ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
РАБОТА СЕРДЦА. НАБОРА ТОРНАЯ РАБОТА № 9 ИЗМЕРЕНИЕ КРОВЯНОГО ДАВЛЕНИЯ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о работе сердца как главном факторе движения крови по сосудам; помочь рассмотреть строение сердца и этапы его работы; способствовать развитию умений измерять кровяное давление |
Тип, вид урока |
Комплексное применение знаний, умений, навыков |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Аорта, артерии, капилляры, вены, предсердия, желудочки, миокард, эпикард, систола, диастола |
Оборудование |
Тонометр, иллюстрации камер сердца в разрезе, схемы работы сердца |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Работа сердца. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81765/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|||||||||||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль, индивидуальный контроль знаний |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль (см. карточки с заданиями в Ресурсном материале к уроку). - Какие сосуды называются артериями, а какие - венами? (Сосуды, по которым кровь идет от сердца к органам и тканям, называют артериями, а сосуды, по которым кровь движется к сердцу, - венами.) - Какое строение имеют крупные сосуды - артерии? (Наружный слой состоит из соединительной ткани, средний слой - гладкомышечный, внутренний слой образован одним слоем клеток - эндотелием.) - Как называется самая крупная артерия? (Самая крупная артерия нашего организма - аорта - выходит из левого желудочка.) - Используя схему (схема кровообращения пустая, на ней изображены только сосуды) кровообращения, объясните движение крови в большом круге кровообращения. (Большой круг кровообращения начинается с аорты, она выходит из левого желудочка. От аорты отходит ряд крупных артерий: сонные (снабжающие кровью мозг), подключичные (несущие кровь в верхние конечности), подвздошные (питающие нижнюю часть тела) и т. д. От нее же отходят коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы. Отдав кислород и питательные вещества в окружающие капилляры ткани, кровь принимает из тканей углекислый газ и другие продукты обмена. Такая бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом кровь называется венозной. От головы и верхних конечностей венозная кровь собирается в верхнюю полую вену, а от нижних конечностей и органов брюшной полости - в нижнюю полую вену. Полые вены впадают в правое предсердие.) - Используя схему, расскажите о малом круге кровообращения. (Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца, из которого выходит легочная артерия. Так как этот сосуд выносит кровь из сердца, то он называется артерией, хотя и содержит венозную кровь. Легочная артерия разветвляется на левую и правую легочные артерии, по которым эта венозная кровь попадает в легкие, где отдает углекислый газ, обогащается кислородом и превращается в артериальную кровь. По легочным венам эта артериальная кровь поступает в левое предсердие.) - Используя схему, расскажите о движении лимфы в организме человека. (Лимфатические сосуды начинаются с замкнутых лимфатических капилляров. Лимфатические капилляры имеют тончайшие однослойные стенки. Лимфа движется по лимфатическим сосудам, самые крупные из которых способны сокращаться, обеспечивая движение жидкости по лимфатической системе. В крупных лимфатических сосудах имеются клапаны, пропускающие лимфу только в одном направлении. В результате практически вся лимфа сливается в самый крупный лимфатический сосуд — грудной проток. Его стенки сокращаются и выталкивают лимфу в верхнюю полую вену у места впадения ее в правое предсердие. Таким образом вся лимфа возвращается в кровяное русло.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя, самостоятельная работа |
||||||||||||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Учитель приводит статистику заболеваний сердца и смертности от заболеваний сердца. - Необходимо следить за своим здоровьем, беречь сердце, а для того, чтобы сердце могло хорошо работать, необходимо выполнять физические упражнения, не курить и не употреблять алкоголь. То, что сердце - насос, перекачивающий кровь, сейчас знают все. Однако до выхода в свет в 1628 г. книги английского медика и физиолога Уильяма Гарвея представления о сердечно-сосудистой системе были совершенно иными. В глубокой древности считалось, что сердце - очаг теплоты в организме, а во многих сосудах циркулирует совсем даже не кровь, а воздух. Нет сомнений в том, что Гиппократ, Аристотель и Гален были великими учеными, но в изучении и описании кровеносной системы человека они сделали множество ошибок |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
||||||||||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни. - Сожмите левую кисть в кулак. У взрослого человека сердце - это полый мышечный орган массой около 300 г, соответствующий величине сложенной в кулак кисти. Оно расположено в грудной клетке позади грудины (с небольшим смещением влево) в специальной околосердечной сумке из соединительной ткани, называемой перикардом. Перикард выполняет защитную функцию. Стенка сердца состоит из трех оболочек, самой мощной из которых является средняя - миокард, образованная поперечнополосатой сердечной мышечной тканью. Волокна миокарда соединяются таким образом, что возбуждение, возникающее в одной области сердечной мышцы, быстро распространяется по всему сердцу, и оно начинает сокращаться, выталкивая кровь. Это связано с большой нагрузкой на сердечную мышцу вследствие постоянного ритмичного сокращения сердца в течение всей жизни человека. Как и у млекопитающих животных, полость сердца человека продольной перегородкой разделена на две половины, не сообщающиеся между собой, - правую и левую. В правой половине сердца течет венозная кровь, в левой - артериальная. Каждая половина сердца состоит из двух камер: верхней - предсердия и нижней - желудочка. Между предсердиями и желудочками располагаются створчатые клапаны. Эти клапаны пропускают кровь только в одном направлении: из предсердия в желудочек, но не обратно! В перегородке между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый (митральный) клапан. Митральным этот клапан назвали потому, что его створки по форме напоминают головной убор католических епископов - митру. В перегородке между правым предсердием и правым желудочком расположен трехстворчатый клапан. Со стороны желудочков к клапанам прикреплены сухожильные нити, благодаря которым клапаны могут открываться только в сторону желудочков и соответственно пропускать кровь только из предсердий в желудочки. Из левого желудочка выходит самая большая артерия - аорта, из правого желудочка - легочная артерия. В самом начале аорты и легочной артерии расположены полулунные клапаны, пропускающие кровь только в сосуды соответственно большого или малого кругов кровообращения. Работа сердца состоит в ритмическом нагнетании крови в сосуды кругов кровообращения. Задает вопросы: - Почему стенки желудочков толще и лучше развиты, чем стенки предсердий? (Желудочки выталкивают кровь в круги кровообращения с большой силой, чтобы она могла достичь самых удаленных от сердца участков тела. Поэтому они имеют хорошо развитые мышечные стенки, особенно левый желудочек.) - Для того чтобы интенсивно работать всю жизнь человека, сердечная мышца должна получать питательные вещества и кислород с кровью. Кровеносная система самого сердца получила название коронарной. Левая и правая коронарные артерии отходят от аорты, разветвляются и снабжают всем необходимым клетки сердечной мышцы. Сердечная мышца обладает особым свойством - автоматией. Если сердце удалить из грудной клетки, оно некоторое время продолжает сокращаться, не имея никакой связи с организмом. Импульсы, заставляющие сердце биться, ритмически возникают в небольших группах мышечных клеток, которые называют узлами автоматии. Главный узел автоматии находится в мышце правого предсердия, именно он задает ритм сердцебиений у здорового человека. Организует работу с учебным материалом, формулирует задание: - Используя текст учебника, ЭОР, таблицы “Работа сердца”, запишите, какие этапы в работе сердца выделяют, в чем их особенности. Заполните таблицу: РАБОТА СЕРДЦА
Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания (см. также Ресурсный материал к уроку). - Средняя частота сердечных сокращений у человека в состоянии покоя составляет около 75 ударов в минуту. Один сердечный цикл, состоящий из сокращения (систолы) и расслабления (диастолы) сердца, длится 0,8 с (три фазы). Из этого времени 0,1 с занимает сокращение (систола) предсердий (I фаза), 0,3 с - сокращение (систола) желудочков (II фаза), и 0,4 с длится общее расслабление (диастола) всего сердца - общая пауза (III фаза). При каждом сокращении предсердий кровь из них переходит в желудочки, после чего начинается сокращение желудочков. По окончании сокращения предсердий створчатые клапаны захлопываются, и при сокращении желудочков кровь не может вернуться в предсердия. Она выталкивается через открытые полулунные клапаны из левого желудочка (по аорте) в большой круг, а из правого (по легочной артерии) в малый круг кровообращения. Затем наступает расслабление желудочков, полулунные клапаны закрываются и не дают крови вытекать обратно из аорты и легочной артерии в желудочки сердца. Работа сердца сопровождается шумами, которые получили название тонов сердца. В случае нарушений в работе сердца эти тоны меняются, и, прослушивая их, врач может поставить диагноз. Организует самостоятельную работу с учебником: - Какие виды регуляции сердца определяют его работу? Используя текст учебника, выделите виды регуляции сердца. Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует коллективную проверку; проверку выполнения упражнения. - Как уже говорилось, сердце обладает автоматией и может сокращаться и без влияния со стороны регуляторных систем организма. Однако в жизни человека периоды покоя и отдыха сменяются моментами большого физического и морального напряжения. Поэтому работа сердца должна сильно меняться в зависимости от того, спит ли обладатель сердца, сдает экзамен или бежит стометровку. Работа сердца и сосудов регулируется двумя путями: нервным и гуморальным. Нервная регуляция сердца осуществляется вегетативной нервной системой, строение и работа которой будут подробно описаны ниже. Гуморальная регуляция происходит путем воздействия различных химических веществ, приносимых к сердцу током крови. ЭКГ, или электрокардиография, - один из основных методов диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, основанный на регистрации электрических явлений, возникающих на поверхности тела человека в процессе работы сердца. Так как камеры сердца сокращаются не одновременно, а в определенной последовательности, то электрические сигналы, исходящие от него, имеют сложную природу и могут быть зарегистрированы аппаратом под названием электрокардиограф, а затем записаны на бумаге или в памяти компьютера в виде электрокардиограммы (ЭКГ) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
||||||||||||
Фронтальная работа |
- Давление крови удобнее всего измерять в плечевой артерии. В этом отделе конечности у здорового человека оно составляет в момент сокращения сердца 120 мм рт. ст., а в момент расслабления - 80 мм рт. ст. Для измерения давления используют прибор тонометр. В аорте давление значительно выше, чем в артериях пальцев руки. В крупных венах грудной полости давление практически равно атмосферному. Скорость тока крови - важный показатель кровообращения. Разность давлений в сосудах заставляет кровь двигаться с определенной скоростью, которая зависит от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, и от суммарной площади поперечного сечения всех сосудов. Суммарный просвет всех капилляров примерно в 1000 раз больше просвета аорты, поэтому кровь течет в них в тысячу раз медленнее. Медленное течение крови по капиллярам способствует обмену веществ и газов между тканями и кровью. Пульс. В момент сокращения желудочков очередная порция крови толчком поступает в аорту и вызывает колебание ее стенки, кото рое далее распространяется по сосудам. Такие ритмические колебания стенок артерий, синхронные с сокращениями сердца, называют артериальным пульсом. По его частоте и силе можно судить о состоянии сердца и сосудов. Удобнее всего регистрировать пульс в тех местах, где артериальные сосуды ближе всего подходят к поверхности тела: это шея, предплечье, висок и т. д. |
||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Лабораторная работа |
Организует выполнение лабораторной работы. Контролирует правильность ее выполнения и измерения кровяного давления (см. ресурсный материал к уроку). На одном из учеников учитель демонстрирует правильное измерение давления. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения здорового образа жизни. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между вредными привычками и факторами риска здоровья. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Измеряют кровяное давление |
Выполнение задания по алгоритму |
Наблюдение |
||||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Обобщающая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Необходимо ли уметь измерять кровяное давление? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
||||||||||||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
||||||||||||
Домашнее задание |
Учебник, с. 149-152. Дополнительно: подготовить сообщения по темам “Заболевания сердца”, “Заболевания сердечно-сосудистой системы” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
РАБОТА СЕРДЦА
Фаза |
Предсердия |
Желудочки |
Время |
I фаза Систола предсердий |
Сокращаются, кровь из предсердий движется в желудочки. Створчатые клапаны открыты |
Расслаблены |
0,1 с |
II фаза Систола желудочков |
Расслаблены |
Сокращаются, кровь через полулунные клапаны проходит в аорту и легочные артерии |
0,3 с |
III фаза Общая диастола |
Расслаблены |
Расслаблены |
0,4 с |
Лабораторная работа № 9 “Измерение кровяного давления”
Цель: научиться измерять кровяное давление, сравнить давление у учеников в классе.
Ход работы.
1. Плотно оберните манжету вокруг обнаженного плеча испытуемого и закрепите ее.
2. Ниже манжеты (в локтевом сгибе) установите фонендоскоп.
3. Закрыв клапан баллона, нагнетайте в манжету воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате манометра 140-150 мм рт. ст.
4. Приоткрыв вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.
5. В момент появления пульсовых ударов отметьте показания манометра. Они соответствуют максимальному (систолическому) давлению. Только в систолу кровь проталкивается через сдавленный участок.
6. Отметьте момент исчезновения пульса: манометр указывает минимальное (диастолическое) давление. В диастолу кровь перетекает бесшумно.
7. Для большей точности повторите измерения несколько раз. Делайте это быстро, иначе может возникнуть онемение.
8. Сравните полученные величины давления с показателями у других учеников. У всех ли одинаковое давление крови?
9. Сделайте выводы. Объясните полученные результаты.