первые организмы возникли в (почве; воздухе; воде).

2. Какой способ питания был у первых живых организмов? (Гетеротрофный, автотрофный, миксотрофный.)

3. Какие организмы были первыми автотрофами? (Гетеротрофы, хемотрофы, фотогрофы.)

4. Какой способ питания появился в процессе эволюции у хемотрофных и фоготрофных организмов? (Автотрофный, гетеротрофный.)

5. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих бактерий? (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)

6. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле (доклеточных форм жизни — вирусов; клеточных форм жизни; биополимеров; фазовообособленных систем).

7. Какая из реакций обмена веществ была общей для всех первых организмов? (Анаэробный гликолиз; реакция фотосинтеза; окислительное фосфорилирование.)

Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу.

Прочитайте текст учебника А.А. Каменского § 8.4. с. 2.38— 239. Работайте индивидуально. Правильный ответ — 3 балла

Текст учебника А.А. Каменского § 8.4. с. 240- 241. Работайте в парах.

Правильный

ответ - 6 баллов.

Работайте индивидуально. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка по УЭ—1 16 баллов.

УЭ-2

Цель: познакомиться с основными гипотезами возникновения эукариотической клетки.

1. Ответьте на вопросы:

1. Какие гипотезы происхождения эукариотическиой клетки вам известны?

2. Какие доводы свидетельствуют в пользу гипотезы симбиотического происхождения эукариотической клетки? 1); 2);3).

3. На какие группы можно поделить все живые организмы, сравнивая последовательность нуклеотидов в рибосомных РНК?

4. Почему была выдвинута гипотеза, что предком прокариотических и эукариотических клеток мог быть прогенот?

И. Рассмотрите рисунок.

1. Какие типы клеток обозначены цифрами 1, 2, 3, 4, 5? Объясните их происхождение.

2. Какие клеточные структуры обозначены буквами а, б, в?

3. Установите, какой тип питания и обмена веществ характерен для каждого из изображенных на схеме организмов.

III. Обсудите результаты работы.

IV. Оцените свою работу.

Текст учебника А.А. Каменского § 8.4. с. 241 — 242, рис.88, 89, 90.

Работайте в парах.

Максимальное количество баллов за правильный ответ - 9 баллов.

Работайте в парах.

Правильный ответ на каждый вопрос — 2 балла, неполный ответ — 1 балл.

Максимальное количество — 6 баллов.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка по УЭ—2 15 баллов.

УЭ-3

Цели: познакомиться с делением истории Земли на эры, периоды и эпохи; усвоить основные ароморфозы живых организмов в архее; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в архейскую эру.

I. Выполните задания.

1. Переведите на русский язык термины:

Катархей

Архей

Протерозой

Палеозой

Мезозой

Кайнозой

2. Расставьте условные промежутки времени в истории Земли в порядке их возрастания:

Эпоха, эра, период.

3. Ответьте на вопрос: Перечислено несколько событий: а) возникновение эукариот: б) появление кишечнополостных; в) появление сине- зеленых и одноклеточных водорослей; г) возникновение многоклеточное™; д) возникновение фотосинтеза. Какие из них относятся к архею?

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.5, с. 243-246; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 128. Работайте самостоятельно. Правильный ответ - 7 баллов.

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.5, с. 244-246; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Работайте в парах.

II. Выполните тестовое задание.

1. Эра, в течение которой возникла жизнь, называется (ранний протерозой; архей; палеозой).

2. Какая наука является наукой об истории жизни на Земле? (Ботаника, орнитология, палеонтология, цитология.)

3. Важнейшим событием архея следует считать (накопление в атмосфере кислорода; появление коацерватов; образование первых органических соединений).

4. Какими организмами был представлен живой мир в архейскую эру? (Покрытосеменнымие, пресмыкающимися, бактериями, грибами, цианобактериями.)

3. Какие факты свидетельствуют о том, что лишь возникла в архее? (Наличие пород органическою происхождения — графита, мрамора, известняка; наличие ископаемых остатков живых организмов; обнаружение органических соединений в космическом пространстве.)

III. Начните заполнять таблицу:

“Развитие органического мира на Земле”

Заполнение таблицы будет продолжено на следующих занятиях, оставьте место в тетради!

IV. Обсудите результаты работы.

V. Оцените свою работу.

Правильный ответ — 2 балла.

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.5, с. 243-246; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Работайте индивидуально. Каждый правильный ответ по тесту оценивается в 1 балл. Максимальное количество — 5 баллов.

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.5, с. 243-246; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Используйте дополнительную литературу, например, учебник Н.Н. Воронцова, Л.Н. Сухоруковой “Эволюция органического мира” с. 158- 159. Правильный ответ 4 балла.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка по УЭ-3 16 баллов.

УЭ — 4.

I. Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрани 42—47 баллов, то получаете оценку — “5”; 30-42 балла - опенку - “4”; 25- ЗЗбалла — оценку - “3”; менее 25 баллон - оценку - “2”.

II. Домашнее задание.

Если за работу на уроке вы получили оценку “5”. то освобождаетесь от домашнего задания. Если же вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте текст учебника А.А. Каменского § 8.4-8.5, с. 243-246; учебника И.Н. Пономаревой § 35, с. 129-130.

Индивидуально.

Вместе с классом.

Ваша оценка

Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке)

Уроки 66-67 (модульные). Модуль II. Развитие органического мира в протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эрах

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен знать основные ароморфозы у растений и животных протерозойской и палеозойской эр; раскрыть их значение для дальнейшей эволюции органического мира.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ- 1

Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившихся в протерозойскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в протерозойскую эру.

1. Выполните следующие задания.

1. Расставьте события, происходившие в архее и протерозое в последовательности, соответствующей порядку их возникновения;

а) появление фотосинтеза; б) появление прокариот; в) появление многоклеточных водорослей; г) появление свободного кислорода; д) появление членистоногих; е) появление моллюсков; ж) появление кольчатых червей.

2. Ответьте на вопросы: Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру? Как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли?

И. Продолжите заполнение таблицы “Развитие органического мира на Земле”.

V. Обсудите результаты работы.

VI. Оцените свою работу.

Работайте в парах

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.6, с. 243-246; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для Х-ХI кл. под ред. Д.К. Беляева § 5.3 с.168—170. Оценка за при вильный ответ — 7 баллов.

Работай те в парах по выше на званным текстам. Правильный ответ - по 3 балла за каждый вопрос

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.6. с. 243-246; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для Х-Х1 кл. под ред. Д.К. Беляева § 53 с. 168-170. Правильный ответ — 4 балла. Работайте вместе с классом. Максимальная опенка по УЭ—1 17 баллов.

УЭ — 2

Цели: самостоятельно ознакомиться е основными ароморфозами растений и животных, появившихся в палеозойскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в палеозойскую эру.

1. Выполните тестовое задание:

1. На какие периоды делится палеозой? (Кембрий; юра; пермь; карбон; триас; силур; ордовик; девон; мел.)

2. В каком периоде появляются первые хордовые животные? (В силуре; в ордовике; в кембрии.)

3. Каким ароморфозом сопровождался выход на сушу растений? (Появлением хлорофилла; появлением многоклеточности; появлением проводящей ткани.)

4. Предками каких животных считаются трилобиты? (Членистоногих; моллюсков; инфузорий.)

5. Какие животные имели преимущества при переходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора? (Те, которые не имели внешнего скелета; те, которые могли жить в холодном климате; те, которые могли выйти на сушу.)

6. В каком периоде появились кистеперые рыбы? (В перми; в карбоне; в девоне.)

Работайте самостоятельно в тетради.

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.6, с. 243-246; учебника И.Н.П онома- ревой § 35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для X—XI кл. под ред. Д.К. Беляева § 54- 55, с. 170-177. Правильный ответ - 15 баллов


7. Какое изменение в строении организма позволило появиться первым земноводным? (Появление сердца; появление легких; появление парных конечностей.)

8. Какая особенность строения организма по сравнению с земноводными обеспечила развитие пресмыкающихся? (Строение яйца; два круга кровообращения; большая масса тела.)

9. Необходимым условием для жизни растений на суше было (наличие кислорода в атмосфере; наличие почвы; наличие хлорофилла).

10. С какими событиями связано исчезновение каменноугольных лесов в перми? (С общим потеплением климата; с увеличением водных пространств; с общим похолоданием климата.)

11. Рассмотрите рисунок. Какое растение относится к первым наземным организмам? Как и когда произошел выход растений на сушу? Какие изменения возникли во внутреннем строении растений в связи с переходом к наземному образу жизни?

III. Продолжите заполнение таблицы “Развитие opганического мира на Земле”.

VII. Обсудите результаты работы.

Работайте в парах

См. текст учебника АЛ. Каменского § 8.6, с. 248-252; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для Х-Х1 кл. под рсд. Д.К. Беляева § 54, с. 170 -171. Правильный ответ — 6 баллов.

Работайте в группах или парах.

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.6, с. 248-252; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для Х-Х1 кл. подред. Д.К. Беляева § 54— 55, с. 170— 177. Правильный


VII. Оцените свою работу.

ответ - 9 баллов.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка по УЭ—2 30 баллов.

УД - 3

Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившихся в мезозойскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие н мезозойскую эру.

1. Выполните тестовое задание.

1. Какие периоды составляют мезозойскую эру? (Девон, мел, силур, палеоген, триас, кембрий, юра.)

2. Какое событие было наиболее значительным в триасе? (Появление млекопитающих; появление пресмыкающихся; появление земноводных.)

3. Какой из названных ящеров относится к летающим? (Стегозавр; динозавр; птеранодон.)

4. С какой особенностью физиологии пресмыкающихся можно связать их быстрое вымирание в более поздние сроки эпохи? (С холоднокровностью; с малой подвижностью; с отсутствием кожного дыхания.)

5. Какие изменения в строении и физиологии организма обеспечили прогресс млекопитающих? (Два круга кровообращения; легочное дыхание; живорождение )

6. Сокращение численности тлосемснных наступает в (копне меююя; начале мезозоя; конце палеозоя; начале каИпоюя).

7. Расцвет пресмыкающихся произошел в (карбоне; юре; перми, триасе).

X. Исчезновение динозавров связано с (общей дегенерацией; биологическим прогрессом; биологическим регрессом; морфофизиологическим прогрессом).

II. Продолжите заполнение таблицы “Развитие органического мира на Земле”.

III. Ответьте на вопросы: Что способствовало быстрому распространению покрытосеменных? Почему пресмыкающиеся и начале мезозоя стали властелинами суши? Какие частные приспособления (идиоадаптации) обеспечили заселение древними пресмыкающимися различных сред обитания?

Работайте самостоятельно в тетради.

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.7, с. 252-255; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для X—XI кл. подред. Д.К. Беляева § 54— 55, с. 170-177. Каждый правильный ответ по тесту оценивается в 1 балл. Максимальное количество — 8 баллов. Работайте в группах или парах.

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.7, с. 252-255; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для Х-Х1 кл. под ред. Д.К. Беляева § 56, с.177-182.


IV. Обсудите результаты работы.

V. Оцените свою работу.

Правильный ответ - 9 баллов

За каждый правильный ответ — 2 балла, неточный ответ - 1 балл. Итого — 6 баллов.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка по УЭ-3 23 балла.

УЭ — 4

Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившихся в кайнозойскую ору; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в кайнозойскую эру.

1. Выполните следующие задания

1. Закончите предложения.

A. В кайнозойской эре выделяют следующие периоды:........

Б. Это время расцвета ... растений, ... и высших позвоночных - ... и ....

B. Период в истории Земли, отличавшийся от других важнейшим эволюционным событием — появлением и развитием человека ....

Г. Представители всех основных современных групп царств живой природы сформировались к концу... периода кайнозоя.

Д. Большая часть времени ... периода пришлась на ледниковый век, что способствовало распространению растений и животных, приспособленных к холодному климату.

2. Вспомните материал, который вы изучали на уроках ботаники и ответьте на вопрос: что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение, потеснив представителей голосеменных? Дополните схему, заменив вопросительные знаки и пропуски необходимыми сведениями.

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.8, с. 257-260; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для Х-ХI кл. подред. Д.К. Беляева § 57, с. 183-186. Правильный ответ -10 баллов.

Работайте в группе. Правильный ответ — 5 баллов.


3. Вспомните материал, который ны тучали на уроках зоологии и ответьте на вопрос: в чем заключаются преимущества птиц и млекопитающих перед другими группами позвоночных животных? Дополните схему, заменив вопросительные знаки необходимыми сведениями.

II. Продолжите заполнение таблицы “Развитие органического мира на Земле”.

III. Обсудите результаты работы.

IV. Оцените свою работу.

Работайте в группе.

Правильный ответ - 4 балла.

Работайте в парах

См. текст учебника А.А. Каменского § 8.8, с. 257-260; учебника И.Н. Пономаревой §35, с. 129-130. Дополнительно учебник “Общая биология” для Х-Х1 кл. под рсд. Д.К. Беляева § 57, с.183—186. Правильный ответ — 9 баллов. Работайте вместе с классом. Максимальная оценка по УЭ-4 28 баллов.

УЭ-5

III. Подведение итогов урока.

4. Прочитайте цель урока.

5. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

6. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 85-98 баллов, то получаете оценку — “5”; 68—85 баллов — оценку — “4”; 45—68 баллов — оценку — “3”; менее 45 баллов — оценку — “2”.

IV. Домашнее задание.

Если за работу на уроке вы получили оценку “5”, то освобождаетесь от домашнего задания. Если же вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте текст учебника А.А. Каменского § 8.6—8.8, с. 247-260; учебника И.Н. Пономаревой §35, с.129—130.

Индивидуально.

Вместе с классом.

Ваша оценка:

Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке).

По горизонтали: 1. Вирусы бактерий; 5. Белок, образующийся в клет ках организмов при вирусных инфекциях; неспецифический фактор противовирусного иммунитета; 6. Организмы, клетки которых содержат оформленные ядра (ядерные); 8. Способность воспроизводить себе подобные биологические системы; проявляется на всех уровнях организации живой материи; 10. Инфекционное вирусное заболевание, которое может передаваться и половым путем; 11. Организм, использующий представителя другого вида в качестве среды обитания или источника пищи; 14. Невосприимчивость, сопротивляемость, способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность; частное проявление — невосприимчивость к инфекционным заболеваниям; 15. Форма существования вируса с клеткой, при которой геном вируса включается в хромосому клетки; 17. Вирусная частица, внеклеточная покоящаяся форма существования вируса; 18. Геном умеренного бактериофага, находящийся в бактериальной клетке и реплицирующийся одновременно с репликацией хромосомы; 20. Ученый, предложивший в 1899 г. термин “вирус”; 21. Форма существования генома вируса, при которой этот геном объединен с генетическим материалом клетки-хозяина в единые молекулы ДНК; 24. Красные клетки крови у позвоночных и некоторых беспозвоночных животных; 26. Инфекционные агенты, представляющие собой низкомолекулярную одноцепочечную РНК, не кодирующую, по-видимому, собственные белки; 27. Новое направление медицины, изучающее влияние вирусов на раковые опухоли; 28. Проникновение в организм болезнетворных микроорганизмов и возникновение при этом сложного комплекса процессов взаимодействия организма с ними; заражение.

По вертикали: 2. Семейство ДНК-содержащих специфических вирусов, лишенных внешней липопротеидной оболочки; 3. Наука о вирусах; 4. Русский ученый, в связи с открытием которого способности возбудителя мозаичной болезни табака проходить через фильтры, задерживающие бактерии, возникла наука вирусология; 7. Совокупность клеток или особей, произошедших от общего предка путем бесполого размножения; основная единица учета в генетике микроорганизмов; 9. Инфекционное вирусное заболевание поражающее клетки печени человека; 10. Широко распространенное острое вирусное заболевание, характеризующееся поражением органов дыхания, лихорадкой, головными и мышечными болями; 12. Специфические химические вещества, образуемые микроорганизмами и способные в малых количествах оказывать избирательное токсическое действие на другие микроорганизмы; 13. Неклеточные формы жизни, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться только внутри этих клеток; 16. Организмы, клетки которых нс имеют ограниченного мембранного ядра — все бактерии, включая архебактерии и цианобактерии; 19. Клетки, осуществляющие иммунный ответ; 22. Заболевание человека, вызываемое вирусом эпидемического паротита поражает клетки околоушных слюнных желез человека; 23. ( мергельное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека; 25. Когда-то одно из самых страшных заболеваний человека, в настоящее время побежденное человеком.

Кроссворд № 2

Фотосинтез

По вертикали: 1. Внутриклеточные органеллы клетки, в которых осуществляется фотосинтез: 2. Пластиды с желтой, оранжевой и красной окраской, обусловленной наличием каротиноидов: встречаются в клетках плодов, лепестков, в осенних листьях, реже в корнях; 4. Русский ученый, внесший большой вклад в изучение фотосинтеза; 5. Бесцветные пластиды в растительной клетке; 9. Суммарная масса всех растительных организмов; 10. Комплекс наук о растениях; 11. Часть пигментного фотосинтетического аппарата; 12. Оранжевожелтые пигменты, синтезируемые растениями, особенно много в корнях моркови; 13. Организмы, питающиеся мертвым органическим веществом и подвергающие их минерализации; 15. То же, что и обмен веществ; 16. Ростовые изгибы органов растений под влиянием одностороннего освещения; 18. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности; 20. Квант света; 23. Единица измерения в микробиологии; 24. Линза, преломляющая свет.

По горизонтали: 3. Органоид водорослей, который содержит пигменты, обеспечивающие фотосинтез; 6. Уровень организации живой природы; 7. Основной резервный углевод растений, который образуется в хлоропластах и амилопластах и откладывается в клетках в виде зерен; 8. Легко усваиваемая и важнейшая форма углеводов в растениях: 14. Американский биохимик, получивший Нобелевскую премию за открытие и изучение пути фиксации углерода в процессе темновой стадии фотосинтеза; 17. Царство живых организмов, для которых характерна способность к фотосинтезу; 19. Организмы, использующие для построения своего тела углекислый газ в качестве источника углерода; 21. Процесс образования клетками высших растений, водорослей и некоторыми бактериями органических веществ при участии энергии света; 22. Органеллы растительной клетки; 25. Окрашенное соединение, входящее в состав тканей; 26. Видоизменения основных органов, происходящих в онтогенезе.

Урок 40. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

Ключевое слово по вертикали:

Наука о наследственности и изменчивости организмов.

По горизонтали: 1. Организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками; 2. Процесс передачи “наследственных задатков” от поколения к поколению; 3. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенной молекулы белка и обусловливающий развитие определенного признака; 4. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания;

5. Совокупность генов, которую организм получает от родителей;

6. Наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом; 7. Одна из важнейших областей практическою использования закономерное гей, исследуемых генетиками, которая по словам Н.И. Вавилова, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека; 8. Наследственное изменение генотипа.

Урок 68. Урок-зачет “Вертушка” по темам “Эволюция” и “Происхождение и развитие жизни”

Кроссворд “Эволюции”

По вертикали: 1. Сходство органов, появляющееся в результате конвергенции; 2. Микроэволюция; 3. Подражательное сходство незащищенного организма с защищенным; 5. Результат борьбы за существование; 7. Наиболее примитивный представитель псило- фитов; 8. Вымершее членистоногое; 9. Специализированная клетка, служащая для размножения растений; 11. Вместилище семян цветковых растений; 12. Недоразвитый орган, характерный для всех представителей данного вида; 15. Вымершее земноводное пермского периода; 17. Вымершее летающее пресмыкающееся мелового периода; 19. Вымерший рогатый динозавр, похожий на носорога; 20. Современная кистеперая рыба; 24. Наименьшая таксономическая единица в систематике органического мира; 26. Автор биогенетического закона.

По горизонтали: 1. Явление возврата к предковым формам; 4. Палеозойское земноводное; 6. Наука о зародышевом развитии; 10. Период палеозоя, характеризующийся господством трилобитов; 13. Первое древнее наземное растение; 14. Вымершее растительноядное пресмыкающееся; 16. Изменения, повышающие уровень организации; 18. Виды организмов, сохранившиеся от исчезнувших форм; 21. Наиболее древний представитель голосеменных растений; 22. Вид растения или животного, специфичного для небольшой географической области; 23. Основоположник материалистической теории эволюции; 25. Основоположник первой эволюционной концепции; 27. Период мезозоя, характеризующийся расцветом динозавров; 28. Период палеозоя, характеризующийся выходом растений на сушу; 29. Период палеозоя, характеризующийся появлением первых земноводных.






Для любых предложений по сайту: [email protected]