ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о процессе внутриутробного развития организма и развития после рождения |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится характеризовать сущность процессов размножения и развития человека; использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); будет знать строение и функции органов половой системы человека; определение понятий: размножение, оплодотворение; основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека; должен уметь давать определение понятиям: размножение, оплодотворение’, называть функции плаценты; перечислять этапы жизненного цикла человека; узнавать по рисункам органы размножения; перечислять рефлексы новорожденных; описывать режим беременной |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Размножение, оплодотворение, эмбриональное развитие, эмбриогенез, постэмбриональное развитие |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Развитие человека. Возрастные процессы. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001 a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81778/?interface=catalog&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Что такое гонады? (Половые железы.) - Какие клетки называются гаметами? (Половые клетки.) - Чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов? (Яйцеклетки менее подвижны и содержат большое количество питательных веществ.) - Что такое оплодотворение? (Слияние мужской и женской половых клеток.) - Какой набор хромосом содержат половые клетки? (Одинарный, или гаплоидный, — п.) - Как называется период, в течение которого может произойти оплодотворение? (Овуляция.) - Почему яички мужчин расположены вне тела? (Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов происходит только при температуре 35 °С.) - Назовите особенности строения сперматозоидов. (Сперматозоиды очень малы, состоят из головки, шейки и жгутика; не содержат питательных веществ.) - Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения? (Зигота.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Что же происходит с зиготой после оплодотворения? Куда она попадает и какие изменения с ней происходят? На развитие эмбриона оказывает влияние не только состояние матери во время беременности, но и генетический материал, который был принесен сперматозоидом и яйцеклеткой. Здоровье матери и экологическая обстановка окружающей среды также оказывают влияние на этапы развития эмбриона. Какие этапы наиболее важны во время беременности, что же происходит с эмбрионом? Обо всем этом мы узнаем сегодня на уроке |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя |
Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы здорового образа жизни. Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Наступление беременности неразрывно связано с целым рядом физиологических изменений, происходящих в организме будущей матери, что и формирует признаки беременности. Принято различать объективные и субъективные, достоверные и косвенные признаки беременности. Субъективные, то есть основанные на внутренних ощущениях, признаки принято считать вероятными, так как они могут свидетельствовать о некоторых заболеваниях и других состояниях организма женщины. Наиболее точную информацию можно получить только во время консультации врача-гинеколога. Беременность - это состояние женщины, в организме которой развивается будущий ребенок. На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток и, следовательно, отсутствует менструация. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во всех процессах обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша. Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. Поэтому в этот период будущая мать должна избегать тревог, повышенных нагрузок. Длительное пребывание на свежем воздухе очень полезны и для женщины, и для ребенка, которого она вынашивает. Пища должна быть легкоусвояемой, необходимо исключить алкоголь, острые приправы. Беременным категорически противопоказано курение, которое может привести к появлению на свет новорожденного с развитой уже в утробе матери тягой к курению. У курящих матерей дети рождаются ослабленными и страдающими рядом расстройств нервной деятельности, сердечно-сосудистой и других систем. В дальнейшем такие дети начинают отставать в развитии от своих сверстников. Период развития зародыша человека внутри материнского организма называют эмбриональным. Этот период продолжается от момента оплодотворения до рождения ребенка и составляет около 280 суток (40 недель). После оплодотворения зигота начинает делиться. Этот процесс называется дроблением. Образуется микроскопический зародыш, который прикрепляется к стенке матки. В матке начинается образование плаценты. Плацента представляет собой диск, часть которого образуется из слизистой оболочки матки (материнская часть), а часть - из клеток зародыша (детская часть). Плацента защищает зародыш от чужеродных веществ, а также является временной железой внутренней секреции: ее клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности. Во все время внутриутробного развития плод получает из крови матери питание, кислород, необходимые вещества. На 8-й неделе зародыш становится плодом, так как к концу восьмой недели заканчивается закладка всех органов. Начиная с девятой недели происходит развитие и рост всех систем плода. На пятом месяце беременности мать уже ощущает движения плода, хотя двигаться он начинает несколько раньше. Период внутриутробного развития заканчивается родами. Молоко матери содержит абсолютно все вещества, необходимые для нормальной жизни и быстрого развития ребенка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний. Поэтому так важно кормление грудью, молоком матери |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил для беременных. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между здоровьем матери и развитием эмбриона. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Как происходит связь эмбриона с организмом матери? (Через пупочный канатик.) - Когда эмбрион начинают называть плодом? (На 8-й неделе, в то время, когда заканчивается закладка всех органов.) - Что происходит с зиготой сразу после оплодотворения? (Зигота начинает делиться, образуются клетки зародыша.) - Какую функцию выполняет плацента? (Плацента защищает зародыш от чужеродных веществ, а также является временной железой внутренней секреции: ее клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности.) - Какой срок составляет период внутриутробного развития человека? (Составляет около 280 суток.) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Вопросы учителя |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 216-224; вопросы 3, 4, 7 на с. 224 |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |