Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Цели: сформировать у учащихся понятие анализирующее скрещивание, познакомить их с сущностью неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков; продолжить формирование навыков решения генетических задач, умения записывать схемы скрещивания.
Оборудование: таблица “Моногибридное скрещивание”; карточки-задания с задачами для программированного контроля знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка усвоения знаний по теме “Моногибридное скрещивание”
Индивидуальная работа по карточкам (См. приложение 2).
Ответы:
Карточка № 1.
Решение:
Записываем дано и схему скрещивания.
Карточка № 3.
Ответ:
1. 2 типа гамет (А и а).
2. 3 генотипа (АА, Аа, аа).
3. 23 растения (1/4 от 92, так как из четырех зигот в F2 одна доминантная гомозигота).
4. 46 растений (2/4 или 1/2 от 92, так как из четырех зигот в Р, две гетерозиготы).
5. 69 растений (3/4 от 92, т.к. в F2 расщепление по фенотипу 3:1).
Карточка № 4.
Ответ:
1. 10 растений.
2. 1 фенотип — гладкие семена.
3. 212 зерен (1/4 от 848).
4. 424 зерна (2/4 или 1/2 от 848).
5. 212 зерен (1/4 от 848).
III. Изучение новой темы
1. Постановка проблемы.
Мы убедились в том, что действие законов Менделя можно рассмотреть на множестве примеров. Границы, в которых действуют законы генетики, достаточно широки, и они способны объяснить не один, а множество частных случаев.
Знание первого и второго законов Г. Менделя позволяет решать важные практические проблемы. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Задача № 1
В школьный уголок живой природы принесли двух серых кроликов (самку и самца), считая их чистопородными. Но в F2 среди их внуков появились черные крольчата. Почему?
Как определить чистопородность (по окраске шерсти) серых кроликов? Оставим вопрос открытым.
Задача № 2
Предположим, что имеется стадо коров, в котором есть животные черной и красной масти. Известно, что доминантный ген B отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген отвечает за “красную” окраску. В стаде есть бык с хорошими экстерьерными характеристиками, но неизвестен его генотип. Этот бык имеет черную масть.
Как определить чистопородность (по окраске шерсти) черного быка?
Подробно рассматривается задача с кроликами.
2. Анализирование и подведение итогов.
— Если селекционеру (или любому другому человеку) понадобилось выяснить генотип особи с доминантным признаком, то единственным способом, позволяющим сделать это, служит эксперимент с использованием метода, который называется анализирующее (или возвратное) скрещивание. Скрещивая организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю изучаемого гена, можно определить этот генотип путем одного скрещивания.
— Но подчеркну, что от одного быка или кролика (в приведенных выше примерах) должно быть получено большое количество потомков. Очевидно, что появление одного черного теленка (или одного серого крольчонка) еще ни о чем не говорит: ведь рождение таких детенышей возможно при любом из двух вероятных генотипов.
— Напомню, что все генетические закономерности носят статистический характер. Их можно выявить только при изучении большого количества потомков, полученных при скрещивании родительских форм.
— Почему в анализирующем скрещивании нельзя использовать особь, гомозиготную, но доминантному аллелю (например, DD), чтобы определить генотип особи, обладающей доминантным фенотипом? Проиллюстрируйте свой ответ схемой скрещивания с применением надлежащих генетических символов.
Учитель предлагает учащимся решить дома две задачи на закрепление темы (для этого приготовлены карточки с дифференцированными заданиями) (см. приложение
— Полное доминирование одного гена над другим наблюдается не всегда. Сам Мендель столкнулся с тем, что при скрещивании крупнолистного сорта гороха с мелколистовым гибриды первого поколения не имели признаков ни одного из родителей. Все они имели листья средней величины, то есть выражение признаков у гибридов носит промежуточный характер. В настоящее время известно много примеров неполного доминирования. Неполное доминирование — это форма наследования, при которой у гитерозиготных особей — гибридов первого поколения, формируется промежуточный фенотип (по сравнению с родительскими организмами). При этом подтверждается I закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения.
— Далее при скрещивании гибридов первого поколения друг с другом получаются потомки — гибриды второго поколения, у которых наблюдается расщепление признаков, что говорит об их раздельном, независимом наследовании.
— Рассмотрим это на конкретном примере.
Задача
Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с черным оперением — черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается голубым. Какая часть потомства от скрещивания голубых петуха и курицы будет с голубым оперением?
Соотношение по генотипу 1АА : 2Аа : 1аа
Соотношение по фенотипу 1 черн.: 2 гол.:: 1 бел.
(Ответ: половина потомства будет с голубым оперением.)
Приведенные результаты гибридизации кур согласуются с итогами скрещивания представителей разных сортов ночной красавицы, описанными в учебнике биологии.
IV. Закрепление
Учащиеся формулируют выводы.
1. Анализирующее скрещивание — скрещивание испытуемого организма с доминантным фенотипом с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого. Рецессивная форма выступает в качестве индикатора, который помогает проявить неизвестный генотип.
2. Если испытуемый организм гетерозиготен, то в потомстве при анализирующем скрещивании будет наблюдаться расщепление по генотипу в отношении 1:1, по фенотипу —1:1.
3. Доминантный ген в гетерозиготном состоянии не всегда полностью подавляет рецессивный ген. В таком случае гибрид не воспроизводит полностью ни одного из родительских признаков и признак носит промежуточный характер.
4. При неполном доминировании в потомстве гибридов (Р2) расщепление по генотипу и фенотипу совпадает — 1:2:1.
Домашнее задание
По учебнику А.А. Каменского, §3.6, решить задачи по карточкам; по учебнику И.Н. Пономаревой, §19, решить задачи по карточкам.