Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика - МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Цели темы: сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой природы; показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне; сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого.
Планирование темы
Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.
Урок 2. Углеводы.
Урок 3. Липиды.
Урок 4. Состав и строение белков.
Урок 5. Функции белков.
Урок 6. Нуклеиновые кислоты.
Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки.
Урок 8. Биологические катализаторы.
Урок 9. Вирусы.
Урок 10. Контрольно-обобщающий по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».
Методические рекомендации
Раздел «Уровни организации живой природы» дает возможность сформировать у учащихся представление о том, что вся живая природа является совокупностью биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.
Важно, чтобы учащиеся уяснили, что всем живым системам, независимо от уровня организации, присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. Это позволит учащимся лучше понять, как могли возникнуть первые живые организмы и как происходил на нашей планете процесс эволюции от простейших систем к системам более сложным и высокоорганизованным.
При изучении молекулярного уровня учащимся важно усвоить, что любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул. Все живые организмы состоят из одних и тех же биомолекул. Превращение всех видов энергии и обмен веществ в клетке происходят на молекулярном уровне. Механизмы этих процессов также универсальны для всех живых организмов.
Важно показать роль и функции органических веществ в биологических системах. При изучении строения органических веществ следует опираться на знания, которые учащиеся получили на уроках химии. В учебнике приводятся структурные формулы различных органических веществ. Они даются для того, чтобы учащимся было легче представить строение биомолекул, из которых состоят все живые организмы. От учащихся 9 класса не требуется запоминания химических формул, они должны иметь лишь общее представление о строении органических веществ.
При изучении темы необходимо широко использовать различные наглядные средства обучения и организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, в том числе и с учебником.
Урок 1(4). Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика
Задачи урока: познакомить учащихся с уровнями организации живой природы; дать общую характеристику молекулярного уровня; сформировать понятия «биополимеры» и «биомолекулы»; показать роль биомолекул в живом организме.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
Сущность жизни и свойства живого. (Фронтальная беседа с использованием вопросов в конце § 3.)
Изучение нового материала
1. Уровни организации живой природы. Значение выделения разных уровней организации живой природы. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
Запись в тетрадях определений понятий:
Живая природа — совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.
Биологическая система — биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации. Каждый биологический объект — совокупность взаимосвязанных элементов — обладает свойствами целого.
В ходе беседы в тетради заполняется таблица.
Уровни организации живой природы
Уровень организации |
Биологическая система |
Элементы, образующие систему |
1. Молекулярный |
- |
Биомолекулы, проявляющие свои свойства и функционирующие только в биологических системах |
2. Клеточный |
Клетка |
Органоиды |
3. Организменный |
Организм |
Системы органов |
4. Популяционновидовой |
Популяция |
Особи |
5. Экосистемный |
Биоценоз |
Популяции |
6. Биосферный |
Биосфера |
Экосистемы |
2. Характеристика молекулярного уровня. (Объяснение учителя.)
3. Формирование понятия «полимер»; свойства биополимеров. (Объяснение учителя с использованием рисунка 1 учебника.)
4. Значение изучения жизни на молекулярном уровне. (Объяснение учителя.)
Закрепление материала
Обсуждение вопроса: можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации жизни?
Задание на дом
Изучить текст «Уровни организации живой природы» и § 1.1 «Молекулярный уровень: общая характеристика», ответить на вопросы в конце параграфа.
Итоги урока