ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
СКЕЛЕТ. СТРОЕНИЕ, СОСТАВ И СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ
Педагогическая цель |
Создать условия для развития знаний о строении и функциях частей скелета; способствовать развитию умений сравнить его со скелетом млекопитающих животных, называть особенности скелета человека, связанные с прямохождением, развитием мозга, трудовой деятельностью |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать особенности строения скелета человека, функции опорно-двигательной системы, причины нарушения осанки и развития плоскостопия; научится называть особенности строения скелета человека, функции опорно-двигательной системы, причины нарушения осанки и развития плоскостопия; распознавать на таблицах основные части скелета человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей; узнавать по немому рисунку строение отделов скелета, расположение скелетных мышц; описывать строение мышц, нарушение осанки различных степеней, приемы оказания первой медицинской помощи |
Личностные результаты |
Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; доброжелательное отношение к мнению другого человека; ценности здорового и безопасного образа жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Скелет, пояс конечностей, надкостница, суставная сумка, хрящ, костный мозг, губчатое вещество, компактное вещество |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, муляжи костей, таблицы, схема скелета человека, изображение скелета (распечатать по одной схеме на парту или на ученика) |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Кости скелета. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81758/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль: проводит биологический диктант по теме “Органы чувств” (см. Ресурсный материал к уроку). Контролируют правильность ответов обучающихся |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов, слушают в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя, выполнение заданий теста |
|||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Одним из основных свойств объектов живой природы, в том числе и человека, является движение. Мы можем свободно перемещаться в пространстве. Какие структуры тела обеспечивают перемещение тела и движение? (Кости и мышцы.) На слайде презентации слова: таз, ключица, кисть, лопатка. - Какие ассоциации объединяют эти слова? Учащиеся выдвигают свои предположения. - Какая общая тема объединяет следующие слова (на слайде): творог, кальций, витамины, кость. (Предположения обучающихся.) - Опорно-двигательная система (ОДС) человека состоит из двух частей: скелета и мышц. Скелет представляет собой пассивную часть ОДС, а активной частью являются мышцы. Как вы думаете, почему скелет является всего лишь пассивной частью? (Он не осуществляет движение, за движение отвечают мышцы, а скелет их поддерживает.) - Вы можете себе представить, как выглядели бы животные, если бы они не имели скелета? (Как улитки или черви.) - Без опорно-двигательной системы человек не смог бы передвигаться, и внутренние органы не были бы защищены. Сегодня на уроке мы рассмотрим, что собой представляет скелет, какие функции он выполняет, в чем особенность строения костей |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
|||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявлений, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику Беседа по теме урока. |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы здорового образа жизни: - На слайде представлена информация о процентном соотношении числа переломов среди разных возрастных групп. ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛА ПЕРЕЛОМОВ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия Формулируют ответы на основе прочитанного текста, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Записывают функции скелета Записывают в виде схемы |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|||
Возраст |
Процентное соотношение числа переломов |
|||||||
0-11 лет |
9% |
|||||||
12-25 |
21 % |
|||||||
26-40 |
16% |
|||||||
40-60 |
27% |
|||||||
Более 60 |
27 % |
|||||||
Формулирует задание: - Исходя из данной таблицы, какие выводы мы можем сделать? Подумайте, пожалуйста, и поделитесь своими предположениями с соседом по парте. Первым начинает говорить тот, кто сидит на I варианте. Обмен мнениями. - Итак, какие предположения вы выслушали? (У старых людей кости становятся хрупкими, поэтому они ломаются.) Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации: - Молодцы, мне понравились ваши ответы. Я только обобщу их. Большая доля переломов приходится на людей, возраст которых 60 лет и старше. Это обстоятельство объясняется, во-первых, повышенной частотой падений. Пожилые и старые люди нередко падают “на ровном месте” из-за головокружения, общей слабости, неустойчивости походки. Возрастное ослабление силы мышц делает опасными для пожилых и стариков пороги, ступеньки лестниц, ковры, половики, натертый или мокрый пол. Немаловажное значение приобретает возрастное снижение остроты зрения и слуха, быстроты реакции на опасность. Во-вторых, большая частота переломов у людей старших возрастных групп объясняется заболеванием - старческим остеопорозом - повышенной хрупкостью и ломкостью костей, ведущей к перелому даже при сравнительно небольшом воздействии. Такие переломы обычно долго не срастаются из-за возрастной деформации костей и суставов и из-за нарушения минерального обмена у пожилых людей. Для того чтобы избежать переломов костей у наших бабушек и дедушек, пожилых соседей, что мы могли бы сделать? (В гололедицу сопровождать их, ходить за покупками в магазин и др.) На слайде презентации: Функции скелета. - Используя текст учебника, выделите, какие функции выполняет скелет. Учитель дополняет текст учебника. 1. Опора тела. Опорная функция проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться. 2. Двигательная. Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. 3. Защитная. Кости скелета защищают органы от травм. 4. Обмен веществ. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. Кроме того, в костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения. Скелет - совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений. В своем составе кости имеют неорганические и органические вещества. На долю неорганических веществ приходится до 70 % сухой массы. Органические вещества отвечают за эластичность и упругость кости, а неорганические - за твердость. Вопрос: - Почему у пожилых людей кости более хрупкие и ломкие? (Неорганических веществ становится больше, органических - меньше.) - На ваших столах имеется схема скелета человека. Какие части вы можете выделить в скелете? Части скелета: 1) скелет головы (череп); 2) скелет туловища; 3) скелет конечностей. На слайде презентации - схема скелета. Осевой скелет - череп и скелет туловища. Добавочный скелет состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей. - Что относится к скелету туловища? (Позвоночник, грудина, ребра.) - Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного отделов. Скелет любой конечности подразделяется на скелет пояса и скелет свободной конечности. Скелет пояса верхней конечности состоит из лопатки и ключицы. Скелет свободной верхней конечности состоит из плечевой кости, локтевой, лучевой и костей кисти. Скелет пояса нижней конечности состоит из таза (двух тазовых костей, соединенных крестцом). Скелет свободной верхней конечности состоит из бедренной, большой берцовой, малой берцовой и костей стопы. - Благодаря чему мы можем совершать множество движений? Каким образом соединены наши кости, чтобы мы смогли поднять руки вверх или вращать головой? (Соединение должно быть подвижным.) - Различают два основных вида соединений костей: 1) непрерывное (неподвижное и полуподвижное); 2) прерывное (подвижное). - Найдите на схеме скелета кости, соединенные неподвижно. (Кости черепа.) - Соединения костей черепа называют швами. К полуподвижному соединению относят соединения позвонков, соединение между берцовыми костями голени. Этот вид соединения возможен благодаря хрящевым пластинкам. В позвоночнике это межпозвонковые диски. Укажите, а где имеется подвижное соединение костей? (В суставах.) - Сустав образуется концами соприкасающихся костей, заключенных в суставную сумку. Концы костей покрыты хрящом. Он гладкий и эластичный, что облегчает работу сустава. Также в суставной сумке находится суставная жидкость. Какую функцию выполняет эта жидкость? (Облегчает трение при движении сустава.) |
||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальная работа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости сохранения здоровья и соблюдения правил техники безопасности на уроках физкультуры и на улице: - Наши кости способны выдержать огромное напряжение. Большая берцовая кость выдерживает огромную нагрузку. Но ломаться может все, даже абсолютно здоровые кости. Особенно травмоопасны различные виды спорта. Самыми частыми травмами являются разрывы мениска. Мениск - хрящ, расположенный в коленном суставе. И поскольку главная задача не только спортсменов, но и всех людей - сохранение своего здоровья, на уроках физической культуры нужно соблюдать правила техники безопасности |
Закрепляют материал |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Вопросы учителя |
|||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Обобщающая беседа |
- Какие интересные факты вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа Домашнее задание |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки Учебник, с. 100-107. Дополнительно: записать, какие виды спорта какие травмы могут вызвать |
Осуществляют самоанализ деятельности. Записывают задание |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами. Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Устные ответы. Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Биологический диктант по теме “Органы чувств”
Вариант I |
Вариант II |
1. Что такое анализатор? 2. Напротив области участка больших полушарий запиши, какую функцию эта область контролирует: • теменная область коры - ... • внутренняя поверхность височных долей - ... 3. Из каких отделов состоит зрительный анализатор? |
1. Назови функции анализаторов. 2. Напротив области участка больших полушарий запиши, какую функцию эта область контролирует: • область задней центральной извилины коры больших полушарий - ... • затылочная доля коры больших полушарий - ... 3. Из каких отделов состоит слуховой анализатор? |
Ответы:
Вариант I |
Вариант II |
1. Анализаторы - системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения. 2. Напротив области участка больших полушарий запиши, какую функцию эта область контролирует: • теменная область коры - мышечное чувство; • внутренняя поверхность височных долей - обоняние, вкус. 3. Зрительный анализатор состоит из рецепторов (колбочек и палочек), зрительного нерва и затылочной доли коры больших полушарий |
1. Функции анализаторов: 1) обнаружение и различение сигналов; 2) преобразование и кодирование сигналов; 3) передача сигналов; 4) анализ, классификация и опознание сигналов. 2. Напротив области участка больших полушарий запиши, какую функцию эта область контролирует: • область задней центральной извилины коры больших полушарий – тактильная чувствительность; • затылочная доля коры больших полушарий - зрительная информация. 3. Слуховой анализатор состоит из рецепторных клеток внутреннего уха, слухового нерва, височной доли коры больших полушарий |