ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ЗДОРОВЬЕ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЕМОВ ОСТАНОВКИ АРТЕРИАЛЬНОГО И ВЕНОЗНОГО КРОВОТЕЧЕНИЙ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о здоровье и влияющих на него факторах; закрепить знания об оказании первой помощи |
Тип, вид урока |
Комплексное применение знаний, умений, навыков |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; предвидеть последствия влияния факторов риска на здоровье человека; будет знать меры профилактики вредных привычек; меры оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ |
Личностные результаты |
Будут сформированы: - мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук: - любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - интеллектуальные и творческие способности; - навыки обучения |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Факторы, влияющие на здоровье, артериальное и венозное кровотечение |
Оборудование |
Бинт, ватно-марлевые повязки, жгут |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся |
Фронтальная беседа |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. — Что такое здоровье? (Это гармоничное состояние организма, когда все органы и системы органов работают и функционируют нормально.) - От каких факторов зависит здоровье? (Экология, гены организма, эмоциональное состояние.) |
Слушают вопросы, отвечают |
Осуществляют анализ ответов |
Вопросы |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели урока. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Согласно самому всеобъемлющему определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Установлено, что здоровье людей только на 20-25 % зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75-80 % - от природно-социальных и экономических условий существования (образа жизни, состояния среды, уровня здравоохранения). В наших силах сохранить наше здоровье, а вместе с тем и “здоровье” окружающей среды. Факторы окружающей среды, которые улучшают или, напротив, ухудшают здоровье человека, в значительной мере могут быть сознательно скорректированы человечеством в целом. Но для этого необходимо соблюдение правил поведения в окружающей среде |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы здоровья. - Нарушения здоровья часто вызываются попаданием в организм чуждых его нормальному метаболизму химических веществ и соединений в объемах, превышающих защитные возможности иммунной системы. Пути поступления таких веществ в организм человека различны. В одних случаях они могут мало зависеть от конкретного человека, как, например, влияние искусственной радиации. В других случаях какая-то часть вредных веществ, болезнетворных бактерий или вирусов попадает в организм из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм или случайно. Это и отравления, вызванные некачественными продуктами, ядовитыми грибами, и потребление некачественной воды, а также пренебрежение требованиями гигиены. Все это может привести к тяжелым инфекционным и венерическим заболеваниям (амебиазу, гепатиту, хламидиозу, СПИДу и др.). Ряд особо опасных веществ вводится в организм намеренно, ради получения кратковременного удовольствия при курении, приеме алкоголя, наркотиков. Такие вещества особо опасны появлением стойкой зависимости от них организма, тяжело поддающейся лечению. Такая зависимость в случае раннего появления приводит не только к возникновению неизлечимых болезней, но и к потере социального статуса. По распространенности на первом месте здесь, конечно, стоит алкоголизм. А регулярное употребление наркотиков сразу же формирует непреодолимую потребность (манию) получения все новых и новых доз, быстро приводит к полной деградации организма и неизбежной смерти в скором времени. Вопрос: - Давайте выделим основные факторы, влияющие на здоровье человека. (Правильное питание, свежий воздух, отсутствие никотина и алкоголя, занятия спортом и т. д.) - Верно. Но, к сожалению, нельзя исключить возможность несчастных случаев. Стоит запомнить несколько основных правил, которые могут помочь пострадавшему до прибытия профессиональной медицинской помощи. 1. Самое главное - не суетитесь и не создавайте панику. Глубоко вдохните, вспомните последовательность действий в экстренных ситуациях. 2. Отдавайте четкие и уверенные команды. Распределите, кто зовет на помощь более старших товарищей, а кто звонит по номеру 112 (или вызывает скорую помощь). 3. Оцените состояние пострадавшего. Если человек находится без сознания, проверьте у него наличие пульса на сонной артерии. (Учитель показывает либо обучающиеся сами вспоминают.) 4. Если пульс есть, человека необходимо перевернуть на живот и постараться освободить его дыхательные пути. Недопустимо поворачивать только голову, так как у пострадавшего может быть поврежден позвоночный столб в любом из его отделов. 5. Если пульса нет, то необходимо нанести удар кулаком по грудине. Удар позволяет механически сотрясти остановившееся сердце и в большинстве случаев заставляет его вновь сокращаться. Если удар по грудине нанесен в течение 1-2 минут после остановки сердца, то его эффективность составляет 70-80 %. (Помните: если удар будет нанесен человеку, сердцебиение у которого сохранено, то он может его убить!) Если удар не помог и пульс на сонной артерии не появился, следует срочно приступить к комплексу сердечно-легочной реанимации, который состоит из непрямого массажа сердца и искусственного дыхания |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа, упражнения по оказанию первой помощи |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости сохранения здоровья и знания правил первой помощи. Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи между средой обитания и состоянием здоровья человека. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу о одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Учитель организует применение правил первой помощи на муляжах: показывает, как делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца |
Показывают на муляжах правильные меры оказания первой помощи |
Закрепляют знания в практической деятельности |
Наблюдение |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Есть ли необходимость в знании правил оказания первой доврачебной помощи? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: подготовить сообщение на тему “Вредные привычки” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |