Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика - МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика - МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Цели темы: сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой природы; показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне; сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого.


Планирование темы

Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

Урок 2. Углеводы.

Урок 3. Липиды.

Урок 4. Состав и строение белков.

Урок 5. Функции белков.

Урок 6. Нуклеиновые кислоты.

Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки.

Урок 8. Биологические катализаторы.

Урок 9. Вирусы.

Урок 10. Контрольно-обобщающий по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».


Методические рекомендации

Раздел «Уровни организации живой природы» дает возможность сформировать у учащихся представление о том, что вся живая природа является совокупностью биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.

Важно, чтобы учащиеся уяснили, что всем живым системам, независимо от уровня организации, присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. Это позволит учащимся лучше понять, как могли возникнуть первые живые организмы и как происходил на нашей планете процесс эволюции от простейших систем к системам более сложным и высокоорганизованным.

При изучении молекулярного уровня учащимся важно усвоить, что любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул. Все живые организмы состоят из одних и тех же биомолекул. Превращение всех видов энергии и обмен веществ в клетке происходят на молекулярном уровне. Механизмы этих процессов также универсальны для всех живых организмов.

Важно показать роль и функции органических веществ в биологических системах. При изучении строения органических веществ следует опираться на знания, которые учащиеся получили на уроках химии. В учебнике приводятся структурные формулы различных органических веществ. Они даются для того, чтобы учащимся было легче представить строение биомолекул, из которых состоят все живые организмы. От учащихся 9 класса не требуется запоминания химических формул, они должны иметь лишь общее представление о строении органических веществ.

При изучении темы необходимо широко использовать различные наглядные средства обучения и организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, в том числе и с учебником.


Урок 1(4). Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика


Задачи урока: познакомить учащихся с уровнями организации живой природы; дать общую характеристику молекулярного уровня; сформировать понятия «биополимеры» и «биомолекулы»; показать роль биомолекул в живом организме.

Ход урока

Оргмомент урока


Проверка знаний

Сущность жизни и свойства живого. (Фронтальная беседа с использованием вопросов в конце § 3.)


Изучение нового материала

1. Уровни организации живой природы. Значение выделения разных уровней организации живой природы. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Запись в тетрадях определений понятий:

Живая природа — совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.

Биологическая система — биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации. Каждый биологический объект — совокупность взаимосвязанных элементов — обладает свойствами целого.

В ходе беседы в тетради заполняется таблица.


Уровни организации живой природы


Уровень организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

1. Молекулярный

-

Биомолекулы, проявляющие свои свойства и функционирующие только в биологических системах

2. Клеточный

Клетка

Органоиды

3. Организменный

Организм

Системы органов

4. Популяционновидовой

Популяция

Особи

5. Экосистемный

Биоценоз

Популяции

6. Биосферный

Биосфера

Экосистемы


2. Характеристика молекулярного уровня. (Объяснение учителя.)

3. Формирование понятия «полимер»; свойства биополимеров. (Объяснение учителя с использованием рисунка 1 учебника.)

4. Значение изучения жизни на молекулярном уровне. (Объяснение учителя.)


Закрепление материала

Обсуждение вопроса: можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации жизни?


Задание на дом

Изучить текст «Уровни организации живой природы» и § 1.1 «Молекулярный уровень: общая характеристика», ответить на вопросы в конце параграфа.


Итоги урока






Для любых предложений по сайту: [email protected]