ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ ОРГАНИЗМА
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления с функциями гормонов внутренней секреции; способствовать формированию представления о роли гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма; раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции |
Тип, вид урока |
Формирования новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма: гормоны и процессы, контролируемые деятельностью разных гормонов; научится характеризовать роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Гормоны |
Образовательные ресурсы |
Презентация по теме “Методы изучения природы”. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentatsiya-metody-izucheniya-prirody Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (в каталоге выбрать раздел: Наборы цифровых ресурсов к учебникам “5 класс. Плешаков А. А., Сонин Н. И.”) |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием индивидуальных карт |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль (см. Ресурсный материал к уроку) и фронтальный контроль. - Назовите железы внутренней секреции. (Щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, гипофиз.) - Каковы особенности желез внутренней секреции? Чем они отличаются от желез внешней секреции? (Железы внутренней секреции не имеют собственных протоков, а потому выделяют вырабатываемые ими вещества в кровь.) - Какую роль играют гормоны? (Регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов.) - Назовите основные особенности гормонов. (Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции и поступают в тканевую жидкость или кровь; влияют на строго определенные клетки, ткани, органы; действуют в очень маленьких количествах и регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов.) Учитель может использовать вопросы на с. 53 учебника |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы, выполнение работы по карточкам с заданиями (тестовые задания) |
|||||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - На прошлом уроке мы познакомились с процессами обмена веществ и регуляции нашего организма. Сегодня вы узнаете, какие именно гормоны влияют на то, как часто и быстро бьется наше сердце. Почему есть люди с очень высоким ростом, и люди, рост которых ниже среднего. Узнаем, что йод используется не только как антисептическое средство, но и играет важную роль в нашем организме. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа по учебнику. Работа в рабочей тетради |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание обучающихся на вопросы здорового образа жизни: - Иногда по тем или иным причинам, связанным с условиями среды, типом питания или нарушением деятельности каких-то органов, железы внутренней секреции также могут работать “неправильно”. То есть происходит нарушение выработки гормона, развивается гиперфункция или гипофункция работы железы. Гиперфункция характеризуется избыточной выработкой гормонов, гипофункция, в свою очередь, - недостаточной выработкой гормона. Оба нарушения пагубно влияют на процессы обмена веществ в организме. Формулирует задание: - Вам необходимо, используя текст учебника и дополнительную литературу, заполнить следующую таблицу: РОЛЬ ГОРМОНОВ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|||||
Железа |
Гормон |
Гиперфункция |
Гипофункция |
|||||||
- У вас для работы будет 15 минут. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль, корректирует записи в тетрадях. Организует коллективную проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку) |
||||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
— Заполняя таблицу, вы увидели, что спектр действия гормонов на системы организма очень широк. Гормоны необходимы для нормального развития организма, они регулируют скорость реакций обмена веществ, интенсивность процессов получения и расхода энергии. Одни гормоны оказывают непосредственную регуляцию на какой-то орган-мишень, а другие могут обладать программирующим эффектом, то есть в определенный момент изменяют клетки каких-либо тканей на все последующее время их жизни. Например, в период полового созревания целый ряд клеток меняет под действием гормонов свою форму и функции на все дальнейшее время существования организма. Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о важности роли гормонов для жизнедеятельности организма. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между здоровым образом жизни и нарушениями обмена веществ в организме |
Слушают учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений |
Наблюдение |
|||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе с таблицей? |
Отвечают на вопросы |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||||
Домашнее задание |
Учебник, с. 50-53, прочитать записи в тетради. Дополнительно: подготовить сообщение по теме “Гормоны и их значение” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Карточка.
1. Из приведенного списка выберите железы внутренней секреции:
Пищеварительная железа. Поджелудочная железа.
Щитовидная железа. Молочные железы.
Потовые железы. Гипофиз.
Надпочечники. Половые железы.
2. Что такое гормоны?
Ответы.
1. Железы внутренней секреции (из приведенного списка): щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, гипофиз.
2. Гормоны - биологически активные вещества, выделяются железами внутренней секреции и поступают в кровь.
РОЛЬ ГОРМОНОВ
Железа |
Гормон |
Гиперфункция | Гипофункция |
|
Гипоталамус |
Либерины, статины |
Регуляция секреции гормонов гипофиза |
|
Гипофиз |
Гормон роста |
Гигантизм - в молодом возрасте усиленный рост тела. Акромегалия - у взрослых людей усиленный рост костей лицевого черепа, кистей, стоп |
Карликовость - задержка роста при нормальном умственном развитии |
Регуляция деятельности щитовидной, половых желез, надпочечников. Интенсивность мочевыделения, регуляция количества выделенной воды |
|||
Щитовидная железа |
Тироксин, трийодтиронин |
Базедова болезнь - повышение обмена веществ, возбудимости нервной системы (НС); зоб |
Микседема - понижение обмена веществ, возбудимости НС; отечность. Кретинизм - в молодом возрасте нарушение пропорций тела, задержка роста, полового и психического развития |
Увеличивают интенсивность энергетического обмена и роста организма; стимуляция рефлексов |
|||
Надпочечники |
Адреналин, норадреналин |
Адреналин усиливает работу мышц, повышает содержание глюкозы в крови; усиливает кровоток в мозг |
|
Поджелудочная железа |
Инсулин |
Гипогликемия - уменьшение содержания сахара в крови => инсулиновый шок (нарушение деятельности мозга, судороги, потеря сознания) |
Сахарный диабет - повышение содержания глюкозы в крови и невозможность использования глюкозы клетками организма для получения энергии => диабетическая кома (потеря сознания) |