ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о единстве органического мира, проявляющемся в клеточном строении организмов; познакомить со строением и функциями клеточных органоидов |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся будет знать основные признаки организма человека; научится узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах; устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей, органов и их систем |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Клетка, органоиды, включения, клеточная оболочка, ядро, митохондрии, пластиды, ЭПС, рибосомы, ядрышко, комплекс Гольджи |
Оборудование |
Презентация по теме урока или иллюстрации органоидов клетки |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Клеточное строение организма. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001а3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81746/?interface=catalog&class=50& subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний, индивидуальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - В чем сходство строения растений, животных, грибов? (Имеют клеточное строение.) - Что собой представляет клетка? (Это единица строения организмов.) - Как называются постоянные структуры клетки? (Органоиды.) - Где находится генетический материал клетки? (В ядре, в хромосомах.) - Как называется жидкое содержимое клетки, в котором находятся органоиды? (Цитоплазма.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
||||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Я вижу, что вы уже знаете немного о строении клетки. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов: растений, животных, грибов. Организм человека не является исключением. Наше тело, как и организм животных, состоит из клеток. Организм человека состоит из огромного количества клеток. При этом они различаются размерами и формой. Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим клеточное строение организма человека, выявим особенности строения клеток и узнаем, почему в организме человека встречаются клетки, разные по форме и размерам. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику, заполнение таблицы в тетрадях |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание учащихся на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Клетка - элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции, самовоспроизведению. Функцию хранения наследственной информации, передачи признаков из поколения в поколение осуществляет ядро, которое содержит в себе генетический материал. Это двумембранный органоид, содержащий в мембране поры, для того чтобы особые структуры, отвечающие за процессы, могли беспрепятственно покинуть ядро. К двумембранным органоидам относят также митохондрии. Это энергетические станции клетки. В них накапливается и хранится энергия, необходимая для всех процессов жизнедеятельности. Для того чтобы не пропустить важный органоид, всегда помнить их функции и уметь узнавать на рисунках, мы с вами заполним таблицу. ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Заполняют таблицу в тетради Отвечают на вопросы |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию Устанавливают причинно-следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
||||
Органоид |
Строение, функция |
Рисунок |
|||||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль выполнения работы. Рассказом учитель дополняет материал учебника, использует ЭОР и презентацию с иллюстрациями органоидов. После заполнения учащимися таблицы организует коллективную проверку выполнения упражнения. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников (см. Ресурсный материал к уроку). - Вы узнали, что такое органоиды, какие они бывают и какие функции выполняют. Вам при заполнении таблицы встретилось определение “включения”. Что такое включения? Какие функции они выполняют? (Это временные структуры клетки.) - Это могут быть и молекулы белков, и капельки жира. Они появляются при необходимости, то есть синтезируются клеткой и в нужный момент расходуются |
|||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что клетка — структурная и функциональная единица строения организма человека. - Пришло время ответить на вопрос, почему клетки различаются размерами и формой, строением. (Это объясняется там, что каждая клетка выполняет определенные функции в многоклеточном организме человека.) Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют информацию |
|||||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
Организует беседу, связывая результаты урока с его целями: - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы обучающихся |
||||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
||||
Домашнее задание, творческое задание |
Учебник, с. 31-34. Дополнительно: подготовить сообщение “Цитология - наука о клетке”; создать презентации по темам “Растительная клетка”, “Животная клетка” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ
Органоид |
Строение, функция |
Рисунок |
Мембрана, клеточная мембрана |
Билипидный слой; белки, расположенные на поверхности или пронизывающие. Мембрана отграничивает содержимое клетки от окружающей среды. Основная функция - защитная, а также транспортная, так как через нее могут проходит некоторые вещества. Через мембрану осуществляется связь с соседними клетками |
|
Цитоплазма |
Функция - транспорт питательных веществ, поддержание формы клетки. Обеспечивает взаимодействие всех органоидов клетки друг с другом |
|
Ядро |
Отграничено ядерной оболочкой от цитоплазмы. Содержит ДНК. Осуществляет передачу наследственной информации, регуляцию жизнедеятельности клетки |
|
ЭПС |
Представляет собой сеть канальцев. Осуществляет синтез веществ и их последующий транспорт. На гладкой ЭПС синтезируются углеводы и жиры, на шероховатой ЭПС - белки |
|
Рибосомы |
Находятся на шероховатой ЭПС. Осуществляют синтез белка |
|
Комплекс Гольджи |
Представляет собой систему плоских мешочков, цистерн. Принимает участие в накоплении веществ. Осуществляет образование лизосом |
|
Лизосомы |
Синтезируются в комплексе Гольджи. Они осуществляют расщепление белков, жиров, углеводов |
|
Митохондрии |
Двумембранные органоиды овальной формы. Здесь происходит окисление органических веществ, в результате которого выделяется и накапливается энергия в виде молекул АТФ |