ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ И ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ И ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

Педагогическая цель

Создать условия для изучения и понимания обучающимися причин нарушения опорно-двигательного аппарата; ознакомить с мерами их предупреждения

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать части скелета человека, химический состав и строение костей; основные скелетные мышцы человека; заболевания опорно-двигательной системы и их профилактику, меры по предупреждению плоскостопия и искривления позвоночника; научится использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, соблюдения мер профилактики нарушения осанки; распознавать части скелета на наглядных пособиях; находить на наглядных пособиях основные мышцы; оказывать первую доврачебную помощь при переломах

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Плоскостопие, остеохондроз, искривление позвоночника

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Назовите основные функции скелетных мышц. (Скелетные мышцы выполняют в организме следующие функции: передвижение человека и частей его тела, поддержание позы, дыхательные движения, жевание, глотание, мимика лица, защита внутренних органов.)

- Что является основой скелетных мышц? (Основой скелетных мышц является поперечнополосатая мышечная ткань.)

- Из чего состоят мышечные волокна? (Внутри каждого волокна располагаются тонкие сократительные нити - миофибриллы. Они состоят из сократительных белков двух видов - актина и миозина.)

- Назовите группы мышц, их представителей и выполняемые ими функции. (Первая группа -мышцы головы и шеи. Мышцы головы по функциям делят на жевательные и мимические. Жевательные мышцы необходимы для механического измельчения и перемешивания пищи, то есть пережевывания. Мимические мышцы осуществляют открывание и закрывание глаз, они придают лицу определенное выражение, а также необходимы для произнесения некоторых звуков. Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи. Вторая группа - мышцы спины. Они осуществляют движения головы, шеи, лопаток, приподнимают и опускают руки. Основная функция мышц спины заключается в том, что они поддерживают вертикальное положение тела. Следующая группа-мышцы груди. Одни из них участвуют в движении рук, другие называются межреберными мышцами; они поднимают и опускают ребра при дыхании. Мышцы живота образованы брюшным прессом. Эти необходимы для поворотов туловища в стороны и наклонов. К мышцам живота относят также диафрагму, которая разделяет полость тела на грудную и брюшную полости и принимает участие в дыхательных движениях. Мышцы плечевого пояса и мышцы руки обеспечивают перемещения руки. Тазовые мышцы обеспечивают движение бедра. Мышцы голени необходимы для движения стопы, а мышцы стопы сгибают и разгибают пальцы ног.)

- Почему люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны хорошо питаться? (Физическая работа требует большого количества энергии.)

- Следует ли выполнять физические упражнения? И к чему может привести малоактивный образ жизни? (Да, следует; при малой активности мышцы постепенно разрушаются, и человеку становится сложно выдерживать большие физические нагрузки; малоактивный образ жизни может привести к ожирению.)

- Что такое мышечное утомление? (Явление, при котором наблюдается снижение работоспособности мышц, называется мышечным утомлением.)

- С чем связана утомляемость мышц? (Утомляемость мышц связана с накоплением продуктов обмена веществ в мышцах, отсутствием энергии и утомлением нейронов в нервной системе.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Выдвигает проблему:

- Какие заболевания опорно-двигательной системы вам известны?

- Что необходимо для того, чтобы сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата? (Правильно питаться, употреблять больше овощей и фруктов, принимать витамины, вести активный образ жизни.)

- Какие меры профилактики против заболеваний опорно-двигательного аппарата мы можем соблюдать? (На уроках физической культуры соблюдать правила; в гололед ходить осторожно, употреблять витамины и др.)

- Некоторые знания о профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата у вас есть, но этих знаний пока недостаточно для того, чтобы сохранить в полной мере свое здоровье.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока:

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы быть здоровым, каковы меры по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата. Узнаем, какие факторы могут привести к искривлению позвоночника и чем это грозит, какова в этом роль стопы и к чему может привести ношение обуви на высоких каблуках

Выдвигают свои предположения, слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Читают текст учебника, формулируют ответы на основе прочитанного текста, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа “Опорно- двигательная система”.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Обращает их внимание на вопросы здоровья.

- Опорно-двигательная система отличается особой надежностью и прочностью, ведь она должна выдерживать огромные нагрузки. Например, хоккеисты во время игры испытывают нагрузки на кости до 9 т. Для нормального развития костей, как и всего организма, необходимо, чтобы в организм поступали разнообразные минеральные соли и витамины. Одним из важных витаминов, при нехватке которого у детей развивается заболевание рахит, является витамин D. Витамин Dпоступает с пищей и образуется при действии на кожу ультрафиолетовых лучей. Он влияет на обмен фосфора и кальция в организме, поэтому при его нехватке кости теряют свою прочность и могут даже изгибаться под тяжестью тела. Искривление позвоночника связано с нарушением осанки при стоянии, ходьбе и сидении. При правильной осанке внутренние органы расположены так, что создаются наилучшие условия для их работы. При неправильной осанке повреждаются межпозвоночные диски, могут защемляться нервы, развивается остеохондроз. При этом человек начинает испытывать боли в спине, шее, голове.

Для поддержания правильной осанки необходимо соблюдать правила при работе за столом, не нагибаться к письменному столу или парте слишком близко, прямо держать спину при ходьбе, а не смотреть постоянно себе под ноги. У человека стопа сводчатая: ее средняя часть немного приподнята над поверхностью, на которую опирается нога. В детском саду с вами проводили очень интересный тест, при котором вам необходимо было ставить окрашенную краской ногу на лист формата А4. На этом листе оказывался отпечаток вашей ноги. Этот простой тест показывал наличие или отсутствие плоскостопия. Сводчатая стопа необходима для того, чтобы, слегка пружиня, уменьшать очень высокие нагрузки, возникающие при прыжках, беге, переносе тяжелых грузов. У людей иногда возникает плоскостопие, то есть стопа становится плоской. Она не может уменьшать нагрузки. При ходьбе, беге и даже просто при стоянии ноги быстро устают и возникают сильные боли, поэтому плоскостопие необходимо лечить и выполнять специальные упражнения.

Давайте попробуем сформулировать правила гигиены для сохранения здоровой осанки.

Обобщает и дополняет ответы обучающихся.

- Правильная осанка, при которой спина у человека прямая, голова немного откинута назад, живот втянут, а плечи расправлены, формируется с детства до окончательного окостенения скелета. Вырабатывается правильная осанка с помощью физических упражнений, правильных и равномерных нагрузок на скелет, путем контроля над своей позой.

Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Желательно не носить тяжелый портфель в одной руке, а перекладывать его из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями. Ведь слабые и дряблые мышцы плохо удерживают кости скелета, в частности позвонки, и человек становится сутулым. Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Работают самостоятельно

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

Фронтальная работа

- В пожилом возрасте очень часто возникает заболевание остеопороз. Главным образом он возникает у женщин, при этом происходит уменьшение плотности костной ткани. При остеопорозе кости делаются менее прочными и легко ломаются.

Как вы думаете, почему именно женщины подвержены этому заболеванию? (Во время беременности организм женщины отдает большое количество кальция и минеральных солей плоду.)

- Для профилактики остеопороза необходимо принимать легкоусвояемые препараты кальция и некоторые микроэлементы.

Встречаются также и поражения суставов. Самым известным поражением суставов является ревматоидный артрит, в результате которого происходит постепенное разрушение хрящей сустава. Сустав распухает, очень болит и теряет подвижность. Чаще всего страдают суставы пальцев рук и ног, причем развитие болезни может происходить и в правой, и в левой половине тела. Болезнь может протекать по-разному: у одних происходит постоянное ухудшение состояния, у других наблюдаются отдельные приступы. Для лечения артрита применяют различные противовоспалительные препараты. Но иногда сустав настолько поражен болезнью, что приходится заменять его протезом.

Еще одним заболеванием суставов является подагра, при которой плохо выводятся из организма продукты обмена белков. Они откладываются в виде кристаллов в суставах. Это приводит к их воспалению, сильной боли и деформации суставов.

Для лечения всех этих заболеваний необходимо правильно питаться, нельзя употреблять алкогольные напитки, так как они выводят из суставов большое количество воды. Необходимо также выполнять небольшие физические упражнения для того, чтобы суставы всегда находились в активном состоянии

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил здорового образа жизни. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Как можно предупредить развитие искривления позвоночника? (Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Нельзя носить тяжелый портфель в одной руке, его необходимо перекладывать из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями.)

- Что такое плоскостопие и как его предупредить? (Плоскостопие - явление, при котором стопа становится плоской, у нее нет свода.

При этом стопа не может уменьшать нагрузки, ноги быстро устают и возникают сильные боли. Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке.)

- Назовите основные меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. (Необходимо выполнять физические упражнения, носить рюкзак, ходить босиком, носить свободную обувь, принимать витамины и правильно питаться.)

- Есть ли необходимость соблюдения правил здорового образа жизни и мер профилактики? (Да, для того чтобы быть здоровым.)

Отвечают на поставленные вопросы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Наблюдение, вопросы учителя

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие заболевания вызвали у вас интерес?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями

Итоговая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Прочитать записи по тетради.

Дополнительно: выполнить тест по теме “Плоскостопие”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]